УИД 29RS0007-01-2022-000304-30
Дело №2а-244/2022 | Мотивированное решение составлено 22.07.2022 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Груздева Л.А.,
при секретаре Шутеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Шлюпкину Е.А. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) в лице начальника Инспекции Богатовой М.О. обратилась в суд с иском к Шлюпкину Е.А. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц в размере 40937,69 руб., в том числе:
Административные исковые требования мотивированы тем, что Шлюпкин Е.А. до ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и в соответствии со ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являлся плательщиком страховых взносов. Шлюпкину Е.А. исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32448 руб. за расчетный период 2020 г. - срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ (обязанность по уплате налога не исполнена) и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426,00 руб. за расчетный период 2020 года - срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ (обязанность по уплате налога не исполнена). В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате страховых взносов должнику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50,56 руб., начисленные на недоимку 2020 г.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13,13 руб., начисленные на недоимку 2020 г. В соответствии со ст.ст. 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№. Инспекция обращалась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шлюпкина Е.А. денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Коношского судебного района Архангельской области по данному заявлению был вынесен судебный приказ №, но ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ отменен в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно его исполнения.
Административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в суд, указав, что копия определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № поступила в Инспекцию в ответ на запрос мировому судье только ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что на момент направления административного искового заявления в суд требования административным ответчиком не исполнены, Инспекция просит взыскать с Шлюпкина Е.А. указанную денежную сумму в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Инспекцией по суммам, заявленным к взысканию, представлены соответствующие расчеты.
Административный истец - Инспекция о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебном заседании представитель не присутствовал. Начальник Инспекции просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик Шлюпкин Е.А. о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал. Представил письменные возражения к административному иску, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований. Указал, что ранее судебные приставы удерживали с него задолженность в пользу Инспекции и в данном случае имеется пропуск срока исковой давности. С задолженностью в размере 36,08 руб. согласен (л.д.22).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.3 НК РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.3.4 ст.23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные НК РФ страховые взносы. Объект обложения страховыми взносами, база для исчисления страховых взносов, тарифы страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлены главой 34 НК РФ.
Согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно п.п. 1-4, 7 ст.75 НК РФ за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов индивидуальный предприниматель уплачивает пеню. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страхового взноса определяется в процентах от неуплаченной суммы. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и не оспаривается административным ответчиком, что Шлюпкин Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ имел статус индивидуального предпринимателя, соответственно являлся плательщиком страховых взносов. Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12).
Пунктом 1 ст.430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 15.10.2020 №322-ФЗ) предусмотрено, что плательщики, указанные в пп. 2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32448 рублей за расчетный период 2020 г. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2020 г.
Как следует из п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае перечисления налога в более поздний срок по сравнению с предусмотренным.
На основании ст.430 НК РФ административному ответчику исчислены страховые взносы за 2020 г.:
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате страховых взносов должнику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени:
Инспекцией в адрес налогоплательщика Шлюпкина Е.А. ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым административному ответчику необходимо уплатить: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2020 год в размере 32448 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 50,56 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за 2020 год в размере 8426 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13,13 руб.
Представленный Инспекцией расчет взыскиваемых сумм судом проверен, признан арифметически правильным и соответствующим указанным нормам НК РФ. Контррасчет административным ответчиком не представлен.
Доказательств погашения Шлюпкиным Е.А. задолженности по уплате страховых взносов и пеней в судебное заседание не представлено.
В соответствии с абзацем 2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч.3.1 ст.1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 КАС РФ.
Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шлюпкина Е.А. задолженности по страховым взносам и пени.
По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (ч.1 ст.123.7 КАС РФ).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №1 Коношского судебного района Архангельской области по данному заявлению вынесен судебный приказ №.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Коношского судебного района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в отношении Шлюпкина Е.А. отменен в связи с обращением налогоплательщика с заявлением об отмене судебного приказа.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ, то указанный срок им признан не пропущенным.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (ч.3 ст.123.8 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС РФ не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено, что судебный приказ, выданный ДД.ММ.ГГГГ, был отменен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд с настоящим административным иском с учетом п.3 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.93 КАС РФ истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.3 ст.123.7 КАС РФ копии определения об отмене судебного приказа направляется взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.
Из текста сопроводительного письма мирового судьи судебного участка №1 Коношского судебного района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в материалах дела, следует, что первоначально копия определения об отмене судебного приказа в отношении Шлюпкина Е.А. была направлена в адрес Инспекции ДД.ММ.ГГГГ. Материалы дела не содержат доказательств получения административным истцом копии данного определения.
Инспекцией запросом от ДД.ММ.ГГГГ№ у мирового судьи судебного участка №1 Коношского судебного района Архангельской области была затребована копия определения об отмене судебного приказа по делу №.
На основании данного запроса мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ направлена копия определения об отмене судебного приказа № (исх. №), которая согласно штампу входящей корреспонденции поступила в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ вх.№.
Таким образом, материалами дела достоверно установлено, что копия определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного ответчика Шлюпкина Е.А. была получена административным истцом ДД.ММ.ГГГГ (подтверждается штампом входящей корреспонденции), то есть после истечения срока, предусмотренного законодательством для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с должника задолженности по налоговым платежам.
Согласно ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный Кодексом административного судопроизводства РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Инспекция ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о взыскании с Шлюпкина Е.А. задолженности по страховым взносам и пени.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения ст.95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 №611-О и от 17.07.2018 №1695-О).
Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения; право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Принимая во внимание то, что административным истцом срок для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности был пропущен незначительно после установленного шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, суд признает указанную причину пропуска процессуального срока на подачу настоящего административного искового заявления уважительной, так как материалы дела не содержат доказательств того, что административным истцом была получена копия определения об отмене судебного приказа до ДД.ММ.ГГГГ, с административным исковым заявлением Инспекция обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом суда.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение Инспекции с данным административным исковым заявлением и находит требования Инспекции к Шлюпкину Е.А. в части взыскания денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц в размере 40937,69 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основания для применения заявленного административным ответчиком срока давности обращения в суд отсутствуют.
В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Размер государственной пошлины по настоящему иску имущественного характера на общую сумму 40937,69 руб., в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, составляет 1428,13руб.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Административный ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден, следовательно, с Шлюпкина Е.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1428,13руб. Исходя из требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Шлюпкину Е.А. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Шлюпкина Е.А. в доход государства задолженность по обязательным платежам в бюджет в размере 40937 (сорок тысяч девятьсот тридцать семь) рублей 69 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог за 2020 год в размере 32448 руб., пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 50,56 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог за 2020 год в размере 8426 руб., пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13,13 руб.
Взыскать с Шлюпкина Е.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Коношский муниципальный район» в размере 1428 (одна тысяча четыреста двадцать восемь) рублей 13 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Л.А. Груздев