ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2467/18 от 06.11.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 06 ноября 2018 года

Дело № 2а-2467/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 01 ноября 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Зайцевой М.О., с участием прокурора – Яцюк О.Д., истца – ФИО1 представителя истца – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица – Департамент по вопросам жилищно – коммунального хозяйства Администрации города Ялта о признании недействующим постановления,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском о признании недействующим полностью постановления № администрации города Ялта от 15.02.2018 года «О внесении изменений в постановление администрации города Ялта Республики Крым от 30.08.2016 года № «Об оплате труда и премировании работников муниципальных бюджетных учреждения в сфере жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

Исковые требования мотивированы тем, что он работает в должности главного бухгалтера МБУ «Ритуал» с 2016 года. МБУ «Ритуал» является некоммерческой организацией, учредителем которой является муниципальное образование городского округа Ялта в лице администрации города Ялта. 21.05.2015 года Министерством труда и социальной защиты Республики Крым было зарегистрировано Отраслевое тарифное соглашение по жилищно – коммунальному хозяйству Республики Крым, нормы которого в том числе распространяются на работников и работодателей предприятий и организаций, предоставляющих услуги в сфере ритуальных услуг. Указанным Отраслевым тарифным соглашением было установлено, что базовая тарифная ставка рабочего 1 разряда устанавливается в размере не меньше 125% минимального размера оплаты труда (повышающий коэффициент). Также установлено, что величина должностного оклада определяется путем умножения минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда на коэффициент соотношений в соответствии с пунктом 1 Приложения 2 с учетом групп по оплате труда руководителей. Приложением № 2 к Отраслевому тарифному соглашению установлены коэффициенты соотношений минимальных размеров, в том числе по наименованию должности «главный бухгалтер» в размере 4,18-6,68.

30 августа 2016 года администрацией города Ялта было принято постановление № «Об оплате труда и премировании работников муниципальных бюджетных учреждений в сфере ЖКХ», нормы которого полностью соответствовали вышеуказанному Отраслевому тарифному соглашению. Вместе с тем, 15 февраля 2018 года администрация города Ялта вынесла постановление № о внесении изменений в постановление № от 30.08.2016 года, которым существенно изменила условия оплаты труда в сравнении с теми, что установлены Отраслевым тарифным соглашением, в результате чего уменьшился размер его заработной платы. Поскольку нормы Отраслевого тарифного соглашения имеют прямое действие, а принятое Администрацией города Ялта постановление ему противоречит, просит суд признать его полностью недействующим.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные исковые требования поддержали.

Представитель ответчика, представитель заинтересованного лица – Департамента по вопросам жилищно – коммунального хозяйства администрации города Ялта в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о причинах неявки суд не уведомили.

Ранее ответчиком были представлены письменные возражения на иск, которые мотивированы тем, что Администрация города Ялта в соответствии с положениями Трудового Кодекса РФ, вправе применять и разрабатывать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции и самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, в связи с чем полагает, что оспариваемое постановление принято в рамках полномочий ответчика и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением Администрации города Ялта № от 30 августа 2016 года было утверждено типовое положение об оплате труда и премировании работников муниципальных бюджетных учреждений в сфере жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (приложение № 1).

Пунктом 2 постановления установлено, что его действие распространяется на работников муниципальных бюджетных учреждений в сфере жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Пунктом 3 постановления руководителям муниципальных бюджетных учреждений дано указания привести свои положения по оплате труда и штатные расписания в соответствие с настоящим постановлением.

Пунктом 2.5 Типового положения было установлено, что базовая тарифная ставка рабочего 1 разряда устанавливается в размере не меньше 125% минимального размера оплаты труда, установленного законом.

Пунктом 2.7 Типового положения было установлено, что должностные оклады по основным должностям руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей), тарифные ставки (оклады) рабочих устанавливаются согласно приложению № 2 к настоящему Положению, в частности коэффициент соотношений должностных окладов главного бухгалтера был установлен в размере 4,18-6,68.

Постановлением Администрации города Ялта № от 15 февраля 2018 года были внесены изменения в приложение № 1 к постановлению администрации города Ялты от 30.08.2016 года № «Об оплате труда и премировании работников муниципальных бюджетных учреждений в сфере жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», который изложен в новой редакции.

В соответствии с п. 2.2 Положения, минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда устанавливается в размере 7500 рублей.

Согласно п. 2.2.1 Положения, размер оклада (месячной тарифной ставки) работников Учреждения устанавливается исходя из произведения минимальной тарифной ставки, повышающего коэффициента 1,25, коэффициента особенностей работ, коэффициента соотношений должностных окладов (в соответствии с приложением 1 и приложением 2).

В соответствии с Приложением № 2 к положению, коэффициент соотношений должностного оклада главного бухгалтера установлен в размере 3,4.

В постановлении указано, что при его принятии Администрация города Ялта руководствовалась в том числе Отраслевым тарифным соглашением по жилищно – коммунальному хозяйству Республики Крым на 2017-2019 гг.

Указанное постановление было опубликовано на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым (http://www.yalta.rk.gov.ru/) 16.02.2018 года.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает одно из следующих решений:

об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно Конституции РФ (подп. "к" ст. 72) трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Статьей 5 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 10 ст. 5).

По смыслу указанной нормы права, нормативно - правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам ТК РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со статьями 27, 45 Трудового кодекса РФ одной из форм социального партнерства является соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнёрства в пределах их компетенции.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса РФ).

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ (часть 7 статьи 45 Трудового кодекса РФ).

Соглашение действует в отношении в том числе: органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Процедура присоединения к ОТС и отказа от присоединения к нему регулируется статьей 48 Трудового кодекса РФ.

Указанной нормой закона предусмотрено следующее: если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (часть 7 и часть 8 статьи 48 Трудового кодекса РФ). Данные положения частей седьмой и восьмой статьи 48 Трудового кодекса РФ направлены на унификацию условий труда работников отрасли и установление единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях.

Таким образом, в силу указанных норм закона, если предложение было опубликовано, и сроки для совершения работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.

Аналогичные положения закреплены в Законе Республики Крым от 17.07.2014 N 28-ЗРК "О социальном партнерстве в Республике Крым" которым определен порядок организации социального партнерства в Республике Крым в целях содействия согласованному решению проблем в социально-экономической и трудовой сфере, дальнейшему эффективному развитию трудовых и социально-экономических отношений, реализации государственной политики по этим направлениям в Республике Крым.

Установлено, что Отраслевое тарифное соглашение по Жилищно – коммунальному хозяйству Республики Крым на 2017-2019 года, утвержденное Председателем Крымской Республиканской организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения и Министром жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым 14 января 2015 года, со сроком действия с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года, заключено на региональном уровне между работодателями и работниками Организаций в лице их полномочных представителей (сторон): от работодателей – Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, от работников – Крымская республиканская организация Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.

Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым 21.01.2015 года.

В соответствии с п. 1.5 указанного Соглашения, он является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально – трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями Предприятий, на которые распространяется действие Соглашения.

Настоящее Соглашение распространяется на работников и работодателей Предприятий и организаций независимо от их организационно – правовых форм собственности, предоставляющих услуги, в том числе в сфер ритуальных услуг, в т.ч. похоронного дела.

Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для Предприятий, на которые оно распространяется.

Условия коллективных договоров и иных документов, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, недействительны. Настоящее Соглашение не ограничивает права Предприятий в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия на Предприятии коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.

В соответствии с п. 2.2 Соглашения, стороны договорились о том, что минимальный размер оплаты труда устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; базовая тарифная ставка рабочего 1 разряда устанавливается в размере не меньше 125% минимального размера оплаты труда (повышающий коэффициент).

Приложением № 2 к Отраслевому Соглашению установлены коэффициенты соотношений минимальных размеров должностных окладов по основным должностям руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей), которые используются при определении величины тарифной ставки (оклада) работников по установленному разряду.

В соответствии с Уставом МБУ муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым «Ритуал», его учредителем является муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым.

Согласно п. 2.2 Устава, МБУ создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Исходя из положений пункта 1.7 1.1 ОТС, вида деятельности МБУ «Ритуал», которое не отказывалось от присоединения к ОТС, в силу части 7 статьи 48 Трудового кодекса РФ его действие распространяется на работников учреждения с 01 января 2015 года.

Судом установлено, что ФИО1 занимает должность Главного бухгалтера МБУ «Ритуал», на основании трудового договора от 12 января 2016 года.

Приказом Департамента по вопросам жилищно – коммунального хозяйства администрации города Ялта № от 19 февраля 2018 года было дано указание привести в соответствие с действующим законодательством все нормативно – правовые акты об условиях оплаты труда работников МБУ, во исполнение постановления администрации города Ялта № от 15.02.2018 года.

Согласно справке о заработной плате сотрудников МБУ «Ритуал», тарифная ставка истца, рассчитанная на основании коэффициентов, установленных Отраслевым тарифным соглашением и постановлением Администрации города Ялта № от 30.08.2016 года составляла 46 020 рублей.

В связи с изменениями, внесенными Администрацией города Ялта в постановление № от 30.08.2016 года путем утверждения нового Положения об оплате труда постановлением Администрации гор. Ялта № от 14.02.2018 года, тарифная ставка истца, как главного бухгалтера, на сегодняшний день составляет 41 438 рублей, т.е. на 4 582 рубля меньше, чем размер его заработной платы, установленный Отраслевым тарифным соглашением.

Нормы статьи 49 Трудового кодекса РФ указывают, что изменение и дополнение соглашения могут производиться, как в порядке, установленном настоящим кодексом для заключения соглашения, так и в порядке, установленном соглашением.

Вместе с тем, Администрация города Ялта при вынесении постановления от 15 февраля 2018 года, без внесения изменений в вышеуказанное Отраслевое соглашение, уменьшила базовые месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, а также понизила коэффициенты особенностей работ в ЖКХ, что привело к уменьшению размера заработной платы работников указанной сферы деятельности.

Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

Из приведенных положений закона следует вывод о том, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

Судом установлено, что истец является субъектом отношений, на которых распространяется действие оспариваемого им постановления Администрации гор. Ялта, а также данный акт нарушает его права на получение оплаты труда, в размере, определенном Отраслевым тарифным соглашением.

При этом оспариваемое постановление противоречит Отраслевому тарифному соглашению, заключенному между работниками и работодателями на региональном уровне, а соответственно имеющему большую юридическую силу, в соответствии со ст. 5 ТК РФ.

Вместе с тем, поскольку истец, оспариваемая постановление в полном объеме фактически не согласен только с пунктами 2.2 и 2.2.1 нормативного акта, его исковые требования подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня принятия пункты 2.2 и 2.2.1 Положения об оплате труда и премирования работников муниципальных бюджетных учреждения в сфере жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации города Ялта № от 15.02.2018 года «О внесении изменений в постановление администрации города Ялты № от 30.08.2016 года».

В остальной части отказать в удовлетворении заявленных требований.

Обязать Администрацию города Ялта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии на Официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым (http://www.yalta.rk.gov.ru/).

Взыскать с Администрации города Ялта в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова