ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2466/2021 от 30.04.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2021 года город Нальчик

Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего судьи Сарахова А.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по <адрес> КБР к ФИО2, содержащим требования: взыскать с ФИО2 в счет неисполненной обязанности по уплате транспортного налога и пени на общую сумму 11224,05 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Нальчикский городской суд КБР поступило административное исковое заявление Инспекции ФНС России по <адрес> КБР к ФИО2, содержащим требования: взыскать с ФИО2 в пользу Инспекции ФНС РФ по <адрес> в счет неисполненной обязанности по уплате транспортного налога за 2018г. налог в размере 11 137 рублей и пени в размере 87,05 рублей.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству суда, назначена подготовка к судебному разбирательству, в рамках которой административному ответчику предложено представить возражение на административное исковое заявление и разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) настоящее дело будет рассмотрено по правилам упрощенного (письменного) производства.

Направленная в адрес административного ответчика судебная корреспонденция получена им 06.04.2021г. Возражений относительно предмета спора и порядка рассмотрения дела ФИО2 не представлено.

Поскольку административный истец просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а ответчик не представил возражений против рассмотрения дела в упрощенном порядке, на основании статьи 292 КАС РФ вынесено определение судьи о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы настоящего дела, административного дела а-2146/2020, суд полагает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При этом согласно части 6 статьи 289 названного Кодекса при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичная обязанность предусмотрена пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 400, ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.

Транспортный налог является региональным налогом (п. 3 ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации являются, в том числе автомобили.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно п. 3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

По сведениям об объектах собственности физического лица, предоставленных административным истцом, ФИО2 является собственником с 01.08.2005г. автомашины мерседес Бенц 400 SEL, государственный номер <***>, 200 - лошадиные силы, а с 26.07.2008г. - автомашины мерседес Бенц 500 SEL, государственный номер <***>, 235 - лошадиные силы.

Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.

Таким образом, с 2005г. и 2008 г. ФИО2 являлся налогоплательщиком в отношении указанных объектов налогообложения.

Как следует из ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

Требованием об уплате налога признается извещением налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.ч. 1, 4 ст. 69НК РФ).

Статья 75 НК РФ предусматривает, что за неуплату физическим лицом причитающихся сумм налогов начисляется пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты, в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, и могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48НКРФ.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Пунктом 4 названной статьи установлено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом ФИО2 в налоговом уведомлении от 25.07.2019г. исчислен транспортный налог за 2018г. в размере 11 137 рублей, подлежащий уплате не позднее 02.12.2019г.

Указанное уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, о чем указано в самом уведомлении.

В связи с не поступлением платы налогов в установленные сроки, административным истцом произведено начисление пеней по налогу за 2018 год в размере 87,05 рублей.

ФИО2 было выставлено требование об уплате указанных налогов и пеней на 09.01.2020г. сроком исполнения до 11.02.2020г. Указанное требование передано 21.01.2020г., в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, в подтверждение чего представлены таблицы из 7 и 8 колонок, в которых отражены направления налоговым органом административному ответчику требования.

Таким образом, с заявлением о взыскании недоимки и пени по указанным налогам Инспекция ФНС России по <адрес> имела право обратиться до 11.08.2020г.

Принимая во внимание, что общий размер задолженности по требованиям превысил 3 000 рублей, шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа начал течь 12.02.2020г. С заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился к мировому судье в пределах установленного срока, 26.05.2020г. При этом определением мирового судьи судебного участка Нальчикского судебного района от 09.06.2020г. отменен судебный приказ от 26.05.2020г., которым с административного ответчика взыскана спорная задолженность, в связи с поступлением возражений административного ответчика.

Учитывая дату обращения административного истца в суд 06.11.2020г., следует признать, что срок обращения в суд с заявленными требованиями не пропущен.

В силу ч. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (а. 2 ч. 6 ст. 69 НК РФ).

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-8/200@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, действующий с 27.05.2017г.

Датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 10 Порядка).

В силу п. 2 ст. 11.2 НК РФ, личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов в электронной форме. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Однако, представленные налоговым органом документы не подтверждают его доводы о том, что ФИО2 был подключен к интернет сервису «Личный кабинет» или он пользовался личным кабинетом.

Согласно п.п. 15 -17, 19 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-17/260@, действовавшего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ), формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется в автоматическом режиме в течение трех рабочих дней с момента регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика независимо от способа его регистрации. При первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль. Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика. В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется. В случаях утраты пароля или блокировки первичного пароля налогоплательщик обращается в налоговый орган с просьбой о выдаче ему нового пароля.

Аналогичные положения содержатся в п.п. 14 - 16 действующего с ДД.ММ.ГГГГ Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-17/617@ (далее – Порядок от ДД.ММ.ГГГГ).

Из материалов в дела усматривается, что налоговое уведомление и требование направлены административному ответчику в электронной форме в личный кабинет. В подтверждение этого обстоятельства приобщены таблицы неустановленного источника извлечения, в которых отражены направления налоговым органом административному ответчику требования . Каких-либо подтверждений направления в ЛКН налогового уведомления от 25.07.2019г. административным истцом не представлено.

Кроме того, налоговым органом не представлено суду заявления ФИО2 о подключении к ЛКН, а также документов, в которых было бы видно, когда имели место: предоставление налогоплательщику регистрационной карты для использования личного кабинета, выдача ему нового пароля, первый вход налогоплательщика в систему, пользование системой (просмотр документов, оплата налогов через сайт).

Согласно информации административного истца, доказательства открытия и формирования ЛКН ФИО2 не представлены по причине их отсутствия.

Кроме того, п. 21 Порядка от 30.06.2015г., действовавшего на момент регистрации личного кабинета ответчика, устанавливалось, что для начала направления налогоплательщику документов через личный кабинет налогоплательщика, требовалось получение от него уведомления об использовании личного кабинета. Налоговые уведомления от налоговых органов в электронной форме могли направляться через личный кабинет налогоплательщика, начиная с текущего года в случае, если налогоплательщик направил уведомление для получения от налоговых органов указанных уведомлений в срок до 1 марта этого года.

Документы, свидетельствующие о получение налоговым органом уведомления ФИО2 об использовании личного кабинета и получении налоговых уведомлений через личный кабинет налогоплательщика, суду не представлены.

Согласно абз. 3 п. 20 Порядок от 22.08.2017г., положения указанного пункта о том, что документы на бумажном носителе физическому лицу, имеющему личный кабинет налогоплательщика, налоговыми органами направляются после получения соответствующего уведомления лица; в случае неполучения данного уведомления по истечении 3 рабочих дней со дня первого входа физического лица в личный кабинет направление налоговыми органами физическому лицу документов осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика, действуют в отношении лиц, впервые регистрируемых в сервисе после вступления в силу Порядок от 22.08.2017г.

Сведений о дате регистрации ЛКН ФИО2 административным истцом также не представлены.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о направлении ответчику налоговых уведомлений и требований об уплате налога и пеней за 2018 год иными, установленными законом способами, суду не представлены.

Таким образом, судом достоверно установлено, что налоговым органом процедура взыскания налога и пени за 2018 год (направление требования и уведомления) не соблюдена, следовательно, основания для взыскания сумм задолженности и пени в судебном порядке отсутствуют, в связи с чем, исковые требования подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 175-180, 286-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Инспекции ФНС России по <адрес> КБР к ФИО2, содержащим требования: взыскать с ФИО2 в счет неисполненной обязанности по уплате транспортного налога и пени на общую сумму 11224,05 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд КБР в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий А.А. Сарахов