Дело (УИД) 70RS0001-01-2023-003099-72
№ 2а-2468/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29.08.2023 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи А.Р. Корниенко,
при секретаре А.М. Цилюрик,
помощник судьи К.К. Зворыгин,
при участии представителя административного истца – ФИО7, действующего на основании доверенности /________/2 от /________/ сроком на 7 лет, представителя административного ответчика Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска – ФИО6, действующего на основании доверенности /________/ от /________/ сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска, администрации Города Томска о признании незаконным отказа в принятии заявления от /________/, обязании рассмотреть заявление,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к ФИО9 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка на праве аренды, возложении обязанности по устранению нарушений. В обоснование требований указано, что /________/ФИО2 обратился в Департамент ФИО10 с заявлением о предоставлении на праве аренды без проведения торгов земельного участка по адресу: ФИО11/________/ с кадастровым номером /________/ Указанное заявление было направлено через сервис ЕСИА «Госуслуги», ему был присвоен /________/. /________/ФИО12 принято решение о возврате ранее указанного заявления, поскольку не были соблюдены требования законодательства: не были указаны основание предоставления земельного участка без проведения торгов, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, а также отсутствовала копия документа, удостоверяющая личность заявителя. С таким решением ФИО2 не согласен.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил.
Представитель административного истца ФИО7, действующий на основании доверенности /________/2 от /________/ сроком на 7 лет, административные исковые требования в суде поддержал в полном объеме, дал пояснения в объеме административного иска. Дополнительно пояснил, что при обращении через сервис ЕСИА «Госуслуги» невозможно прикрепить паспорт, поскольку в предлагаемой форме не предусмотрена для этого соответствующая графа, все имеющиеся графы предлагаемой формы были заполнены ФИО2
Представитель административного ответчика ФИО13., действующий на основании доверенности /________/ от /________/ сроком на 1 год, административный иск в суде не признал, дал пояснения в объеме представленных в материалы дела возражений и дополнений к ним. Ссылался на то, что заявление /________/ не отвечает требованиям ст.39.7 Земельного кодекса РФ, п.2.6.2 административного регламента, в заявлении не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов; к заявлению не приложена копия документа, подтверждающего личность заявителя. Полагал, что право административного истца нарушено не было, т.к. наряду с предъявлением настоящего административного иска ФИО2 обратился в Департамент недвижимости лично с заявлением, аналогичным заявлению /________/.
Административный ответчик - администрация Города Томска, привлеченный к участию в деле определением судьи от /________/ и надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направила.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, определив на основании ст. 150 КАС РФ о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося административного истца и представителя административного ответчика - администрации Города Томска, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Пунктами 1, 2 статьи 5 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных полномочий.
Постановлением администрации Города Томска от /________/ N /________/ был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов в случаях, установленных законодательством», который действовал на момент рассмотрения заявления ФИО2 и рассмотрения настоящего дела (далее- Регламент).
В соответствии с п.п.1.1, 1.2 Регламента, Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов в случаях, установленных законодательством" (далее - административный регламент) разработан в целях повышения качества, открытости и доступности предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов в случаях, установленных законодательством" (далее - муниципальная услуга). Административный регламент устанавливает стандарт предоставления муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах, формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также организаций, осуществляющих функции по предоставлению муниципальной услуги, или их работников.
Согласно п.п.2.6.2, пдп.2 п.2.6.3 и п.2.7 Регламента, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, представлен в таблице приложения 3 к настоящему административному регламенту. В заявлении о предоставлении муниципальной услуги должны быть указаны: 1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер указанного в заявлении о предоставлении муниципальной услуги земельного участка (далее - испрашиваемый земельный участок); 4) основание предоставления земельного участка из числа предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации оснований; 5) срок аренды, если установление срока предусмотрено по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 6) цель использования земельного участка; 7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. Форма заявления о предоставлении муниципальной услуги представлена в приложении 4 к настоящему административному регламенту.
Запрещается требовать от заявителя, в том числе, представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации в качестве оснований для возврата заявления о предоставлении земельного участка): 1) заявление не соответствует требованиям, указанным в подпункте 2.6.2 пункта 2.6 настоящего административного регламента; 2) к заявлению не приложены документы, указанные в таблице приложения 3 к настоящему административному регламенту, которые обязательны для предоставления заявителем; 3) заявление подано в иной уполномоченный орган.
На основании п.7.2 ст.16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", создание заверенных усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра электронных дубликатов документов и информации (преобразование в электронную форму документов и информации на бумажном носителе с сохранением их содержания и (при наличии) реквизитов), необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, и документов, предоставляемых в результате оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг) и представленных гражданами на бумажных носителях, в порядке, установленном правилами организации деятельности многофункциональных центров, а также направление указанных электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, и указанным гражданам с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Перечень таких документов и информации и порядок создания и направления их электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации
Судом установлено, что /________/ зарегистрировано за вх./________/М заявление ФИО2/________/ от /________/ в Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска о предоставлении на праве аренды без проведения торгов земельного участка, кадастровый /________/ по адресу: /________/, /________/; заявление подано административным истцом через систему ЕСИА «Госуслуги».
/________/ по результатам рассмотрения названного обращения административным ответчиком – ФИО14 принято решение /________/, поименованное «О возврате заявления», которым возвращено заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером /________/, в соответствии с пп. 1 п. 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов в случаях, установленных законодательством», утв. постановлением администрации г. Томска от /________//________/, п. 13 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Анализируя приведенные нормы права в их правовом единстве, а также заявление ФИО2/________/ и решение Департамента /________/ от /________/, суд приходит в выводу о том, что незаконно административным ответчиком сделан вывод о не указании ФИО2 вида права и основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Так, административным истцом заполнена соответствующая форма сервиса ЕСИА «Госуслуги» в полном объеме, подача заявления через указанную систему предусмотрена действующим законодательством. Административным истцом в заявлении /________/ указан вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка: предоставление земельного участка в аренду, а также основание использования земельного участка: для огородничества, указано на постановление администрации Города Томска /________/-з от /________/, которым предварительно согласовано предоставление земельного участка для ведения огородничества.
Довод административного ответчика о том, что к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющего личность с указанием даты рождения и уникального номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования суд признает не состоятельным, поскольку в п.2 приложения 3 к вышеуказанному регламенту закреплено, что предоставление документа, удостоверяющего личность заявителя, является необязательным в случае предоставления заявления посредством отправки через личный кабинет Портала. В ходе судебного разбирательства доподлинно установлено, подтверждено представителями административного истца и административного ответчика, что ФИО2 подал заявление через сервис ЕСИА «Госуслуги».
Также в силу п. 2.6.3 ранее указанного Регламента, запрещается требовать от заявителя предоставления документа и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно п.62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, свободы и законные интересы гражданина не нарушены.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято /________/. В Кировский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением ФИО2 обратился /________/ посредством системы ГАС «Правосудие», т.е. в пределах установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока. Судом установлено, что решение /________/ от /________/ Департаментом принято с нарушением закона, а доводы административного ответчика о том, что права и законные интересы ФИО2 не нарушаются- надуманы, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела заявление последнего о предоставлении земельного участка с кадастровым номером /________/ не рассмотрено, возврат его заявления /________/ нарушает права административного истца на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 к ФИО15 о признании незаконным отказа в принятии заявления от /________/, обязании рассмотреть заявление – удовлетворить.
Признать незаконным решение ФИО16 от /________//________/, которым возвращено заявление /________/ от /________/ФИО2 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером /________/
Обязать ФИО17 рассмотреть по существу заявление ФИО2/________/ от /________/ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером /________/
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья -подпись- А.Р. Корниенко
Решение в окончательной форме изготовлено 12.09.2023