ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-245/2022 от 22.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №2а-245/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2022 г. г. Иваново

Ленинский районный суд города Иванова в составе председательствующего судьи Уенковой О.Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя административного истца – Гореловой Елены Игоревны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела

по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Иваново к Зуеву Владимиру Владимировичу, Борисову Андрею Александровичу о признании информации запрещенной,

установил:

прокурор Советского района г. Иваново, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой Советского района г. Иваново проведен мониторинг сети «Интернет».

В ходе проведенной проверки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены страницы с электронными адресами: для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайтах с URL - адресом: , на которых размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги медицинские документы, подтверждающие прохождение медицинского осмотра для трудоустройства без фактического его прохождения.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ТК Российской Федерации, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ч. 1 ст. 16 ТК Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 56 ТК Российской Федерации закреплено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Перечень необходимых для трудоустройства документов закреплен ч. 1 ст. 65 ТК Российской Федерации.

Согласно ст. 213 ТК Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, а также некоторых других работодателей проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет, что работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

Порядок проведения медицинских осмотров для допуска к работе работников, указных в ст. 213 ТК РФ утвержден приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» (далее - Приказ). Согласно п. 2, 5 Раздела I Приложения 1 Приказа обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу. Таким образом, медицинский осмотр должен проходить очно с забором перечня анализов.

На основании п.п. 1.3 и 3 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» личные медицинские книжки и санитарные паспорта оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией уровня «В».

Выдача медицинских документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра без фактического его прохождения или их продажа, законодательством не предусмотрены.

В этой связи торговля документами, подтверждающими прохождение медицинского осмотра без фактического его прохождения, является противоправной деятельностью.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.

Вход на указанную страницу является свободным для неограниченного круга пользователей, ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.

С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация, размещенная на странице по электронному адресу: нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц и подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

Признание информации, размещенной на указанной странице, запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит признать информацию, размещённую в информационно коммуникационной сети Интернет на сайтах с сетевым адресом: информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании сведений, представленных из УМВД России по Ивановской области к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен владелец интернет-сайтов с URL адресами: – Зуев В.В., Борисов А.А.

Административный ответчик Зуев В.В. извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС Российской Федерации, в судебное заседание не явился, с заявлениями, ходатайствами не обращался.

Административный ответчик Борисов А.А., извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС Российской Федерации, в судебное заседание не явился, представил пояснения согласно которым, на его имя с использованием утерянного в 2017 году паспорта неустановленным лицом регистрируются указанные сайты.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в своем письменном отзыве указал, что при осуществлении проверки доступности размещенной информации по указанному в административном исковом в заявлении URL адресам: доступ к сайтам не осуществляется, при этом, сведения об указанных URL адресах не внесены Единый реестр. Следовательно, требования прокурора в данной части подлежат уточнению.

В судебном заседании административного истца – помощник прокурора Советского района г. Иваново Горелова Е.И. представила заявление об отказе от исковых требований в части признания запрещенной информации размещенной в сети Интернет с сетевым адресом: , в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме просила признать информацию, размещенную на сайтах: https, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Суд, выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 22 февраля 2022 г. принят отказ прокурора от иска в части требований о признании информации, размещённой на сайте , ввиду того обстоятельства, что вход на данный сайт не осуществляется.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Иваново проведена проведен мониторинг сети «Интернет».

Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ТК Российской Федерации, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ч. 1 ст. 16 ТК Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 56 ТК Российской Федерации закреплено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Перечень необходимых для трудоустройства документов закреплен ч. 1 ст. 65 ТК Российской Федерации.

Согласно ст. 213 ТК Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, а также некоторых других работодателей проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет, что работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1.1 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - личная медицинская книжка).

На основании п.п. 1.3 и 3 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» личные медицинские книжки и санитарные паспорта оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией уровня «В».

На основании п. 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Далее ФЗ-52) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

Согласно п.2 ст. 34 ФЗ-52 в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

В соответствии с п. 3 ст. 34 ФЗ-52 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

На основании п. 4 ст. 34 ФЗ-52 работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Согласно п. 7 ст. 34 ФЗ-52 данные о прохождении медицинских осмотров и медицинского освидетельствования подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Как указано в п. 8. ст. 34 ФЗ-52 документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

В соответствии с п.9. ст. 34 ФЗ-52 порядок проведения медицинских осмотров, ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок проведения медицинских осмотров для допуска к работе работников, указных в ст. 213 ТК РФ утвержден приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» (далее - Приказ).

Согласно п. 2, 5 Раздела I Приложения 1 Приказа обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу.

Таким образом, медицинский осмотр должен проходить очно с забором перечня анализов.

При указанных обстоятельствах, выдача медицинских документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра без фактического его прохождения или их продажа, законодательством не предусмотрены.

В этой связи торговля документами, подтверждающими прохождение медицинского осмотра без фактического его прохождения, является противоправной деятельностью.

Статьей 19.23 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передачи либо сбыт.

Статьей 324 УК Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение и сбыт официальных документов.

Кроме того, за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, и за использование заведомо подложного документа установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст.327 УК Российской Федерации.

В ходе проверки выявлен факт размещения на интернет-сайтах: , информации с предложением для неопределенного круга лиц о приобретении за деньги медицинских документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра для трудоустройства без фактического его прохождения.

Сведения, размещенные на данных Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования медицинской книжки без прохождения врачей, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае ее совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату указанного документа противоречит требованиям трудового законодательства.

Учитывая, что приобретение за деньги медицинской книжки без прохождения врачей может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Предоставление возможности доступа к информации о способах предоставления услуг по приобретению официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, за что законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

Вместе с тем, размещенная информация находится в широком доступе.

Размещенная на сайте информация не только побуждает граждан совершать преступления, но и способствует восприятию противоправного поведения, как допустимого.

При таких обстоятельствах суд, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Советского района г. Иваново удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах с сетевым адресом , в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено 1 марта 2022 г.