ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2466/20 от 17.02.2021 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)

Дело

УИД RS0-02

Резолютивная часть решения оглашена 12.02.2021

Решение в окончательной форме изготовлено 17.02.2021

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

12 февраля 2021 года

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи Горюновой М.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО4 и представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО2 и ООО «Альянсстрой» в лице ФИО2 к администрации муниципального образования «<адрес>» об оспаривании решения органа государственной власти, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 и ООО «Альянсстрой» обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования «<адрес>» об оспаривании решения органа государственной власти, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и ФИО2 заключен договор аренды на земельный участок из категории: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 01:05:3305001:996 общей площадью 1 175 654 кв.м., расположенный в <адрес> (пашня, кормовой севооборот, сек.№ II-к-1 и № III к-1) <адрес> Республики Адыгея. Участок предоставлен для сельскохозяйственного производства. ФИО2 заключил договор субаренды от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанный участок с ООО «Альянсстрой». Уведомление о заключении договора субаренды было направлено в адрес администрации и зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ постановлением был утвержден градостроительный план земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альянсстрой» было выдано разрешение на строительство № R-036 на объект: «Обустройство искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны» со сроком действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ. Для строительства сооружения в виде искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны была подготовлена вся проектная документация необходимая для обустройства, состоящие из нескольких разделов, томов, нескольких этапов, проекты рекультивации земельных участков, прилегающих к существующим прудам, проекты мероприятий по охране окружающей среды, проекты мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проекты организации строительства, проекты технологических и конструктивных решений линейного объекта- искусственные сооружения, проекты полосы отвода и проект горного отвода, удостоверенный актом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея. В соответствии с указанной документацией было осуществлено строительство искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны на вышеуказанном земельном участке. Строительство объекта было завершено в срок, указанный в разрешении, и после окончания срока действия договора субаренды собственник ФИО2 на основании Декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал за собой право собственности на сооружение- искусственный водоем по выращиванию ихтиофауны общей площадью 164 022 кв.м. глубиной 15 метров ( 01:05:3305001:1995-01/033/2019-1 от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГФИО2 было получено письмо (исх ) в котором указано, что в рамках муниципального земельного контроля было проведено обследование земельного участка, принадлежащего истцу и выявлено, что фактическое использование земельного участка не соответствует представленной проектной документации и выданному ООО «Альянсстрой» разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, приказом от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство № R-036 было отменено. Данную отмену разрешения на строительство ФИО2 считает необоснованным и просил признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ об отмене разрешения на строительство № R-036 от ДД.ММ.ГГГГ на объект: «Обустройство искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны», вынесенный руководителем отдела архитектуры, градостроительства и муниципального контроля администрации МО «<адрес>».

В ходе судебного разбирательства представитель ФИО2 по доверенности ФИО4 в порядке ст. 39 ГПК РФ требования уточнила и дополнительно к ранее заявленным требованиям просила взыскать с административного ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, в остальной части настаивала на удовлетворении требований в ранее заявленном объеме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дело по иску ФИО2, ООО «Альянсстрой» к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным решения органа государственной власти было рассмотрено по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, ранее представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что выданное ООО «Альянсстрой» разрешение на строительство № R-036 от ДД.ММ.ГГГГ на объект: «Обустройство искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны» по адресу: <адрес>, (пашня, кормовой севооборот, сек.№ II-к-1 и № III к-1) <адрес> Республики Адыгея было отменено приказом руководителя отдела архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ. Причиной отзыва разрешения на строительство послужило выявленное в порядке самоконтроля нарушение: вид разрешенного использования земельного участка не соответствует выданному разрешению на строительство, а также то обстоятельство, что согласно Правилам землепользования и застройки МО «Тахтамукайское сельское поселение» обустройство искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны не входит в перечень видов разрешенного использования. Согласно представленной выписке из ЕГРН на вышеуказанном земельном участке расположено принадлежащее ФИО2 сооружение: искусственный водоем по выращиванию ихтиофауны, при этом за разрешением на строительство и вводом в эксплуатацию согласно ст. 51 и ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ ФИО2 не обращался. Считает, что ФИО2 не доказано нарушение его прав обжалуемым приказом, так как ДД.ММ.ГГГГФИО2 зарегистрировано право собственности на вышеуказанное сооружение в упрощенном порядке на основании Декларации об объекте недвижимости. Кроме этого, на момент рассмотрения настоящего дела ООО «Альянсстрой» не является субарендатором данного земельного участка, срок действия разрешения на строительство истек ДД.ММ.ГГГГ. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель ООО «Альянсстрой» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.

В порядке ст.167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Альянсстрой».

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам:

В силу ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Из части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, действовавшей в редакции на дату обращения заявителя о выдаче разрешения на строительство прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Кодекса), разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка .

Согласно п.1.1 договора аренды во временное пользование ФИО2 был предоставлен земельный участок из категории: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 01:05:3305001:996 общей площадью 1 175 654 кв.м., расположенный в <адрес> (пашня, кормовой севооборот, сек.№ II-к-1 и № III к-1) <адрес> Республики Адыгея. Участок предоставлен для сельскохозяйственного производства (п.1.3 Договора).

Пунктом 6.1 договора установлен срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «Альянсстрой» был заключен договор субаренды земельного участка , в соответствии с п.1.1 договора в субаренду ООО «Альянсстрой» был предоставлен земельный участок из категории: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 01:05:3305001:996 общей площадью 1 175 654 кв.м., расположенный в <адрес> (пашня, кормовой севооборот, сек.№ II-к-1 и № III к-1) <адрес> Республики Адыгея. Земельный участок был передан в субаренду в целях его использования для строительства искусственных водоемов по выращиванию ихтиофауны.

Уведомление о заключении договора субаренды было направлено ФИО2 в адрес администрации и зарегистрировано в установленном законом порядке.

Администрацией МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ постановлением был утвержден градостроительный план земельного участка из категории: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 01:05:3305001:996 общей площадью 1 175 654 кв.м., расположенный в <адрес> (пашня, кормовой севооборот, сек.№ II-к-1 и № III к-1) <адрес> Республики Адыгея.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альянсстрой» администрацией МО «<адрес>» было выдано разрешение на строительство № R-036 на объект: «Обустройство искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны» со сроком действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с этим, после окончания срока действия договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГФИО2 на основании Декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал за собой право собственности на сооружение- искусственный водоем по выращиванию ихтиофауны общей площадью 164 022 кв.м. глубиной 15 метров, кадастровый в упрощенном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<адрес>» в адрес ФИО2 было направлено письмо (исх ) в котором указано, что в рамках муниципального земельного контроля было проведено обследование земельного участка, принадлежащего ФИО2 и выявлено, что фактическое использование земельного участка не соответствует представленной проектной документации и выданной ООО «Альянсстрой» разрешению на строительство № R-036 от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, разрешение на строительство № R-036 на объект: «Обустройство искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны» было отменено приказом от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным руководителем отдела архитектуры, градостроительства и муниципального контроля администрации МО «<адрес>».

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее –Земельный Кодекс) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 01:05:3305001:996 общей площадью 1 175 654 кв.м., расположенного в <адрес> (пашня, кормовой севооборот, сек.№ II-к-1 и № III к-1) <адрес> Республики Адыгея, земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Земельным Кодексом (ст.78) определен перечень разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в котором строительство искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны на землях указанного назначения не предусмотрено.

Правилами землепользования и застройки МО «Тахтамукайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными Советом народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", обустройство искусственного водоема по выращиванию ихтиофауны на землях сельскохозяйственного назначения не входит в перечень видов разрешенного использования.

Статьей 42 Земельного Кодекса установлена обязанность арендаторов использовать земельный участок в соответствии с его назначением и разрешенным использованием.

В соответствии со статьей 2 Градостроительного Кодекса одним из принципов градостроительного законодательства является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.

Положениями статьи 30 Градостроительного Кодекса установлено, что правила землепользования и застройки включает в себя, в том числе и градостроительные регламенты.

Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля.

Достаточным основанием для отзыва разрешения на строительство является нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 Градостроительного Кодекса, регулирующей правила выдачи такого разрешения.

Пунктом 21.1. ст. 51 Градостроительного Кодекса предусмотрено несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено: принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории; отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки; расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

При этом, отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству.

Таким образом, отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства. Соответствующее решение может быть принято на любом этапе строительства.

Оценивая представленные истцом доказательства по делу, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления обоснованно отменил разрешение на строительство.

Кроме того, в обоснование заявленных требований истцом не указано, какие права истца были нарушены принятым распорядительным актом органа местного самоуправления, обжалуемым им по настоящему делу, при том, что такая возможность обжалования в судебном порядке имеется в случае нарушения прав и свобод гражданина.

Как установлено в судебном заседании отмена разрешения на строительство не повлекла за собой признания отсутствующим права собственности истца на фактически возведенный им объект, которое зарегистрировано на основании Декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый в упрощенном порядке.

Учитывая изложенное, суд установил, что исковые требования об оспаривании решения органа государственной власти, не подлежат удовлетворению.

С учетом отказа суда в удовлетворении основного требования, не подлежат удовлетворению и производные от основного требования, требования о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2, ООО «Альянсстрой» к администрации муниципального образования «<адрес>» об оспаривании решения органа государственной власти, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья М.С. Горюнова