ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2457/16 от 28.04.2016 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-2457/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2016 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Потякиной А.Н.

при секретаре Мальцевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Бийскому негосударственному учреждению дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» о ликвидации некоммерческой организации,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в суд с иском к Бийскому негосударственному учреждению дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» о ликвидации некоммерческой организации в порядке ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обосновании требований представитель истца в иске указал на то, что 03 декабря 1997 года Администрацией г. Бийска Алтайского края зарегистрировано Бийское негосударственное учреждение дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави». В Единый государственный реестр юридических лиц сведения о некоммерческой организации внесены Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Бийску Алтайского края 15 декабря 2002 года под основным государственным регистрационным номером 1022200571513.

26 марта 2012 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, распоряжением №251-р зарегистрирована новая редакция устава.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии с положением п. 2.1 устава основной целью деятельности некоммерческой организация является реализация дополнительных образовательных программ и услуг в области культуры и спорта в интересах личности, общества, государства, физическое и духовное совершенствование обучающихся через занятия танцевальным спортом, культивируемым в Учреждении, эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в развитии личностного потенциала обучающихся.

В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

21 января 2016 года от руководителя некоммерческой организации ФИО1 в Управление поступило заявление о том, что некоммерческая организация деятельность по достижению уставных целей в 2015 году не вела, в дальнейшем продолжать свою деятельность не намерена.

Следовательно, в нарушение требований п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» и положений п. 2.1 собственного устава, некоммерческой организацией деятельность по достижению уставных целей с 2015 года не осуществлялась.

Кроме того, в нарушение требований ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» некоммерческая организация не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, и получать ее также не намерена.

В соответствии с требованиями п. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - коды ОКВЭД). В нарушение указанной нормы закона Бийским негосударственным учреждением дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб Визави» коды ОКВЭД в реестре не зарегистрированы.

За допущенные нарушения требований закона 09 декабря 2015 года Управлением в адрес некоммерческой организации и ее руководителя (физического лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности) было вынесено и направлено письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и срока их устранения. Как следует из заявления ФИО1 от 21 января 2016 года, осуществлять их регистрацию некоммерческая организация не намерена, в связи с отсутствием денежных средств.

Таким образом, некоммерческой организацией допускаются неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации и собственного Устава.

С учетом изложенного, просит ликвидировать Бийское негосударственное учреждение дополнительного образования студия спортивного танца «Бал-клуб «Визави» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, что суд считает возможным.

Представитель административного ответчика - Бийского негосударственного учреждения дополнительного образования студии спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен судом по месту регистрации, судебное извещение возвращено с отметкой «Истек срок хранения».

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «О некоммерческих организациях» и Административным регламентом, у некоммерческой организации имеются оригиналы всех регистрационных документов. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, отсутствующих у лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлены в адрес административного ответчика и в адрес заинтересованного лица. В соответствии с п. 2 ст. 51, п. 3 ст. 54 ГК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При изложенных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Руководствуясь ч.4 ст.264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что Бийское негосударственное учреждение дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» является некоммерческой организацией, зарегистрировано постановлением администрации г. Бийска от 03 декабря 1997 года №1271, действует на основании устава, утвержденного решением собрания учредителей от 20 ноября 1997 года.

Сведения о некоммерческой организации внесены Инспекцией РФ по налогам и сборам по г. Бийску Алтайского края 15 декабря 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1022200571513.

Решением общего собрания учредителей от 12 января 2012 года утверждены изменения и дополнения в Устав Бийского негосударственного учреждения дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави», распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю от 26 марта 2012 №251-р зарегистрированы изменения в учредительные документы учреждения.

В соответствии с п.2 ст. 2 от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу п.1 ст.14 данного Закона учредительными документами некоммерческих организаций является, в том числе, устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;

Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками) (п.2 данной статьи).

Основной целью деятельности некоммерческой организации в соответствии с п.2.1 устава Бийского негосударственного учреждения дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» является реализация дополнительных образовательных программ и услуг в области культуры и спорта в интересах личности, общества, государства, физическое и духовное совершенствование обучающихся через занятия танцевальным спортом, культивируемым в Учреждении, эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в развитии личностного потенциала обучающихся.

В соответствии с п.1 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения (пункт 4 данной статьи).

Как следует из заявления руководителя некоммерческой организации ФИО1 от 21 января 2016 года, в связи с тем, что Бийское негосударственное учреждение дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» не имеет права на осуществление образовательной деятельности, что являлось основным и единственным направлением ее деятельности, в настоящее время деятельность Бийского негосударственного учреждения дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» фактически прекращена в связи с не достижением уставных целей, в дальнейшем продолжать свою деятельность не намерены, лицензию на осуществление образовательной деятельности получать не намерены.

Следовательно, в нарушение требований ст. 91 ФЗ «Об образовании в РФ» некоммерческая организация не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, предусмотренной ее учредительными документами, и получать ее также не намерена.

Как установлено из материалов дела, в нарушение требований п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» и положений п. 2.1 собственного устава некоммерческой организацией деятельность по достижению уставных целей с 2015 года не осуществляется.

Таким образом, некоммерческой организацией допускаются неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации и собственного устава.

В соответствии с п.1, 1.1., 2 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится, в том числе, уполномоченным органом или его территориальным органом. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

На основании п.п. 30.10. п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313; п. п. 73, 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03 марта 2014 года №26; п. 12 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705; п.п. 78, 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года №456 Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по результатам контроля за деятельностью некоммерческих организаций обращаются в суд с заявлением о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.

Согласно п.п. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу том, что обращение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю с настоящим заявлением в суд к Бийскому негосударственному учреждению дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» в порядке п.п. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является обоснованным, а указанные выше действия (бездействие) административного ответчика расцениваются судом как неоднократные нарушения закона, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

В силу требований ст.114 КАС РФ, п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерациями, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Бийское негосударственное учреждение дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» в качестве юридического лица.

Исключить Бийское негосударственное учреждение дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Бийского негосударственного учреждения дополнительного образования студия спортивного бального танца «Бал-клуб «Визави» в доход бюджета городского округа муниципального образования город Бийск государственную пошлину в размере 6000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.Н. Потякина