ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-245/2022 от 21.03.2022 Черноморского районного суда (Республика Крым)

УИД 91RS0023-01-2022-000174-59

Дело № 2а-245/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2022 года.

Решение суда принято в окончательной форме 21 марта 2022 года.

17 марта 2022 года пгт. Черноморское

Черноморский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи - Кутепова Т.В.,

при секретаре - Олевской А.Н.,

с участием

административного истца - Ложкиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ложкиной Виктории Викторовны к администрации Черноморского района Республики Крым, администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Потолоков Александр Викторович о признании незаконным отказа и возложении обязаности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации <адрес> Республики Крым, администрации Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилой дом с кадастровым номером 90:14:070101:1525, расположенный по адресу: <адрес> реализации своего права на часть земельного участка с кадастровым номером 90:14:070101:1430, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако получила отказ, поскольку образуемый земельный участок, расположенный векторной форме в территориальной зоне «Зона общественно-делового назначения» (О1), нарушает параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленные градостроительным регламентом, которым установлены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений и сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений: 3 метра – со стороны, выходящей на улицу, проезд; 3 метра – до границ соседнего, смежного участка и территорий, на которых земельные участки не сформированы. Ссылаясь на возникновение права собственности на жилой дом до принятия соответствующих Правил землепользования и застройки муниципального образования Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, а также Генерального плана муниципального образования, административный истец просит признать отказ администрации <адрес> незаконным и утвердить соответствующую схему расположения земельного участка.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по существу иска, просит его удовлетворить.

Представитель административного ответчика – ФИО4, в судебное заседание не явилась, о его проведении извещена надлежаще, о причинах неявки не сообщила, подала письменные возражения на исковые требования, указав, что утвердить данную схему расположения не представляется возможным в связи с тем, что граница вновь образуемого земельного участка влечет нарушение параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом. Кроме того указала, что в производстве Черноморского районного суда Республики Крым находится на рассмотрении гражданское дело по иску администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании задолженности. Предметом данного спора является договор аренды земельный участок, на котором также расположен объект недвижимости принадлежащий ФИО2

Представитель административного ответчика – администрации Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явился, о его проведении извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ФИО1, в судебное заседание не явился, о его проведении извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.

Согласно положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка лиц, участвующих в деле не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.

Суд, выслушав пояснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы настоящего дела, представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст.3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст.218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 227 КАС).

По смыслу положений ст. 227 КАС для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что ФИО2 на основании договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом с кадастровым номером 90:14:070101:1525, расположенный по адресу: <адрес>А, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5,10-12).

Согласно материалов дела данное домовладение расположено на земельном участке с кадастровым номером 90:14:070101:1430 площадью 31526 кв.м, который находится в собственности муниципального образования Межводненское сельское поселение <адрес> Республики Крым, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание (л.д.62-95).

В настоящее время вышеуказанный земельный участок находится в аренде у ФИО1 (л.д.68-75). Данный договор не расторгнут, недействительным не признан.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением об утверждении схемы раздела земельного участка кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшего оформления в аренду образуемого земельного участка площадью 1274 кв.м, на кадастровом плане территории кадастрового квартала 90:14:070101, расположенного под принадлежащим административному истцу жилым домом (л.д.8).

Из ответа Администрации за от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно карте градостроительного зонирования, Правилам землепользования и застройки муниципального образования Межводненское сельское поселение <адрес> Республики Крым в векторной форме испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона общественно-делового назначения» (О1). Градостроительным регламентом вышеуказанной территориальной зоны, установлены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений и сооружений: 3 метра – со стороны, выходящей на улицу, проезд; 3 метра – до границ соседнего, смежного участка и территорий, на которых земельные участки не сформированы. В связи с указанным, граница вновь образуемого земельного участка влечет нарушение параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом, а потому согласовать данную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории невозможно (л.д.4).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Передаче в аренду земельного участка предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным ЗК РФ.

Так, в силу положений ч. 1 ст. 11.2., п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса.

Понятие схема расположения земельного участка закреплено в ст. 11.10. ЗК РФ, согласно ч. 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч. 2 - 4 ст. 11.10. ЗК РФ).

В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 указанного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Статьей 11.9 ЗК РФ определены требования к образуемым и измененным земельным участкам, в том числе, в соответствии с пунктом 4 - не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; в соответствии с пунктом 6 - образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).

Судом установлено, что решением <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Межводненское сельское поселение <адрес> Республики Крым (л.д.43).

Согласно Правила землепользования и застройки Межводненское сельское поселение <адрес> Республики Крым ст. 50 Градостроительный регламент зоны общественно-делового назначения (О1) целью выделения зоны является обеспечение правовых условий строительства и реконструкции объектов капитального строительства общественно-делового назначения, в том числе административных учреждений, объектов торговли и бытового обслуживания; виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование и просвещение, гостиничное обслуживание и т.д.; условно разрешенные виды использования: для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, среднеэтажная жилая застройка и т.д.; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков: для индивидуального жилищного строительства – 0,04 га, блокированная жилая застройка – 0,03 га и т.д.; предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: для индивидуального жилищного строительства, блокированная жилая застройка малоэтажная многоквартирная жилая застройка, среднеэтажная жилая застройка: 3 метра – отступ жилого дома со стороны, выходящей на улицу, проезд; 3 метра – отступ жилого дома до границ соседнего, смежного участка и территорий, на которых земельные участки не сформированы (л.д.46-52).

Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).

Из систематического анализа положений ст. 11.9 ЗК, ст.ст. 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

Как указано выше, основанием для отказа в утверждении представленной ДД.ММ.ГГГГФИО2 схемы расположения земельного участка стало то, что граница вновь образуемого земельного участка влечет нарушение параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зоне общественно-делового назначения (О1), установленных градостроительным регламентом.

Изучив предоставленные доказательства, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается обоснованность отказа Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку образуемый земельный участок нарушает требования ст. 11.9 ЗК РФ, Правила землепользования и застройки муниципального образования Межводненское сельское поселение <адрес> Республики Крым.

Довод административного истца о возникновении права собственности на дом до принятия Правил застройки и землепользования в границах указанного объекта недвижимости на местности, суд находит необоснованным, основанном на неверном толковании норм права.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ).

Согласно реестрового дела на земельный участок с кадастровым , ДД.ММ.ГГГГ между Межводненским сельским советом (арендодатель) и ФИО1 (арендатор), заключен договор аренды земельного участка общего пользования, площадью 3,1526 га, для обслуживания базы отдыха «Круиз», который расположен по <адрес> в <адрес> Республики Крым. На земельном участке расположен объект – база отдыха. Земельный участок передается в аренду вместе с комплексом базы отдыха принадлежащей арендатору (л.д.68-75).

Как следует из материалов дела, право собственности административного истца на жилой дом с кадастровым номером 90:14:070101:1525, входящий ранее в целый имущественный комплекс - база отдыха, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия Правил застройки и землепользования. Вместе с тем данных об изменении вида разрешенного использования земельного участка после заключения договора аренды ДД.ММ.ГГГГ, с существованием иных параметров разрешенного строительства и реконструкции находящихся на нем объектов капитального строительства, суду не представлено.

Исходя из положений ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Доказательства в порядке ст. 226 КАС РФ, опровергающие сведения, представленные административным ответчиком, ФИО2 не опровергнуты.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Отказ административного ответчика в удовлетворении заявления ФИО2 вынесен в пределах его полномочий. Оспариваемое решение содержит законное основание отказа для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца, удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы оставить на сторонах.

Руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд -

РЕШИЛ:

административное исковое заявления ФИО2 к администрации <адрес> Республики Крым, администрации Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО1 о признании незаконным отказа и возложении обязаности совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Т.В. Кутепов