ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2450/2021 от 18.05.2021 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

2а-2450/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

-Дата- г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики

в составе судьи Чайкиной С.Г.,

при секретаре Первушиной О.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о признании незаконным решения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО обратилась в суд с административным иском к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о признании незаконным отказа, выраженного в уведомлении от -Дата- Требования мотивированы тем, что административный истец ФИО-Дата- рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с законодательством РФ имела право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и не реализовала это право по состоянию на -Дата-. И после -Дата- года имела право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам социального найма, но не включена в республиканский список. -Дата- года в связи с тем, что родители административного истца не занимались ее воспитанием, ФИО<данные изъяты>. Решением <данные изъяты> мать ФИО1 лишена родительских прав в отношении ФИО Решением <данные изъяты> отец ФИО2 лишен родительских прав в отношении ФИО-Дата- административным истцом заключен договор социального найма на жилой дом, расположенный по адресу: .... -Дата- года на основании заключения межведомственной комиссии указанный дом признан непригодным для постоянного проживания. В -Дата-ФИО обратилась в Администрацию <данные изъяты> с заявлением об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении в связи с тем, что оно признано непригодным для проживания. -Дата- уведомлением Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики административному истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении в связи с тем, что ФИО достигла возраста 23 лет, следовательно, утратила статус лица из числа детей-сирот и право на установление факта невозможности проживания в жилом помещении. На момент вступления в законную силу Закона УР № 8-РЗ от 14 марта 2013 года (29 марта 2013), в котором определен порядок установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении административный истец достиг возраста 23 лет. Какие-либо ограничения по возрасту при установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении не могут распространяться на административного истца, поскольку на момент вступления в силу Закона УР № 8-РЗ от 14 марта 2013 года административный истец уже достиг возраста 23 лет и утратил статус лица из числа детей-сирот. Согласно п. 4 постановления Правительства УР от 04 сентября 2013 года № 403 «О порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» заявление об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях подается в органы опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты: детьми-сиротами, достигшими возраста 18 лет, а также объявленными полностью дееспособными до достижения совершеннолетия, в случае если они не реализовали свое вправо на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 года. На момент утверждения указанного Порядка заявитель достиг возраста 24 лет, до 01 января 2013 года истец не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, следовательно, ограничения по возрасту при установлении факта невозможности проживания в жилом помещении к административному истцу не применяются. Данный пункт не содержит какие-либо предельные ограничения по возрасту. Вынесенный административным ответчиком отказ нарушает права административного истца на включение в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года № 397 Правилами О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к данной категории и достигли возраста 23 лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Административный истец просит признать отказ административного ответчика, выраженный в уведомлении от -Дата- года ,незаконным, обязать административного ответчика восстановить нарушенное право ФИО., -Дата-, путем проведения действий, предусмотренных в постановлении Правительства УР от 04 сентября 2013 года № 403, т.е. принять решение по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ...

Административный истец ФИО в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании ордера, в судебном заседании просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемое административным истцом уведомление от -Дата- года вынесено на законных основаниях.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав доказательства по делу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что ФИО-Дата-, -Дата-<данные изъяты>

Решением <данные изъяты> от -Дата- года мать ФИО1 лишена родительских прав в отношении ФИО

Решением <данные изъяты> от -Дата- года отец ФИО2 лишен родительских прав в отношении ФИО

-Дата- административным истцом заключен договор социального найма на жилой дом, расположенный по адресу: ...

-Дата- на основании заключения межведомственной комиссии указанный дом признан непригодным для постоянного проживания.

В -Дата-ФИО обратилась в Администрацию <данные изъяты> с заявлением об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении в связи с тем, что оно признано непригодным для проживания.

-Дата- уведомлением Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики административному истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении в связи с тем, что ФИО достигла возраста 23 лет, следовательно, утратила статус лица из числа детей-сирот и право на установление факта невозможности проживания в жилом помещении.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходил из следующего:

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).

Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения содержат статья 2 и часть 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики N 8-РЗ от 14 марта 2013 года "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:

1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 3 статьи 3).

По смыслу приведенных норм правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом положений, предусмотренных Законом Удмуртской Республики N 8-РЗ от 14 марта 2013 года, нуждающиеся в жилом помещении и по достижении возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

Согласно Постановления Правительства УР № 403 от 04.09.2013 года «О порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» порядок определяет процедуру установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - ранее занимаемые жилые помещения.

Решение об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях принимается Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее - Министерство) на основании заключения органа опеки и попечительства в Удмуртской Республике (далее - орган опеки и попечительства), письменного заявления об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, оформляемого в соответствии с приложением к настоящему Порядку, и документов, прилагаемых к нему.

Заявление об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - заявление) подается в органы опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты детьми-сиротами, достигшими возраста 18 лет, а также объявленными полностью дееспособными до достижения совершеннолетия, в случае, если они не реализовали свое право на обеспечение жилым помещением до 1 января 2013 года.

Решение Министерства об отказе в установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, а также решение Министерства об отмене решения об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях могут быть обжалованы в судебном порядке.

При этом, как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Исходя из выше приведенных норм, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, -Дата- административным истцом заключен договор социального найма № на жилой дом, расположенный по адресу: ...

-Дата- года на основании заключения межведомственной комиссии указанный дом признан непригодным для постоянного проживания.

Административный истец ФИО-Дата-, лишь в -Дата- обращается в Администрацию <данные изъяты> с заявлением об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении в связи с тем, что оно признано непригодным для проживания.

На момент подачи указанного заявления ФИО исполнился <данные изъяты>.

По достижении возраста 23 лет ФИО уже не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как она утратила одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд пришел к выводу о том, что ФИО., являясь совершеннолетним дееспособным лицом, не была лишена возможности ранее обратиться с заявлением об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении.

Кроме того, административным истцом в нарушение статьи 62 КАС РФ не представлено доказательств обращения с заявлением о постановке на учет в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Оспариваемое уведомление от -Дата- года является законным, выдано на основании выше приведенных норм права и законные интересы административного истца не нарушает.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным уведомления № 06-4-35/324 от 25 декабря 2020 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о признании отказа, выраженного в уведомлении от -Дата- года , незаконным, обязании восстановить нарушенное право ФИО, -Дата-, путем проведения действий, предусмотренных в постановлении Правительства УР от 04 сентября 2013 года № 403, по принятию решения по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено -Дата-.

Судья С.Г. Чайкина