ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2461/19 от 27.03.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-2461/2019(10RS0011-01-2019-002071-85)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семенова Юрия Николаевича к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным уведомления № 33/1-2018 от 11.02.2019, обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Семенов Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Петрозаводского городского округа (далее – Администрация) о признании незаконным уведомления № 33/1-2018 от 11.02.2019, которым он был уведомлен о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и ( или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером (далее – спорный участок) по адресу: <адрес>, полагая, что у Администрации отсутствовали правовые основания для его направления с указанным в нем основанием.

Семенов Ю.Н., извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Его представитель Лушин В.В. в ходе рассмотрения дела на требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика Слабко К.Ю. полагала требования не подлежащими удовлетворению.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Семенов Ю.Н. с 22.04.2014 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Спорный участок сформирован и 08.11.2005 поставлен на кадастровый учет в существующих границах, имеет площадь 1500 кв.м., относится к землям населенных пунктов и согласно данным Единого государственного реестра недвижимости имеет вид разрешенного использования для размещения дома индивидуальной жилой застройки (эксплуатации жилого дома). Согласно основному чертежу Генерального плана города Петрозаводска, утвержденного, решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 (далее – ГП г. Петрозаводска) данный участок находится в границах рекреационной зоны зеленых насаждений общего пользования.

Правилами землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 (далее – ПЗЗ г. Петрозаводска, Правила) установлено, что спорный участок находится на расстоянии, не превышающем 100 м от уреза воды озера Логмозеро, в его водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе. Кроме того, спорный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – второй пояс ЗСО) и относится к территориальной зоне Рпр – природно-рекреационная зона, в которой допускаются следующие виды разрешенного использования:

– основные – зеленые насаждения; сады, скверы, бульвары; велосипедные и пешеходные дорожки; площадки для отдыха; открытые спортивные и детские площадки; малые архитектурные формы; элементы благоустройства; памятники, стелы, мемориалы, памятные знаки;

– вспомогательные – общественные туалеты; хозяйственные площадки; объекты транспортной и инженерной инфраструктуры (обслуживающие зону);

– условно разрешенные виды использования – объекты общественного питания (обслуживающие зону); культурное развитие; культовые объекты.

Семенов Ю.Н. 02.10.2018 обратился в Администрацию с уведомлением о планируемой реконструкции спорного дома в качестве объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) на спорном участке (далее – уведомление от 02.10.2018), указав, помимо прочего, сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС, в целях реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка, согласно которым по результатам реконструкции спорный дом будет иметь параметры 10,08 м х 11 м, высоту – 2 этажа с предельной высотой 9 м с отступами от границ: на север – 7 м, юг – 30 м, восток – 13 м, запад – 11 м.

Администрация уведомлением от 10.10.2018 сообщила заявителю о несоответствии указанных в уведомлении от 02.10.2018 параметров объекта ИЖС установленным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, поскольку в соответствие с ППЗ г. Петрозаводска спорный участок расположен в природно-рекреационной зоне (Рпр), где согласно ст. 60 Правил ИЖС не предусмотрено.

Решением Петрозаводского городского суда РК от 11.12.2018 по делу № 2а-8228/2018 уведомление № 33-2018 от 10.10.2018 признано незаконным и отменено, Администрация Петрозаводского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу обязана судом повторно рассмотреть уведомление Семенова Ю.Н. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 27.09.2018. зарегистрированное 02.10.2018.

Во исполнение решения Петрозаводского городского суда РК от 11.12.2018 по делу № 2а-8228/2018 Администрация повторно рассмотрела Уведомление административного истца и направила в его адрес уведомление от 11.02.2019 № 33/1-2018, указав на недопустимость размещения объекта ИЖС по причине нахождения спорного земельного участка в зоне Рпр. Не согласившись с уведомлением № 33/1-2018 от 11.02.2019, административный истец оспорил его в суде.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку каким-либо нормативным актом не установлен срок обращения в суд с заявлением о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам, суд исходит из общего трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, который по настоящему делу не пропущен.

В соответствие с пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях реконструкции объекта ИЖС застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления либо направляет посредством почтового отправления с уведомлением о вручении уведомление о планируемой реконструкции объекта ИЖС (далее также – уведомление о планируемом строительстве), содержащее, в том числе, сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС) и планируемых параметрах объекта ИЖС, в целях реконструкции которого подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.

В силу пп. 1 и 2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке направляется застройщику, в том числе, в случае, если:

– указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта ИЖС не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

– размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов, а любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствие с пп. 1 и 5 п. 1, пп. 5, 9, 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к:

– жилым территориальным зонам, которые предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам;

– рекреационным зонам (в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами), которые используются для отдыха граждан и туризма;

– земельным участкам общего пользования (занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков); градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, которые могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Если земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон (в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования или их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом), они могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно взаимосвязанным положениям п. 1 ч. 6 ст. 30, чч. 1-2.1, 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования), при этом установление основных видов разрешенного использования является обязательным, а вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними, а основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбираются правообладателями (за исключением органов публичной власти и учрежденных ими учреждений и унитарных предприятий) самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Аналогичные положения относительно видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства содержаться в ст. 27 правил землепользования и застройки г. Петрозаводска.

В соответствие с взаимосвязанными положениями п. 2 ч. 6 ст. 30, чч. 1, 1.2 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включающие в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Аналогичные положения относительно предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства закреплены в ст. 30 правил землепользования и застройки г. Петрозаводска.

По смыслу указанных нормативных предписаний, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам направляется, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве сведения о земельном участке, на котором планируется строительство объекта ИЖС, его параметры не соответствуют требованиям градостроительного регламента, в том числе:

– площадь земельного участка не соответствует предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков для соответствующего вида разрешенного использования;

– нарушены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

– предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, строений, сооружений больше (выше) или меньше (ниже) установленных;

– превышен максимальный процент застройки в границах земельного участка, исходя из соотношения застраиваемой площади земельного участка ко всей его площади;

– нарушены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Соответственно, уведомление по основанию, установленному п. 1 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляется только в том случае, если в соответствие с зонированием территории на соответствующем участке допускается строительство или реконструкция объектов ИЖС, однако в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта ИЖС не соответствуют требованиям градостроительного регламента (например, площадь земельного участка или площадь застройки меньше предельной, нарушены минимальные отступы от границ земельного участка и т.д.).

В случае, если в соответствие с взаимосвязанными положениями пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 7, пп. 2 и 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 6 ст. 30, ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотренный градостроительным регламентом вид разрешенного использования земельного участка не допускает размещение объекта ИЖС, застройщику направляется уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке по основанию, установленному п. 2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Это же следует из ч. 11 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием, в том числе:

– предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта ИЖС, указанные в уведомлении о планируемом строительстве;

– установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта ИЖС (в случае недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке).

При рассмотрении дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером согласно ГП г. Петрозаводска находится в границах рекреационной зоны зеленых насаждений общего пользования, а согласно с правилами землепользования и застройки г. Петрозаводска – в природно-рекреационной зоне, в которой не допускается размещение объектов ИЖС, в связи с чем правилами землепользования и застройки г. Петрозаводска в отношении спорного участка не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов ИЖС.

Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

При этом, в силу прямого указания в части 9 указанной статьи Кодекса, реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Исходя из совокупности вышеуказанных правовых норм, в случае изменения градостроительного регламента собственник земельного участка вправе продолжать использование земельного участка, начатое до принятия или изменения правил землепользования и застройки. Между тем в судебном заседании установлено, что административный истец не приступил к освоению спорного земельного участка (в части реконструкции объекта ИЖС) до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению действующий градостроительный регламент.

В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет органам местного самоуправления более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав. В рассматриваемом споре правового значения не имеет факт того, что для спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования - для размещения дома индивидуальной жилой застройки (эксплуатация жилого дома).

Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа являются нормативно-правовым актом, вступившим в силу с 11.03.2010, следовательно зона особо охраняемых природных территорий в отношении спорного участка установлена до дня официального опубликования Закона №342-ФЗ.

Являясь действующим нормативно-правовым актом Правила являются обязательными для соблюдения в том числе органом местного самоуправления, что свидетельствует о том, что оспариваемое уведомление, выданное административному истцу в соответствии с указанными Правилами, является обоснованным.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд,

решил:

В удовлетворении административного иска Семенова Юрия Николаевича отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение составлено 1 апреля 2019 года