Дело № 2а-2464/2019
УИД 62RS0001-01-2019-003410-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2019 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Кураева О.В.,
с участием: старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Рязани Веденеевой Е.Ю.,
представителя административного истца – Управления МВД России по Рязанской области Чешковского Ю.В., действующего на основании доверенности Д-1/70 от 09.01.2019 года,
административного ответчика Абдугаппарова Ш.А., участие которого в судебном заседании было обеспечено при помощи видеоконференцсвязи,
при секретаре Борисовой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с использованием систем видеоконференц-связи дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области к Абдугаппарову Шухрату Абдуганиевичу о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области,
у с т а н о в и л:
Управление МВД России по Рязанской области обратилось в суд в порядке гл. 28 КАС РФ с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии - Абдугаппарова Ш.А. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области.
Исковые требования мотивированы тем, что 27 февраля 2019 года Московским районным судом г. Рязани вынесено постановление о признании гражданина <данные изъяты> Абдугаппарова Ш.А., уроженца <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, исполняемого в форме принудительного выдворения.
Указанным постановлением суда Абдугаппаров Ш.А. до ДД.ММ.ГГГГ помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области для обеспечения выдворения за пределы Российской Федерации.
Срок содержания Абдугаппарова Ш.А. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области неоднократно продлевался решениями судов.
По мнению административного истца, пребывание Абдугаппарова Ш.А. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Административный истец просит суд в очередной раз продлить срок пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области подлежащего реадмиссии Абдугаппарова Ш.А. на 60 суток с момента вынесения решения.
В судебном заседании представитель административного истца Чешковский Ю.В. заявленные требования поддержал по указанным основаниям, просит суд обратить решение к немедленному исполнению.
Кроме того представитель административного истца сослался на то, что в рамках процедуры реадмиссии УМВД России по Рязанской области выполнены все возможные действия, предусмотренные Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о реадмиссии. Причины, по которым компетентные органы Республики Казахстан не отвечают на запрос российской стороны, не известны. Между тем даже для принятия решения о признании Абдугаппарова Ш.А. лицом без гражданства УМВД России по Рязанской области должно располагать ответом Республики Казахстан.
Административный ответчик Абдугаппаров Ш.А. возражал против продления срока его пребывания в Центре временного содержания для иностранных граждан УМВД России по Рязанской области, указав, что он (срок) необоснованно продолжителен и нарушает его права. Просил освободить его для самостоятельного возвращения в Республику Казахстан и разрешения вопроса о своем документировании.
Старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Рязани Веденеева Е.Ю. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку разумный и обоснованный срок содержания Абдугаппарова Ш.А. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области истек, а причины бездействия компетентных органов Республики Казахстан неизвестны.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 266 КАС РФ, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
В силу ч. 1 ст. 269 КАС РФ, суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанность наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ, передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении.
В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 32.2 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном п. 12 настоящей статьи.
В силу п. п. 1,4 ст. 35.1 вышеназванного Федерального закона содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В этот же день Московским районным судом г. Рязани вынесено постановление о признании гражданина <данные изъяты> Абдугаппарова Ш.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, исполняемого в форме принудительного выдворения.
Указанным постановлением суда 27 февраля 2019 года до фактического выдворения за пределы Российской Федерации Абдугаппаров Ш.А. до 27 мая 2019 года помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Абдугаппаров Ш.А. подлежит процедуре реадмиссии.
12 марта 2019 года УМВД России по Рязанской области направлен запрос в Посольство Республики Казахстан с просьбой решить вопрос о документировании свидетельством на возвращение в Республику Казахстан Абдугаппарова Ш.А.15 марта 2019 года УМВД России по Рязанской области вынесено заключение о невозможности установления принадлежности Абдугаппарова Ш.А. к гражданству РФ. 19 марта 2019 года в отношении гражданина Абдугаппарова Ш.А. УМВД России по Рязанской области вынесено решение о возбуждении процедуры реадмиссии в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о реадмиссии от 07 июня 2012 года. 25 марта 2019 года УМВД России по Рязанской области в Главное управление по вопросам миграции МВД России направлен запрос о реадмиссии гражданина Абдугаппарова Ш.А. для передачи в компетентный орган Республики Казахстан. 06 мая 2019 года из Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации на запрос УМВД России по Рязанской области от 12.03.2019 № 1/709 поступил ответ о том, что Консульский отдел Посольства Республики Казахстан в Москве полагает необходимым рассмотреть вопрос Абдугаппарова Ш.А. в соответствии с требованиями Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о реадмиссии. 23 мая 2019 года определением Московского районного суда г. Рязани Абдугаппарову Ш.А. продлен срок содержания в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области до 27 июня 2019 года включительно. Согласно заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства № 12 от 21 июня 2019 года, составленному начальником УМВД России по Рязанской области Лебедевым С.Н., постановлено считать личность Абдугаппарова Шухрата Абдуганиевича установленной, как гражданина Республики Казахстан.27 июня 2019 года решением Железнодорожного районного суда г. Рязани Абдугаппарову Ш.А. продлен срок пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области по 26 августа 2019 года включительно. 27 августа 2019 года решением Железнодорожного районного суда г. Рязани Абдугаппарову Ш.А. продлен срок пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области по 25 октября 2019 года включительно.18 сентября 2019 года УМВД России по Рязанской области в Главное управление по вопросам миграции МВД России направлен запрос о состоянии рассмотрения компетентным орган Республики Казахстан запроса о реадмиссии гражданина Абдугаппарова Ш.А. 26 сентября 2019 года из Главного управления по вопросам миграции МВД России в УМВД России по Рязанской области поступил ответ о том, что 04 апреля 2019 года в центральный компетентный орган Республики Казахстан направлен запрос о реадмиссии (исх. № 20/12341) в отношении гражданина Республики Казахстан Абдугаппарова Ш.А., ответ на который до настоящего времени не поступил. Сроки рассмотрения запросов о реадмиссии центральным компетентным органом Республики Казахстан, по сложившейся практике, составляют 60 и более рабочих дней. Таким образом, запрос о реадмиссии компетентным органом Республики Казахстан до настоящего времени не исполнен. В силу правовых позиций, изложенных в п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура", из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий ст. ст. 17, 22, 46, 62 Конституции Российской Федерации. Исходя из содержания положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, п. «а» ч. 1 ст. 5 Декларации о правах человека от 13 декабря 1985 года, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, независимо от наличия у лица гражданства, права человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания, относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. С учетом изложенного суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении реадмиссии. В соответствии с п. п. 1, 2, 4 ст. 2 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о реадмиссии от 07 июня 2012 года (далее – Соглашение), компетентные органы государства запрашиваемой Стороны принимают по запросу центрального компетентного органа государства запрашивающей Стороны лиц, которые въехали или находятся на территории государства запрашивающей Стороны с нарушением законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, если установлено, что они являются гражданами государства запрашиваемой Стороны либо утратили его гражданство после въезда на территорию государства запрашивающей Стороны и не приобрели гражданство другого государства. В случае необходимости компетентные органы государства запрашиваемой Стороны выдают передаваемым лицам документы, необходимые для их въезда на территорию этого государства.Если ни один из документов, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, не может быть представлен, компетентные органы государств Сторон договариваются о проведении на территории государства запрашивающей Стороны собеседования с лицом, подлежащим реадмиссии, с целью получения сведений о его гражданстве. В силу ст. 4 Соглашения, запрос о реадмиссии в отношении гражданина третьего государства или лица без гражданства направляется центральным компетентным органом государства запрашивающей Стороны непосредственно центральному компетентному органу государства запрашиваемой Стороны в срок, не превышающий 180 календарных дней с даты установления факта незаконного въезда или незаконного пребывания этого лица на территории государства запрашивающей Стороны и (или) установления его личности. Центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны в течение 30 календарных дней с даты получения запроса о реадмиссии лица дает согласие на прием или мотивированный отказ в его приеме, если компетентными органами государства запрашиваемой Стороны установлено отсутствие необходимых для передачи этого лица условий, предусмотренных п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 3 настоящего Соглашения. При наличии обстоятельств юридического или фактического характера, препятствующих своевременному ответу на запрос о реадмиссии, сроки ответа на основании мотивированного обращения центрального компетентного органа государства запрашиваемой Стороны продлеваются до 60 календарных дней.Таким образом, указанные в Соглашении сроки для рассмотрения вопроса о реадмиссии даже в случае сомнений принадлежности гражданина к гражданству Республики Казахстан являются пресекательными, и не могут превышать 60 календарных дней. Между тем, Абдугаппаров Ш.А. находится в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области 8 месяцев. Как указано выше, запрос о реадмиссии направлен в центральный компетентный орган Республики Казахстан 04 апреля 2019 года. Таким образом, к настоящему моменту сроки, предусмотренные для рассмотрения запроса, предусмотренные названным Соглашением, истекли в июне 2019 года. При этом никакого ответа по поводу данного запроса компетентными органами Республики Казахстан не дано, указанные органы не запрашивали какие-либо дополнительные документы, не просили об организации собеседований с лицом, подлежащим реадмиссии.При таких обстоятельствах дальнейшее содержание Абдугаппарова Ш.А. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области перестало быть допустимым по смыслу п. 1 «f» ст. 5 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 года, противоречит правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 года № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура», из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3).
Учитывая длительность пребывания Абдугаппарова Ш.А. в специальном учреждении и отсутствие данных, с достоверностью указывающих на то, что он может скрываться или уклониться от исполнения решения о реадмиссии, оснований полагать необходимым продление срока пребывания Абдугаппарова Ш.А. в специальном учреждении не имеется.
Наличие решения Московского районного суда г. Рязани 27 февраля 2019 года о признании Абдугаппарова Ш.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации, не может служить достаточным основанием для продления срока содержания в специальном учреждении, поскольку Абдугаппаров Ш.А. уже содержится в нем восемь месяцев и не представляется возможным определить, когда фактически будет произведена реадмиссия Абдугаппарова Ш.А.
Кроме того, пребывание Абдугаппарова Ш.А. в условиях специального учреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда РФ, а также нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 188 КАС РФ решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Управления МВД России по Рязанской области к Абдугаппарову Шухрату Абдуганиевичу о продлении срока пребывания гражданина, подлежащего реадмиссии, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Рязанской области – отказать.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение 10 дней со дня принятия решения судом.
Судья О.В. Кураев