ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-245/20 от 27.10.2020 Саянского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-245/2020

УИД 24RS0045-01-2020-000337- 47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Саянский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Захаровой Л.В.

с участием помощника прокурора Саянского района Красноярского края Максимовой Е.В.

при секретаре Журавлевой Е.Н.,

с участием представителя административного ответчика председателя избирательной комиссии МО Гладковский сельсовет Юрковой Л.А.,

третьих лиц представителя Территориальной избирательной комиссии Саянского района Красноярского края Блохиной Т.В., главы МО Гладковский сельсовет Гришиной С.Н., третьего лица Максимовой О.И.,

при секретаре Журавлевой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-245\2020 по административному исковому заявлению Чуб В.В. к Окружной Избирательной комиссии муниципального образования Гладковский сельсовет Саянского района Красноярского края, Участковой избирательной комиссии №1865 муниципального образования Гладковский сельсовет Саянского района Красноярского края об отмене решения о признании выборов главы муниципального образования Гладковский сельсовет состоявшимися, признании выборов главы недействительными; признании действий комиссий незаконными, признании решения №6/15 УИК №1865 от 13.09.2020 г. необоснованным; признании действий должностных лиц как действия административного ресурса, нарушившими Закон о выборах, о расформировании окружной и участковой избирательной комиссий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец кандидат в главы Гладковского сельсовета Чуб В.В. 18 сентября 2020 года обратилась в суд с административным исковым заявлением

к Окружной Избирательной комиссии муниципального образования Гладковский сельсовет Саянского района Красноярского края, Участковой избирательной комиссии №1865 муниципального образования Гладковский сельсовет Саянского района Красноярского края об отмене решения о признании выборов главы муниципального образования Гладковский сельсовет состоявшимися; признании выборов главы муниципального образования Гладковский сельсовет недействительными; действия Окружной Избирательной комиссии муниципального образования Гладковский сельсовет Саянского района Красноярского края, Участковой избирательной комиссии №1865 муниципального образования Гладковский сельсовет Саянского района Красноярского края –нарушающими Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закон Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае»; признании решения УИК от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и подлежащим отмене; признании действий должностного лица администрации Гладковского сельсовета М.О.И.. и главы муниципального образования Гладковский сельсовет Г.С.Н. действиями административного ресурса, нарушившими Закон о выборах; взыскании с председателя Окружной избирательной комиссии МО Гладковский сельсовет Юрковой Л.А и председателя УИК №1865 Гладковский сельсовет Кочеровой Т.В. компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей солидарно, принятии судебного акта о расформировании Окружной и Участковой избирательной комиссии Гладковский сельсовет. Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования Гладковский сельсовет Саянского района состоялись выборы главы Гладковского сельсовета. Окружной избирательной комиссией Гладковский сельсовет на должность главы Гладковского сельсовета были зарегистрированы два кандидата: Чуб В.В. и Г.С.Н.- действующий глава Гладковского сельсовета, в подчинении которой на день голосования находилась заместитель главы администрации Гладковского сельсовета М.О.И. В день голосования, после осуществления своего волеизъявления, М.О.И. продолжала находиться на избирательном участке , организовывала горячие обеды для участковой избирательной комиссии, подходила к столикам членов избирательной комиссии, общалась с ними и с присутствующей на избирательном участке кандидатом в главы сельсовета Г.С.Н. По устной договоренности с членами участковой комиссии М.О.И. было позволено находиться на избирательном участке и заниматься обязанностями, возложенными на членов комиссии, таким образом, она была наделена статусом члена комиссии. Поскольку М.О.И. в день голосования осуществляла полномочия, относящиеся к компетенции комиссии, то избирательная комиссия нарушила пп. «л» ст. 29 названного закона, согласно которой членами комиссии с правом решающего голоса не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов. Так, в день голосования в 8 часов 10 минут увидела М.О.И. на избирательном участке как проголосовавшего избирателя, в 14 часов увидела М.О.И. стоящую без верхней одежды при входе в здание избирательного участка, которая на ее (Чуб В.В.) вопрос пояснила, что кормит комиссию, затем М.О.И. вошла на избирательный участок и подойдя к столику участковой комиссии, разговаривала с членом избирательной комиссии И.Т.Г. По нахождению М.О.И. на избирательном участке обратилась к председателю УИК К.Т.В., на что член комиссии М.Т.И. ответила, что М.О.И. «кормит дочь». По данному факту она написала жалобу на имя председателя УИК , при получении жалобы председатель комиссии не приняла мер к удалению М.О.И. с территории избирательного участка, последняя вошла в кабинет директора СДК и оставалась находиться на избирательном участке.

На жалобу ей (Чуб В.В.) вручено решение УИК от ДД.ММ.ГГГГ, где имеется ссылка на п.16 ст. 20 ФЗ №67-ФЗ, которым предусмотрено оказание гос. органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и должностными лицами содействия комиссиям в реализации их полномочий, однако, данный закон дает исчерпывающий перечень оказания содействия комиссиям, и организация и обслуживание комиссии горячим питанием в день голосования такими органами и лицами законом не предусмотрена, а значит запрещена. Помимо этого, в ответе искажена дата ее обращения, в связи с чем можно сделать вывод об отсутствии нарушений со стороны зам. главы администрации Гладковского сельсовета М.О.И. Считает ответ является надуманным, а действия избирательной комиссии- нарушением ФЗ №67-ФЗ.

Кроме того, по ее (Чуб В.В.) просьбе копия прокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам главы, ей не была выдана, а получена только через несколько дней после настоятельных требований. При изучении копии протокола ею (Чуб В.В.) было установлено, что участковой избирательной комиссией был осуществлен вброс бюллетеней, в чем созналась сама К.Т.В., пояснив, что комиссия вбросила в стационарный ящик для голосования бюллетени, по которым досрочно проголосовали в окружной избирательной комиссии. При таких обстоятельствах, число погашенных бюллетеней должно быть больше. Считает, при проведении выборов и принятии решений о признании выборов по главе состоявшимися и действительными, были совершены ряд действий обеих комиссий, указывающие на нарушение ФЗ№ 67-ФЗ и Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».

В заявлении об уточнении от 21.10.2020 г. административный истец Чуб В.В. просила требования о компенсации морального вреда не рассматривать.

В судебном заседании 27.10.2020 г. административный истец Чуб В.В. покинула зал судебного заседания, при рассмотрении дела не присутствовала.

Участники процесса не возражают рассмотреть дело в отсутствие административного истца, суд полагает рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии №1865 Гладковский сельсовет <адрес> в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, с учетом мнения участников процесса, суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Из представленных возражений на исковое заявление административного ответчика Участковой Избирательной Комиссии Гладковский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что не согласны с требованиями истца, поскольку возможность отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования закреплена ст.77 ФЗ №67-ФЗ, считают, исковое заявление подано без правовых оснований, представляет собой злоупотребление гражданскими (конституционными) правами. В соответствии с п.п. «л» п.1 и п.7 ст.29 ФЗ №67-ФЗ полномочия председателя Участковой избирательной комиссии Гладковский сельсовет М.О.И. на время подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления были приостановлены решением УИК от ДД.ММ.ГГГГ, нарушений в ее действиях в день голосования, а также при подготовке выборов в органы местного самоуправления не имеется. М.О.И. могла находиться на избирательном участке для того, чтобы воспользоваться своим избирательным правом, которым впоследствии воспользовалась, после чего удалилась через запасной выход, как и все избиратели. После этого, непосредственно в самом помещении, где проходило голосование (второе фойе дома культуры) М.О.И. не появлялась, к членам комиссии не подходила, горячие обеды для Участковой избирательной комиссии не организовывала. В момент нахождения в здании Гладковского СДК (избирательного участка) никаких противоправных действий не совершала, агитационных лозунгов, призывов не высказывала, на основании изложенного Решение от ДД.ММ.ГГГГ- ответ на жалобу Чуб В.В. считают обоснованным. Кроме того, поведение членов комиссии УИК в день голосования было корректным, замечания на действия (работу) УИК от иных кандидатов, наблюдателей, сотрудников полиции, находившихся на избирательном участке отсутствовали. ДД.ММ.ГГГГ после подсчета итогов голосования по депутатам Районного Совета истец задала вопрос о получении протокола по выборам депутатов Районного Совета, уточнив, может ли кандидат Ш.П.П. завтра в ТИК в <адрес> получить протокол, вопрос о получении ДД.ММ.ГГГГ протокола по выборам главы Гладковского сельсовета истцом ДД.ММ.ГГГГ не ставился. Примерно в 01 час 30 минут ДД.ММ.ГГГГ увеличенная форма протокола о результатах выборов главы МО Гладковский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ была размещена на стене, где находится «Уголок избирателя», однако позже, ДД.ММ.ГГГГ данный протокол был обнаружен членом комиссии в мусорном ведре. В фойе Гладковского СДК, где находится избирательный участок, имеется свободный доступ, кто и когда заходил, когда был сорван протокол, комиссия пояснить не может, с ДД.ММ.ГГГГ комиссия в данном помещении не находилась. По истечении времени голосования председатель УИК объявила, что время голосования истекло, перед началом подсчета голосов члены участковой избирательной комиссии подсчитали неиспользованные избирательные бюллетени, огласили их число -133, и погасили неиспользованные избирательные бюллетени, данное число было внесено в протокол; председатель и члены УИК проверили не поврежденность пломб на переносном избирательном ящике и избирательном ящике, находившимся на избирательном участке , далее председатель и члены УИК вскрыли переносной участковый избирательный ящик, проверили соответствие количества обнаруженных в них избирательных бюллетеней количеству письменных заявлений избирателей, вне помещения проголосовало 15 избирателей, из них за кандидата Чуб В.В.-3, за кандидата Г.С.Н.-12. Далее председатель и члены УИК вскрыли избирательный ящик, находившийся на избирательном участке, члены участковой комиссии отсортировали избирательные бюллетени по главе, извлеченные из стационарного ящика для голосования по голосам, поданным за каждого из кандидатов, после этого был произведен подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату и позиции «против всех кандидатов», а именно: за Чуб В.В.- 35 голосов; за Г.С.Н.- 129 голосов; «против всех кандидатов»-0, одновременно отделили недействительные бюллетени-3. После, сложив итоги подсчета в переносном ящике и стационарном, председатель озвучила результат: Г.С.Н.- 141; Чуб В.В.-38. Все присутствующие при подсчете лица могли видеть, наблюдать за сортировкой и подсчетом бюллетеней по главе; замечания, предложения по подведению итогов голосования отсутствовали. УИК составила протокол об итогах голосования выборов главы Гладковского сельсовета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 40 минут. В протоколе указываются следующие данные:

- строка 1: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования- 302;

- строка 2: число бюллетеней, полученных УИК (т.е. передано ДД.ММ.ГГГГ от ИКМО Гладковский сельсовет в УИК );

- строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно -14 (показатель проголосовавших досрочно и в ФИО4 и в УИК ), в том числе За: число проголосовавших досрочно в помещении ИКМО Гладковский сельсовет – 4 избирателя;

- строка 4: число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 153;

- строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования- 15;

- строка 6: число погашенных бюллетеней – 133, а именно: всего 315 бюллетеней, проголосовало 182 человека (стр.9+ стр.10 протокола), 315-182=133;

- строка 7: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования -15;

- строка 8: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования- 167 (строка 4+строка3= 153+14=167);

- строка 9: число недействительных бюллетеней -3;

- строка 10: число действительных бюллетеней 179 (строка 13+ строка 14= 141+38=179);

Соответственно, на основании изложенного, строка 11 и 12 =0.

Также, из протокола ясно прослеживается, что проголосовало 182 избирателя (стр.3+стр.4+стр.5= 153+14+15=182).

На основании изложенного, понятно, что никаких «вбросов» и иных незаконных действий комиссии (ФИО4 и УИК) не совершали. Председателем УИК никаких пояснений по поводу «вброса» бюллетеней истцу не давалось.

Факт причинения истцу морального вреда отсутствовал, такие доказательства истцом не представлены, также, основания для расформирования комиссии (УИК и ИКМО Гладковский сельсовет) отсутствуют. Просят в удовлетворении исковых требований истцу отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Избирательной комиссии муниципального образования Гладковский сельсовет <адрес>Ю.Л.А. исковые требования не признала, пояснила, что Избирательной комиссией муниципального образования Гладковский сельсовет, сформированной и утвержденной решением Гладковского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ было заказано и получено по акту от редакции «Присаянье» 315 бюллетеней на главу МО Гладковский сельсовет и 315 бюллетеней на депутатов Гладковского сельского Совета. Данное количество бюллетеней было утверждено решением ИКМО Гладковский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О числе избирательных бюллетеней для голосования на выборах главы Гладковского сельсовета и депутатов Гладковского сельсовета третьего созыва». Досрочное голосование началось с ДД.ММ.ГГГГ, в ФИО4 по главе 4 избирателя проголосовали досрочно, 311 бюллетеней было по акту передано ДД.ММ.ГГГГ от ИКМО Гладковский сельсовет в УИК Гладковский сельсовет, всего бюллетеней по главе 315. Досрочно на Участковом избирательном участке проголосовали 10 избирателей, всего по досрочному голосованию 14 бюллетеней. ДД.ММ.ГГГГ до начала голосования упакованные в конверты бюллетени досрочно проголосовавших избирателей с соблюдением тайны были вскрыты и спущены в ящик для голосования. В день голосования по заявлениям проголосовало 15 избирателей: (вне помещения избирательного участка: пенсионеры, больные); 153 избирателя проголосовали на избирательном участке в помещении. Таким образом, на момент подсчета голосов: проголосовало 153 избирателя на УИК, 14 избирателей досрочно, 15 избирателей по заявлениям, всего проголосовало: 153+14+15=182 избирателя; погашено 133 бюллетеня; общее количество бюллетеней на главу 315 (182+133). При подсчете голосов установлено, что за кандидатов на главу Гладковского сельсовета проголосовали: за Г.С.Н.- 141 избиратель; за Чуб В.В.- 38, недействительных бюллетеней -3 (141+38+3=182 избирателя). Все данные были зафиксированы в протоколе, протокол подписали УИК: председатель, секретарь, члены комиссии, опечатали, затем передали в ФИО4. Протокол ФИО4 о результатах выборов главы Гладковского сельсовета подписан председателем, секретарем и членами комиссии. Каких либо нарушений при голосовании, «вбросов» бюллетеней комиссиями не установлено. Просит в удовлетворении исковых требований отказать полностью.

В судебном заседании третье лицо Г.С.Н. исковые требования Чуб В.В. не признала, поддержала возражения, считает, административный истец Чуб В.В. злоупотребляет гражданскими правами. В своем исковом заявлении истец правильно указывает, что УИК получено 311 бюллетеней, в стационарном ящике обнаружено 167 бюллетеней, то есть 153 бюллетеня+ 14 досрочно проголосовавших; + 15 бюллетеней –это проголосовали по заявлениям(то есть в переносном ящике); погашенных -133 бюллетеней. То есть, никаких вбросов не допущено. Кроме того, как указывает истица в иске, об использовании административного ресурса, то есть, ресурса, который может повлиять на результаты выборов, никаких действий, для использования незаконных ресурсов, она (Г.С.Н.) не предпринимала, как кандидат в главы зашла в 7 часов 50 минут вместе с кандидатом Чуб В.В. и находилась до момента подсчета голосов, замечаний в ее (Г.С.Н.) адрес не поступало. Кроме того, полномочия М.О.И. как председателя участковой избирательной комиссии Гладковский сельсовет на время подготовки и проведения выборов были приостановлены, нарушений в день голосования и при проведении подготовки выборов в действиях М.О.И. не имеется, она воспользовалась избирательным правом в день голосования и удалилась через запасной выход как все избиратели. После этого, непосредственно в самом помещении, где проходило голосование, не находилась, за пост не проходила, к членам комиссии не подходила, горячие обеды не организовывала. Замечаний от иных кандидатов, наблюдателей, в числе которых была дочь административного истца, сотрудников полиции, находившихся на избирательном участке, не поступало. По спискам было 301 избирателей + 1 избиратель Бородавчик- ее внесли дополнительно. Голосование, подсчет голосов- все проходило прозрачно. После подсчета голосов данные были внесены в протокол, по результатам подсчета голосов в стационарном ящике за Г.С.Н. проголосовало 129 избирателей, за Чуб В.В.- 35 избирателей; при подсчете бюллетеней в переносном ящике проголосовали за Г.С.Н.- 12 избирателей, за Чуб В.В.- 3 избирателя. В увеличенной форме протокол вывешен на стене в «Уголке избирателя» в 01час 40 минут. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ вопрос о получении ДД.ММ.ГГГГ протокола по выборам главы истцом Чуб В.В. не ставился, истец спрашивала о возможности получения протокола по выборам депутатов кандидатом Ш.П.П. Кроме того, считает, с требованием о расформировании избирательных комиссий Чуб В.В. обращаться не вправе. Просит в удовлетворении административного иска отказать полностью.

Третье лицо М.О.И. пояснила суду, что решением УИК Гладковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ ее полномочия как председателя участковой избирательной комиссии приостановлены на время подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ она приходила на избирательный участок , где проголосовала и удалилась. Позже принесла обед для дочери-члена комиссии, который оставила в кабинете в другом зале и ушла. На избирательный участок, где непосредственно проходит голосование, не заходила, через пост на избирательный участок не проходила, по избирательному участку не ходила и к членам комиссии не подходила, какие либо незаконные действия не совершала, на избирательном участке много наблюдателей, которые это видели бы. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес>Б.Т.В. иск Чуб В.В. не признала, пояснила, что в комиссию поступала жалоба Чуб В.В. по факту оскорбительного поведения члена комиссии М.Т.И., вынесено решение об отказе в удовлетворении жалобы, так как довод истца надуманный. Что касается вброса, то вброс был бы виден изначально, так как было задействовано 2 программных обеспечения, в том числе, государственная автоматизированная система «выборы», все контрольные соотношения сошлись по 2 программам. При подготовке списки заверялись комиссией, данные внесены в протокол. Нарушений процедуры выборов членами избирательной комиссии не допущено, итоги голосования определены верно. В удовлетворении административного искового заявления просила отказать

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора <адрес>М.Е.В., полагавшей отказать в удовлетворении требований истца, приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Согласно ч.2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Из содержания ч.15 ст. 239 КАС РФ следует, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) его уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с п.3 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Согласно ст. 39 вышеуказанного Федерального Закона избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Полномочия избирательной комиссии внутригородского района возлагаются на соответствующую территориальную комиссию, сформированную в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

В соответствии с п.5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

В соответствии с ч.2 п. «б,в,г» ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

В соответствии с ч. 3 ст. 77 Закона N 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума о результатах референдума в случае:

а) нарушения правил проведения агитации и финансирования кампании референдума;

б) использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум;

в) установления фактов подкупа участников референдума членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум;

г) других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.

В соответствии с ч.4 ст. 77 Закона №67-ФЗ суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона.

Как следует из пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Согласно положениям ст. 68 Закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ части 1 подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Согласно части 2 подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно (ч. 17 ст. 68 Закона).

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов (ч. 26 ст. 68 Закона).

В соответствии со ст. 54 Закона Красноярского края от 02.10.2003 г. №8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» окружная (в одном многомандатном округе и по выборам главы муниципального образования - избирательная комиссия муниципального образования) комиссия на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, путем сложения содержащихся в них данных определяет результаты выборов. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляется в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь избирательной комиссии. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.

В протоколе фиксируется одно из следующих решений:

-признание избранным кандидата на должность главы муниципального образования, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Судом установлено, что полномочия председателя муниципальной избирательной комиссии Гладковского сельсовета Юрковой Л.А. подтверждены решением ИКМО Гладковский сельсовет № 2/8 от 19 июня 2018 года.

На основании Решения Участковой избирательной комиссии избирательного участка Гладковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ приостановлены полномочия председателя УИК Гладковский сельсовет М.О.И. на время подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления; полномочия председателя УИК временно возложены на заместителя председателя УИК К.Т.В..

Полномочия главы Гладковского сельсовета Г.С.Н. подтверждены ФИО4 сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ о признании выборов главы ФИО6 сельсовета состоявшимися и действительным, в котором указаны фамилия, имя, отчество избранного главы- Г.С.Н.; подтверждены ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации избранной главы муниципального образования Гладковский сельсовет Г.С.Н.

Полномочия председателя ТИК <адрес>Б.Т.В. (с учетом решения ИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о смене фамилии с Е.Т.В. на Б.Т.В.) подтверждены ФИО4 ИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что:

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Гладковского сельского Совета депутатов МО Гладковский сельсовет <адрес>, опубликованным в Информационном листке ДД.ММ.ГГГГ, назначены выборы главы и депутатов муниципального образования Гладковский сельсовет <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ИКМО Гладковский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ признаны выборы главы Гладковского сельсовета состоявшимися и действительными; избранный глава Гладковского сельсовета Г.С.Н..

Решением ИКМО Гладковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГЧуб В.В. зарегистрирована кандидатом в главы Гладковского сельсовета.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ИКМО от ДД.ММ.ГГГГ утверждено число избирательных бюллетеней для голосования на выборах главы Гладковского сельсовета в количестве 315 штук; для голосования на выборах депутатов Гладковского сельсовета третьего созыва по многомандатному избирательному округу – 230 штук, по многомандатному избирательному округу – 85 штук.

В соответствии с Актом приемки- передачи от ДД.ММ.ГГГГ КГАУ «Редакция газеты «Присаянье» изготовил, а заказчик в лице председателя избирательной комиссии Ю.Л.А. приняла работу по изготовлению избирательных бюллетеней в количестве 630 штук.

ИКМО Гладковский сельсовет передала УИК избирательного участка избирательные бюллетени для голосования на выборах главы МО Гладковский сельсовет в количестве 311 (триста одиннадцать) штук; по выборам депутатов по многомандатному округу штук, по одномандатному округу штук, что зафиксировано актом передачи от ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов15 минут.

ИКМО Гладковский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ передала по акту УИК №1865 Гладковский сельсовет список досрочно проголосовавших избирателей на 3 листах, число избирателей, включенных в список избирателей 4, число письменных заявлений от избирателей о предоставлении возможности проголосовать досрочно и получивших избирательные бюллетени для участия в голосовании на выборах депутатов Гладковского сельского Совета депутатов и главы Гладковского сельсовета 4, число конвертов с избирательными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей на выборах депутатов Гладковского сельского Совета депутатов и главы Гладковского сельсовета 8 (в том числе 4 конверта по выборам главы и 4 конверта по выборам депутатов).

Согласно протоколу Участковой избирательной комиссии избирательного участка №1865 Гладковский сельсовет по выборам главы Гладковский сельсовет <адрес>, подписанному председателем комиссии, заместителем председателя комиссии, секретарем комиссии, членом комиссии ДД.ММ.ГГГГ в 00- часов 40 минут:

-число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования составило 302 (триста два);

- число бюллетеней, полученных участковой комиссией 311 (триста одиннадцать);

- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно составило 14 (четырнадцать);

- в том числе в помещении избирательной комиссии муниципального образования 4 (четыре);

- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования 153 (сто пятьдесят три);

- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования 15 (пятнадцать);

- число погашенных бюллетеней 133 (сто тридцать три);

- число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования 15 (пятнадцать);

- число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования 167 (сто шестьдесят семь);

- число недействительных бюллетеней 3 (три);

- число действительных бюллетеней 179 (сто семьдесят девять);

- число утраченных бюллетеней- 0 (ноль);

- число бюллетеней, не учтенных при получении 0 (ноль).

Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата:

- за Г.С.Н. 141 (сто сорок один);

- за Чуб В.В. 38 (тридцать восемь);

- против всех кандидатов -0 (ноль).

Данные сведения также содержатся в протоколе ИКМО Гладковский сельсовет о результатах выборов главы Гладковского сельсовета, подписанном председателем комиссии, заместителем председателя комиссии, секретарем комиссии, членами комиссии ДД.ММ.ГГГГ в 01 час 10 минут. В протоколе указано, что в соответствии со ст. 55 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Избирательная комиссия муниципального образования Гладковский сельсовет Решила: признать выборы состоявшимися и действительными, избранным главой Г.С.Н..

Таким образом, установлено, что соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» избирательная комиссия муниципального образования Гладковский сельсовет на основании первого экземпляра протокола об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящей избирательной комиссии, путем сложения содержащихся в нем данных определила результаты выборов, решила: признать выборы главы Гладковского сельсовета состоявшимися и действительными, считать избранным главой Г.С.Н.

Арифметических ошибок при подсчете голосов и установлении итогов выборов по выборам главы Гладковского сельсовета судом не установлено.

Фактов фальсификации результатов голосования судом не установлено, доказательств фальсификации результатов голосования и досрочного голосования, умышленного выброса- вброса избирательных бюллетеней истцом суду не предоставлено.

Суд считает, что подсчет голосов избирателей, составление протокола об итогах голосования УИК по выборам главы Гладковского сельсовета, определение результатов голосования, прошедших ДД.ММ.ГГГГ проведены в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Каких-либо умышленных действий, направленных на нарушение прав избирателей при голосовании, досрочном голосовании, фальсификации факта голосования, судом не установлено.

Доводы административного истца Чуб В.В. о том, что бюллетеней по выборам главы было получено больше, чем передано в УИК , не могут быть приняты судом, так как доводы истца опровергаются решением 7/17 от ДД.ММ.ГГГГ ИКМО Гладковский сельсовет, согласно которому утверждено число избирательных бюллетеней для голосования на выборах главы Гладковского сельсовета 315 штук, КГАУ «Редакция газеты «Присаянье» изготовлено и передано по акту ФИО4 630 бюллетеней (на выборы главы -315 бюллетеней и на выборы депутатов 315); от ФИО4 в УИК по актам от ДД.ММ.ГГГГ передано 311 бюллетеней по выборам главы Гладковского сельсовета и по 4 конверта с избирательными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей по выборам депутатов Гладковского сельсовета и выборам главы Гладковского сельсовета; то есть, всего передано от ИКМО в УИК бюллетеней 315 (311+4 конверта с бюллетенями, досрочно проголосовавших избирателей).

Кроме того, установлено, что проголосовали всего за кандидата в главы Гладковского сельсовета Г.С.Н.- 141 избиратель, за Чуб В.В. -38 избирателей; бюллетени 3-х избирателей признаны недействительными, погашенных избирательных бюллетеней обнаружено 133, что в сумме составляет 315 бюллетеней (141+38+3+133), что соответствует числу переданных ДД.ММ.ГГГГ бюллетеней от ИКМО Гладковский сельсовет в УИК Гладковский сельсовет (311-по акту и 4 в конвертах –досрочно проголосовавших)..

Все действия, производимые комиссией во время голосования, подсчета голосов наблюдали присутствующие кандидаты, наблюдатели, иные лица, заявлений о несоответствии явившихся избирателей количеству бюллетеней, обнаруженных при подсчете голосов, а также нарушений пломб перед вскрытием переносного избирательного ящика и стационарной урны не установлено и не заявлено.

Таким образом, оснований для отмены решения Окружной и избирательной комиссии о признании выборов главы муниципального образования Гладковский сельсовет состоявшимися и признании выборов главы МО Гладковский сельсовет недействительными, признании действий выше указанных избирательных комиссий нарушившими ФЗ №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> от,ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется. Доказательств о совершении избирательными комиссиями действий, нарушающих права избирателей, закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», закон Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» в период выборов главы Гладковского сельсовета административным истцом суду не представлено. Какие либо действия избирательных комиссий, направленные на нарушение прав избирателей во время проведения выборов главы муниципального образования, на которые в исковом заявлении ссылается истец, истцом не названы и суду не представлены.

Кроме того, административный истец в исковом заявлении требует признать действия должностного лица администрации Гладковского сельсовета М.О.И. и главы МО Гладковского сельсовета Г.С.Н. действиями административного ресурса, нарушившими Закон о выборах. Однако конкретные действия, нарушающие Закон о выборах главой сельсовета Г.С.Н., истцом не названы. В период выборов в подчинении кандидата на должность главы сельсовета Г.С.Н. заместитель главы сельсовета М.О.И. не находилась, на основании решения УИК Гладковсй сельсовет на время подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления ее полномочия как председателя УИК Гладковский сельсовет приостановлены. Как пояснила в судебном заседании М.О.И., она в день голосования ДД.ММ.ГГГГ реализовала свое избирательное право, после чего удалилась через запасной выход, каких либо незаконных и противоправных действий не совершала, агитацию не проводила, через некоторое время после реализации своего избирательного права занесла в кабинет продукты для своей дочери члена комиссии и ушла, также пояснила, что кабинет находится в другом зале сельского клуба, в другой стороне от избирательного участка, на сам избирательный участок не заходила. По жалобе Чуб В.В. о нахождении М.О.И. в здании СДК участковой избирательной комиссией принято решение об отказе в удовлетворении жалобы. В жалобе истица указывает, что М.О.И. находилась в здании СДК, где проходят выборы, и на ее вопрос ответила, что кормит комиссию. Данных о том, что М.О.И. находилась непосредственно на избирательном участке и исполняла обязанности члена комиссии с решающим голосом, как указано в иске, суду не представлено, в жалобе Чуб В.В. в УИК такие данные также отсутствуют.

Таким образом, использование Г.С.Н., М.О.И. административного ресурса при проведении выборов главы Гладковского сельсовета, в суде не нашло своего подтверждения. Судом не установлены существенные нарушения Закона о выборах, допущенные избирательными комиссиями и указанными в иске лицами: Г.С.Н., М.О.И., К.Т.В., Ю.Л.А. в период проведения выборов главы муниципального образования, а также при подсчете голосов и определении результатов выборов, которые бы не позволили установить действительное волеизъявление избирателей и повлекли за собой отмену результатов выборов.

Такие данные истцом суду не представлены.

А поэтому требования административного истца Чуб В.В. к Окружной Избирательной комиссии муниципального образования Гладковский сельсовет <адрес>, Участковой избирательной комиссии Гладковский сельсовет <адрес> об отмене ФИО4 о признании выборов главы муниципального образования Гладковский сельсовет состоявшимися, признании выборов главы муниципального образования Гладковский сельсовет недействительными, действия Окружной Избирательной комиссии муниципального образования Гладковский сельсовет <адрес>, Участковой избирательной комиссии Гладковский сельсовет <адрес> –нарушающими Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>», признании ФИО4 УИК от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и подлежащим отмене, признании действий должностного лица администрации Гладковского сельсовета М.О.И. и главы муниципального образования Гладковский сельсовет Г.С.Н. действиями административного ресурса, нарушившими Закон о выборах удовлетворению не подлежат.

Административным истцом также заявлено требование о принятии судебного акта о расформировании Избирательных комиссии.

Как следует из положений ст. 27 ФЗ №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для обеспечения процесса голосования избирателей, подсчета голосов избирателей на избирательных участках формируются участковые комиссии. Участковые комиссии формируются территориальными комиссиями, срок полномочий участковой избирательной комиссии составляет 5 лет. В соответствии со ст. 24 названного Федерального закона избирательная комиссия муниципального образования организует в соответствии с законом <адрес>, Уставом муниципального образования Гладковский сельсовет подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Избирательная комиссия Гладковского сельсовета является муниципальным органом и не входит в структуру Гладковского сельсовета. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет.

Основания, при которых возможно расформирование комиссии, установлены ст. 31 ФЗ №67-ФЗ.

В соответствии с п.4 ст. 31 Федерального закона №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что административный истец правом на обращение с заявлением о расформировании избирательных комиссий –не наделена. А поэтому в этой части административных исковых требований, суд полагает истцу отказать.

Требования о компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей с председателей ИКМО Гладковский сельсовет Ю.Л.А. и УИК Гладковский сельсовет К.Т.В. истица не поддержала.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чуб В.В. к Окружной Избирательной комиссии муниципального образования Гладковский сельсовет <адрес>, Участковой избирательной комиссии Гладковский сельсовет <адрес> об отмене решения о признании выборов главы муниципального образования Гладковский сельсовет состоявшимися, признании выборов главы муниципального образования Гладковский сельсовет недействительными, действия Окружной Избирательной комиссии муниципального образования Гладковский сельсовет <адрес>, Участковой избирательной комиссии Гладковский сельсовет <адрес> –нарушающими Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>», признании решения УИК от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и подлежащим отмене, признании действий должностного лица администрации Гладковского сельсовета М.О.И. и главы муниципального образования Гладковский сельсовет Г.С.Н. действиями административного ресурса, нарушившими Закон о выборах, расформировании окружной и участковой избирательной комиссий – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Саянский районный суд.

Председательствующий: