Дело № 2а-3/2022
(№ 2а-246/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2022 года поселок Эвенск
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
при секретаре Осокиной Н.Н,
с участием: представителя административного истца – главного специалиста-эксперта правового отдела УФНС России по Магаданской области Чепурной К.П., действующей на основании доверенности от 10 января 2022 года №,
административного ответчика – Карпенко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области к Карпенко Владимиру Максимовичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее – УФНС России по Магаданской области) обратилось в суд с административным иском к Карпенко В.М. о взыскании налога на доходы физических лиц, полученного от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2019 год в размере 24241 рубль 77 копеек, пени по вышеуказанному налогу за период с 22 апреля 2020 года по 18 ноября 2020 года в размере 712 рублей 63 копейки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 24 марта 2020 года Карпенко В.М., зарегистрированным в качестве адвоката, представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, в соответствии с которой полученные последним доходы в 2019 году составили 138378 рублей. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 17989 рублей, а сумма авансовых платежей – 56429 рублей. 08 октября 2020 года Карпенко В.М. представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за 2019 год, исключив из нее авансовые платежи на сумму 56429 рублей. Допущенные при заполнении уточненной налоговой декларации нарушения, выразившиеся в исключении исчисленных в 2019 году авансовых платежей, привели к возникновению недоимки. В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислена пеня в размере 712 рублей 63 копейки. Карпенко В.М. направлено требование об уплате налога № со сроком уплаты до 09 декабря 2020 года на общую сумму 27787 рублей 63 копейки.
Административный истец ранее обращался в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Карпенко В.М. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени, вынесенный судебный приказ по причине поступления возражений от Карпенко В.М. отменен.
На момент предъявления административного иска в суд недоимка частично погашена на сумму 499 рублей и 2334 рубля 23 копейки. Остаток задолженности Карпенко В.М. по уплате налога составил 24241 рубль 77 копеек.
Ссылаясь на подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 23, статью 48, пункт 2 статьи 57, пункты 1, 2 статьи 58, пункт 6 статьи 80, статью 228 Налогового кодекса Российской Федерации, УФНС России по Магаданской области просило суд взыскать с административного ответчика Карпенко В.М. задолженность по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации за 2019 год в размере 24241 рубль 77 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за период с 22 апреля 2020 года по 18 ноября 2020 года в размере 712 рублей 63 копейки.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд административный иск удовлетворить, одновременно пояснив, что в представленной Карпенко В.М. налоговой декларации допущена ошибка (не отражены авансовые платежи), наличие которой привело к возникновению недоимки по налогу. Административному ответчику направлено уведомление от 14 января 2021 года № и предложено устранить выявленную ошибку, данное уведомление Карпенко В.М. получено. Однако уточненная налоговая декларация подана Карпенко В.М. в УФНС России по Магаданской области через территориально-обособленное рабочее место в поселке Эвенск лишь 16 февраля 2022 года, на момент проведения судебного заседания направленный почтовой связью оригинал налоговой декларации в УФНС России по Магаданской области не поступал и, как следствие, камеральная налоговая проверка декларации не проводилась.
Административный ответчик Карпенко В.М. с административными исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, поскольку считал, что у него отсутствует задолженность по уплате налогов, налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 год он заполнил правильно, оснований для указания в ней авансовых платежей в размере 56429 рублей у него не имелось, его доход в 2019 году в сравнении с доходом в 2018 году (434065 рублей 50 копеек) составил всего 138378 рублей. Сумму налога в размере 17989 рублей, исчисленную с налоговой базы в 138378 рублей, он своевременно уплатил. Также пояснил, что получив в период производства по настоящему делу рекомендации налогового органа, с целью ликвидации образовавшейся задолженности, он 16 февраля 2022 года представил в УФНС России по Магаданской области исправленную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, указав в ней сумму авансовых платежей в размере 56429 рублей.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав консультацию специалиста П.Н.А., суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (пункт 5 статьи 80 Налогового кодекса РФ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с указанной статьей производят, в том числе адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 вышеуказанной статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункты 2, 3 статьи 227 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 227 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ, которые вступили в силу 01 января 2020 года, в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 указанной статьи, доходов, полученных от осуществления деятельности, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Пункт 8 статьи 227 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ, которые вступили в силу 01 января 2020 года, устанавливает, что исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 указанной статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 указанного кодекса.
Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу положений статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено указанной статьей и главами 25 и 26.1 указанного кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 статьи 48 НК РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Карпенко В.М. постановлен на налоговый учет в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет, и на основании статьи 227 Налогового кодекса РФ является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.
24 марта 2020 года Карпенко В.М. представлена первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год, в соответствии с которой налогоплательщиком заявлен общий доход в размере 138378 рублей, также заявлен возврат налога из бюджета в размере 38440 рублей. При проведении налоговым органом камеральной налоговой проверки нарушения в данной налоговой декларации не выявлены.
08 октября 2020 года административный ответчик представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, исключив из нее сумму авансовых платежей в размере 56429 рублей, исчисленную и уплаченную в бюджет за налоговый период 2019 года. Неуказание налогоплательщиком суммы авансовых платежей привело к возникновению недоимки в размере 17989 рублей (56429-38440). Данное нарушение, допущенное административным ответчиком при заполнении налоговой декларации, не устранено.
Ввиду неисполнения Карпенко В.М. налоговых обязательств в адрес последнего направлялось требование от 19 ноября 2020 года № об уплате налога в срок до 09 декабря 2020 года, которое осталось без удовлетворения.
Судебный приказ судьи Северо-Эвенского районного суда от 29 марта 2021 года, которым с Карпенко В.М. взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019 год (налог в размере 27075 рублей, пени в размере 712 рублей 63 копейки), отменен определением судьи от 16 апреля 2021 года.
В последующем решениями налогового органа №№, 83744 от 12 августа 2021 года, от 15 сентября 2021 года в счет погашения недоимки произведен зачет излишне уплаченных Карпенко В.М. налога и пеней на сумму 499 рублей и 2334 рубля 23 копейки, после чего размер задолженности административного ответчика по налогу составил 24241 рубль 77 копеек.
Представленный административным истцом расчет налога и пени проверен судом и является арифметически верным.
Вопреки доводам административного ответчика сумма авансовых платежей, исчисленных исходя из предполагаемого дохода за предыдущий налоговый период (2018 год), подлежала обязательному отражению в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год.
Из пояснений специалиста П.Н.А., данных в судебном заседании, следует, что на момент предоставления административным ответчиком налоговой декларации действовала редакция Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели, в том числе нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны представлять декларацию по форме 4-НДФЛ, в которой подлежат отражению доходы, полученные за указанный период, налоговые периоды и исчисленные авансовые платежи. В случае неисчисления авансовых платежей предпринимателем, нотариусом, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, налоговый орган согласно пункту 8 статьи 227 Налогового кодекса РФ производит самостоятельно расчет данных авансовых платежей, взяв за основу предполагаемую сумму дохода, указанную в декларации, за предыдущий налоговый период. При этом в случае значительного увеличения в налоговом периоде дохода, более чем на 50 %, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию на данную сумму предполагаемого дохода от осуществления деятельности за текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей. Поскольку административным ответчиком декларация по форме 4-НДФЛ самостоятельно не представлена, налоговый орган произвел самостоятельный расчет суммы авансовых платежей в соответствии с пунктом 8 статьи 227 Налогового кодекса РФ, после чего у налогоплательщика возникла обязанность по отражению авансовых платежей.
16 февраля 2022 года налогоплательщиком Карпенко В.М. представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год, в которой отражена сумма авансовых платежей в размере 56429 рублей. На момент проведения настоящего судебного заседания камеральная налоговая проверка данной декларации не проведена.
Принимая во внимание то обстоятельство, что административный ответчик, являясь налогоплательщиком, не исполнил обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год, пени, доказательств обратного материалы дела не содержат, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований УФНС России по Магаданской области к Карпенко В.М.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от ее уплаты.
С учетом вышеизложенного, с административного ответчика Карпенко В.М., не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 948 рублей 63 копейки.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области к Карпенко Владимиру Максимовичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени, - удовлетворить.
Взыскать с Карпенко Владимира Максимовича, <данные изъяты>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации за 2019 год в размере 24241 рубль 77 копеек; пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации с 22 апреля 2020 года по 18 ноября 2020 года в размере 712 рублей 63 копейки, а всего 24954 (двадцать четыре тысячи девятьсот пятьдесят четыре) рубля 40 копеек.
Взыскать с Карпенко Владимира Максимовича в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» государственную пошлину в размере 948 (девятьсот сорок восемь) рублей 63 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Срок составления мотивированного решения суда – 28 февраля 2022 года.
Председательствующий Е.А. Леонтьева