ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2453/2016 от 23.06.2016 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

2а-2453/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2016 г. г. Киров, ул. Московская, д. 70 каб. 504

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Уськовой А.Н.,

при секретаре Семуковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Инспекции ФНС России по городу Кирову к Карасеву М.Ю. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по городу Кирову обратилась в суд с административным исковым заявлением к Карасеву М.Ю. со следующими требованиями:

- взыскать с Карасева М.Ю. за счет его имущества в доход государства транспортный налог за 2013 год в сумме 16 986 руб., пени по транспортному налогу в сумме 2 398 руб. 17 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что Карасев М.Ю. имеет в собственности транспортные средства, в связи с чем обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате транспортного налога. Однако транспортный налог за 2013 год в установленный законом срок Карасев М.Ю. не уплатил, в связи с чем с него в доход государства подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу в размере 16 986 руб.

Поскольку при нарушении срока уплаты налога предусмотрено взимание пени, то Карасеву М.Ю. налоговым органом начислена пеня в сумме 2 398 руб. 17 коп. за период с 01.12.2013г. по 04.12.2014г.

В связи с допущенными нарушениями, в адрес административного ответчика налоговым органом направлены требования от 28.04.2014г. и от 10.12.2014г. об уплате недоимки по налогам и пени.

Однако, требования налогового органа Карасевым М.Ю. до настоящего времени не исполнены, судебный приказ о взыскании с него задолженности по транспортному налогу и пени отменен на основании определения от 07.10.2015г.

В связи с указанными обстоятельствами ИФНС России по г. Кирову была вынуждена обратиться в суд с административным иском.

В судебное заседание представитель административного истца Инспекции ФНС России по городу Кирову не явилась, извещена, просила рассмотреть дело без ее участия.

В предоставленном отзыве на удовлетворении требований настаивала, на возражения стороны административного ответчика указала, что транспортный налог начисляется владельцам транспортных средств на основании сведений, предоставляемых в налоговый орган МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Кирову.

Как следует из полученных налоговым органом сведений, транспортное средство марки МАЗ-5337, 1989 года выпуска, поставлено на учет в МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Кирову 28.09.2011г. и в 2013г. автомобиль с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Кирову не снят.

Прекращение взимания налога предусмотрено НК РФ в том случае, если транспортное средство снято с регистрационного учета в органах ГИБДД, иных оснований кодекс не предусматривает.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога поставлена в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика.

Транспортный налог является региональным налогом, формирующим доходную базу региональных и местных бюджетов, и в Федеральный бюджет не зачисляется. При этом данный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта владения и использования имущества.

Снятие транспортного средства с регистрационного учета носит заявительный характер, однако, административным ответчиком факт обращения с указанным заявлением в МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Кирову не доказан и документального подтверждения обращения за снятием с учета не предоставлено.

Указала также, что факт смены собственника налоговым органом не оспаривается, однако, основанием начисления налога является факт регистрации транспортного средства на имя конкретного налогоплательщика. В свою очередь, основанием для освобождения от уплаты транспортного налога явится снятие автомобиля с регистрационного учета прежним собственником либо регистрация смены его владельца

Поскольку какие-либо сведения о снятии с учета либо смене собственника в ГИБДД отсутствуют, следовательно, обязанность по уплате налога возложена на Карасева М.Ю.

Ввиду того, что осуществить снятие транспортного средства с регистрационного учета административный ответчик должен был самостоятельно, однако, указанных действий не произвел, следовательно, предоставление договора купли-продажи не имеет правового значения для начисления Карасеву М.Ю. транспортного налога и не является основанием для его перерасчета.

Доводы административного ответчика о том, что он не является собственником транспортных средств, являющихся предметом налогообложения, а равно применении к налоговым правоотношениям гражданского законодательства, также не могут быть признаны обоснованными, поскольку какие-либо пробелы в налоговом законодательстве, в силу чего может быть применена аналогия закона, отсутствуют.

В силу указанных обстоятельств требования налогового органа считала обоснованными и предъявленными без нарушения срока исковой давности.

Просила требования удовлетворить.

Административный ответчик Карасев М.Ю. в судебном заседании требования налогового органа не признал и указал, что платить транспортный налог и тем более пени, не должен, поскольку собственником транспортного средства марки МАЗ-5337, 1989 года выпуска, VIN , он не является, так как 10.01.2012г. указанное транспортное средство продано З. Более того, каким-либо законом обязанность по снятию транспортного средства с регистрационного учета на него не возлагается.

Указал также, что НК РФ и ГК РФ имеют равную юридическую силу, в силу чего применение норм ГК РФ, опосредующих переход права собственности и имущество, является обоснованным.

Просил в удовлетворении требований налоговому органу отказать.

Выслушав административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Как следует из ст. 57 и ч. 3 ст. 75 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 1 НК РФ, кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

На основании ст. 357 НК РФ и Закона Кировской области № 114-ЗО от 28.11.2002 г. на граждан, имеющих в собственности транспортные средства, возложена обязанность производить уплату транспортного налога.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 363 НК РФ, ст. 4 Закона Кировской области № 114-ЗО от 28.11.2002 (в ред. от 04.07.2013), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог по местонахождению транспортных средств согласно налоговому уведомлению в срок до 10 ноября и 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ч. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В ходе судебного заседания установлено и административным ответчиком не оспорено, что в собственности Карасева М.Ю. имеются транспортные средства, в том числе автомобиль марки МАЗ-5337, 1989 года выпуска, VIN , Поставленный на учет в МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Кирову 28.09.2011г.

По состоянию на 2013г. автомобиль с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Кирову не снят.

Указанные обстоятельства подтверждаются предоставленным в материалы дела досье физического лица Карасева М.Ю.

В силу указанных обстоятельств, на административного ответчика возлагается обязанность своевременно производить уплату транспортного налога, в размерах, порядке и сроки, установленные НК РФ И Законом Кировской области № 114-ЗО от 28.11.2002 г.

Однако, на основании направленного в его адрес 10.07.2014г. уведомления , о наступлении срока уплаты налога, Карасев М.Ю. уплату транспортного налога в срок до 10.11.2014г. и до 01.12.2014г., не произвел.

В связи с указанными обстоятельствами в адрес административного ответчика налоговым органом направлены требования об уплате транспортного налога, налога на имущество и пени от 28.04.2014г. и от 10.12.2014г. что подтверждается копиями указанных документов и реестрами заказной почтовой корреспонденции от 29.04.2014г. и от 22.12.2014г., соответственно.

Однако каких-либо действий, направленных на исполнение требований ИФНС России по г. Кирову, Карасев М.Ю. не произвел.

Более того, судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2013г. и пени, на основании заявления Карасева М.Ю. отменен, что подтверждается копией определения от 07.10.2015г., вынесенного мировым судьей судебного участка № 64 Октябрьского судебного района г. Кирова Кировской области.

Как следует из расчета, составленного административным истцом, размер пени за период с 01.12.2013г. по 04.12.2014г. составляет 2 398 руб. 17 коп.

Расчет судом проверен, стороной административного ответчика не оспорен и принят в качестве надлежащего доказательства по делу.

Таким образом, поскольку до настоящего времени обязанность по уплате транспортного налога налогоплательщиком не исполнена, при этом имеются основания для взыскания задолженности за счет имущества административного ответчика, суд находит требования ИФНС России по г. Кирову обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы Карасева М.Ю. относительно того, что собственником транспортного средства он не является, поскольку на основании договора купли-продажи от 10.01.2012г., оно продано З., в силу чего не должен исполнять обязанность по уплате транспортного налога за 2013г., а также платить пени, не может быть принято судом во внимание, поскольку, в силу НК РФ, основанием для начисления транспортного налога является факт регистрации транспортного средства в органах ГИБДД УМВД России по Кировской области за конкретным лицом.

Поскольку обязанность по снятию с регистрационного учета, в связи с переходом права собственности на транспортное средство к иному лицу, административный ответчик не исполнил, соответственно, именно на него возлагается обязанность по уплате транспортного налога за 2013 г. и пени за период с 01.12.2013г. по 04.12.2014г. в общей сумме 19 384 руб. 17 коп.

Принимая во внимание, что исковые требования налогового органа удовлетворены в полном объеме, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, с Карасева М.Ю. в бюджет Муниципального образования «Город Киров» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 775 руб. 37 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Инспекции ФНС России по городу Кирову к Карасеву М.Ю. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу – удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Карасева М.Ю., проживающего по адресу: <адрес>, за счет его имущества в доход государства задолженность по транспортному налогу за 2013 год в сумме 16 986 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 2 398 рублей 17 копеек, а всего 19 384 (девятнадцать тысяч триста восемьдесят четыре) рубля 17 копеек.

Взыскать с Карасева М.Ю., проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в сумме 775 (семьсот семьдесят пять) рублей 37 копеек в бюджет Муниципального образования «Город Киров».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Уськова

Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2016 года