ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2463/2022 от 17.06.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-2463/2022

УИД 44RS0001-01-2022-002715-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Ершовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов, прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с указанным административным иском. Свои требования мотивировал тем, что проведенным Костромской транспортной прокуратурой мониторингом Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, противодействии коррупции, защите прав несовершеннолетних установлено, что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с рабочего компьютера, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется беспрепятственный доступ к следующим сайтам, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://year.gimsrf.com, https://best.praspec.com, http://kostroma.kupyj-prava.com, https://kostroma.specpravapiter.com на которых размещена информация для неопределенного круга лиц о возможности приобретения, в том числе в городе Костроме прав на управление маломерным судном, в том числе моторную лодку, парусное судно, катер, яхту, гидроцикл, выполненных на официальных бланках.

Указанные разделы Интернет-сайтов предоставляют собой ссылки на предоставляемые их пользователям услуги, среди которых изготовление прав на управление маломерным судном, в том числе моторную лодку, парусное судно, катер, яхту, гидроцикл, выполненных на официальных бланках, а также водительских прав на право управление транспортными средствами категории А, А1, В, В1, ВЕ, С и др., спецтенхнику, зеркальных прав, справок для получения прав. Сайты, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: https://year.gimsrf.com, https://best.praspec.com, http://kostroma.kupyj-prava.com, https://kostroma.specpravapiter.com содержат сведения о высоком качестве изготавливаемых документов, выполняемых только на оригинальных бланках ГОСзнака.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной. Данная информация фактически способствует совершению административных и уголовно наказуемых деяний, посягающих на авторитет государственной власти, нарушает права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

На момент проверки Интернет-ресурсы по адресам›??

https://year.gimsrf.com, https://best.praspec.com, http://kostroma.kupyj-prava.com, https://kostroma.specpravapiter.com в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не включены, что подтверждается скриншотами с сайта Роскомнадзора.

Согласно данных сервисов http://en.utrace.de, http://www.whois-service.ru, https://2ip.ru/whois, https://whois.uanic.name:

- домен с адресом https://year.gimsrf.com зарегистрирован провайдером Iroko Networks Corporation, регион United Kingdom, IP-адрес домена – 5.45.68.194, дата создания: 2021-08-26, срок действия реестра: 2022-08-26;

- домен с адресом https://best.praspec.com зарегистрирован провайдером Iroko Networks Corporation, регион United Kingdom, IP-адрес домена – 5.45.64.247 дата создания: 2021-10-15, срок действия реестра: 2022-10-15;

- домен с адресом http://kostroma.kupyj-prava.com зарегистрирован провайдером Cloufflare Inc, регион USA, IP-адрес домена – 188.114.96.3 дата создания: 2022-04-26, срок действия реестра: 2023-04-26;

- домен с адресом https://kostroma.specpravapiter.com зарегистрирован провайдером Iroko Networks Corporation., регион United Kingdom, IP-адрес домена – 5.45.68.194, дата создания: 2022-04-21, срок действия реестра: 2023-04-21.

Данное заявление в интересах неопределенного круга лиц фактически направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В целях ограничения доступа к Интернет-сайтам https://year.gimsrf.com, https://best.praspec.com, http://kostroma.kupyj-prava.com, https://kostroma.specpravapiter.com содержащим запрещенную информацию, необходимо внести данные интернет страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – единый реестр) в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

В связи с изложенным просил признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах по адресам: https://year.gimsrf.com, https://best.praspec.com, http://kostroma.kupyj-prava.com, https://kostroma.specpravapiter.com о продаже документов об образовании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В ходе рассмотрения дела Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры уточнил административные исковые требования. Уточненные административные исковые требования мотивировал тем, что проведенным Костромской транспортной прокуратурой мониторингом Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации установлено, что что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с рабочего компьютера, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется беспрепятственный доступ к следующим сайтам, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://year.gimsrf.com, https://best.praspec.com, http://kostroma.kupyj-prava.com, https://kostroma.specpravapiter.com на которых размещена информация для неопределенного круга лиц о возможности приобретения, в том числе в городе Костроме прав на управление маломерным судном, в том числе моторную лодку, парусное судно, катер, яхту, гидроцикл, выполненных на официальных бланках. Проверкой актуальности указанных сайтов, проведенного <дата> установлено, что адреса https://year.gimsrf.com, https://best.praspec.com недействующие.

Интернет сайт https://year.gimsrf.com включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», о чем внесена соответствующая информация на сайт Роскомнадзора по адресу https://blocklist.rkn.gov.ru, при открытии доступ к ним отсутствует.

Интернет сайт https://best.praspec.com не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», при открытии доступ к нему отсутствует.

Проверкой актуальности указанных сайтов, проведенного <дата> установлено, что адреса интернет сайтов http://kostroma.kupyj-prava.com, https://kostroma.specpravapiter.com действующие.

На момент проверки Интернет-ресурсы по адресам: http://kostroma.kupyj-prava.com, https://kostroma.specpravapiter.com в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не включены, при открытии сайта http://kostroma.kupyj-prava.com доступ к нему отсутствует.

Согласно данных сервисов http://en.utrace.de, http://www.whois-service.ru, https://www.myip.ms/info/whois, https://2ip.ru/whois:

- домен с адресом https://kostroma.specpravapiter.com зарегистрирован провайдером Iroko Networks Corporation., регион United Kingdom, IP-адрес домена – 5.45.68.194, дата создания: 2022-04-21, срок действия реестра: 2023-04-21.

Вместе с тем, при переходе по адресу интернет сайта:

- http://kostroma.kupyj-prava.com открывается сайт http://kostroma.kupiu-prawa.com

Согласно данных сервисов http://en.utrace.de, http://www.whois-service.ru, https://www.myip.ms/info/whois, https://2ip.ru/whois:

- домен с адресом http://kostroma.kupiu-prawa.com зарегистрирован провайдером Cloudflare Inc, регион USA, IP-адрес домена – 188.114.96.2, дата создания: 2022-06-06, срок действия реестра: 2023-06-06;

Обновленные сайты содержат те же сведения, аналогичны по архитектуре оформления, данные о провайдере, регионе и IP-адресе домена не изменены.

Указанные разделы Интернет-сайтов предоставляют собой ссылки на предоставляемые их пользователям услуги, среди которых изготовление прав на управление маломерным судном, в том числе моторную лодку, парусное судно, катер, яхту, гидроцикл, выполненных на официальных бланках, а также водительских прав на право управление транспортными средствами категории А, А1, В, В1, ВЕ, С и др., спецтехнику, зеркальных прав, справок для получения прав.

На момент проверки актуальности сайтов Интернет-ресурсы по адресам: https://kostroma.specpravapiter.com, http://kostroma.kupiu-prawa.com в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», не внесены, что подтверждается скриншотами с сайта Роскомнадзора.

В целях ограничения доступа к Интернет-сайтам по адресам: https://kostroma.specpravapiter.com, http://kostroma.kupiu-prawa.com содержащих запрещенную информацию, необходимо внести данные интернет-страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – единый реестр) в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

В окончательном варианте просили суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах по адресам: https://kostroma.specpravapiter.com, http://kostroma.kupiu-prawa.com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Морозова С.Е. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве руководитель Управления Ольхов В. В. указал, что на момент написания отзыва (с учетом уточнения искового заявления) на интернет-сайтах https://year.gimsrf.com https://best.praspec.com http://kostroma.kupyj-prava.com ограничен. На момент написание отзыва (с учетом об уточнения административного искового заявления) на интернет - сайтах https://kostroma.specpravapiter.com http://kostroma.kupiu-prawa.com размещена информация о продаже водительских прав. Данные интернет — сайты в Единый реестр не включены. Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Указанные сведения возможно получить с помощью сервиса ICANN Whois, обратившись к сайтам в сети «Интернет»: http://www.whois.com, https://www.2ip.ru/whois/ и другим сайтам, предоставляющим возможность использования общедоступных справочных Whois-сервисов. Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные не корректны, то необходимо проведение оперативно розыскных мероприятий.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или - религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в число которых входит признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

Приказом МЧС России от 27.05.2014 № 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – правила) утвержден порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. 1.2 Правил аттестация на право управления маломерными судами предусматривает систему мероприятий, направленных на определение способности безопасно управлять маломерными судами, осуществляется в отношении физических лиц и проводится по их заявлению.

В соответствии с п. 1.5 Правил документом, удостоверяющим право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях, является удостоверение на право управления маломерным судном. Удостоверение действительно на маломерных судах, имеющих право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, при использовании этих судов в некоммерческих целях.

В соответствии с п. 3.1 Правил аттестация проводится на основании:

проверки документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району плавания;

проверки теоретических знаний заявителя по заявленным типу маломерного судна и району плавания;

проверки навыков практического управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания.

В соответствии с п. 7.1 Правил заявителю, получившему по результатам аттестации право управления маломерным судном, выдается удостоверение. Форма удостоверения и его описание приведены в приложении № 8 к указанным правилам аттестации.

В соответствии с п. 7.10 Правил документами, подтверждающими законность расходования бланков удостоверений, являются оформленные протоколы заседания аттестационной комиссии и журнал выдачи удостоверений на право управления маломерным судном.

Таким образом, исходя из указанных норм выдача удостоверений на управление маломерными судами без проверки теоретических знаний, навыков практического управления маломерным судном соответствующими подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам не допускается, так как ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в акваториях водных объектов и которые могут пострадать от действий судоводителей, не прошедших обучение в установленном порядке и не подтвердивших своё право на управление маломерными судами.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.

На выявленных Интернет-сайтах размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги услуги, среди которых изготовление прав на управление маломерным судном, в том числе моторную лодку, парусное судно, катер, яхту, гидроцикл, выполненных на официальных бланках, а также водительских прав на право управление транспортными средствами категории А, А1, В, В1, ВЕ, С и др., спецтенхнику, зеркальных прав, справок для получения прав.

Сведения, размещенные на данных Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования указанных документов без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.

Данная информация фактически способствует совершению уголовно наказуемых деяний, посягающих на авторитет государственной власти, нарушает права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы образования.

В этой связи имеется необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения уголовных преступлений.

В силу Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.032009 (далее Положение), создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 5.1.7 Положения).

В соответствии с Положением, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

В порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеет право применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений (п. 6.5 Положения).

При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 3 указанной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра -организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Данная информация фактически способствует совершению административных и уголовно наказуемых деяний, посягающих на авторитет государственной власти, нарушает права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

В силу Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009 (далее Положение), создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 5.1.7 Положения).

В соответствии с Положением Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

В порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеет право применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений (п. 6.5 Положения).

Указанный Интернет-сайт не содержит сведений о разработчике или собственнике, адреса нахождения представителей (юридический/фактический адрес местонахождения) в связи с чем, вопрос о привлечении их к участию в деле не ставится.

При таких обстоятельствах, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации, запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.

На момент проверки Интернет-ресурсы по адресам: http://kostroma.kupyj-prava.com, https://kostroma.specpravapiter.com в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не включены, при открытии сайта http://kostroma.kupyj-prava.com доступ к нему отсутствует.

Вместе с тем, при переходе по адресу интернет сайта:

- http://kostroma.kupyj-prava.com открывается сайт http://kostroma.kupiu-prawa.com

Согласно данных сервисов http://en.utrace.de, http://www.whois-service.ru, https://www.myip.ms/info/whois, https://2ip.ru/whois:

- домен с адресом http://kostroma.kupiu-prawa.com зарегистрирован провайдером Cloudflare Inc, регион USA, IP-адрес домена – 188.114.96.2, дата создания: 2022-06-06, срок действия реестра: 2023-06-06;

Обновленные сайты содержат те же сведения, аналогичны по архитектуре оформления, данные о провайдере, регионе и IP-адресе домена не изменены.

Указанные разделы Интернет-сайтов предоставляют собой ссылки на предоставляемые их пользователям услуги, среди которых изготовление прав на управление маломерным судном, в том числе моторную лодку, парусное судно, катер, яхту, гидроцикл, выполненных на официальных бланках, а также водительских прав на право управление транспортными средствами категории А, А1, В, В1, ВЕ, С и др., спецтехнику, зеркальных прав, справок для получения прав.

На момент проверки актуальности сайтов Интернет-ресурсы по адресам: https://kostroma.specpravapiter.com, http://kostroma.kupiu-prawa.com в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», не внесены, что подтверждается скриншотами с сайта Роскомнадзора.

К предмету регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законодателем отнесено осуществление административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1 ст. 1).

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также -суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В целях ограничения доступа к Интернет-сайтам по адресам: https://kostroma.specpravapiter.com, http://kostroma.kupiu-prawa.com содержащих запрещенную информацию, необходимо внести данные интернет-страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – единый реестр) в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания (п. 5.1.1.1.), а также осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (п. 5.1.7.).

Судом установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах по адресам: https://kostroma.specpravapiter.com, http://kostroma.kupiu-prawa.com размещена информация о возможности приобретения, в том числе в городе Костроме прав на управление маломерным судном, в том числе моторную лодку, парусное судно, катер, яхту, гидроцикл, выполненных на официальных бланках. Действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к данным сведениям.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.

Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на интернет-сайтах по адресам: https://kostroma.specpravapiter.com, http://kostroma.kupiu-prawa.com информации о возможности приобретения, в том числе в городе Костроме прав на управление маломерным судном, в том числе моторную лодку, парусное судно, катер, яхту, гидроцикл, выполненных на официальных бланках. Размещение данной информации по указанным адресам на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

При таких обстоятельствах суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.

При удовлетворении требований о признании информации запрещенной решение в силу п. 4 ст. 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов, прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах по адресам:

https://kostroma.specpravapiter.com, http://kostroma.kupiu-prawa.com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья (подпись) И.В. Шувалова