Дело № 2а-246/2021
УИД 35RS0023-01-2021-000515-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Устюжна 21 июля 2021 года
Устюженский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего – судьи Галояна А.Л.,
при секретаре Прозоркиной М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации города Устюжна Устюженского муниципального района Вологодской области о признании публичных слушаний недействительными,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации города Устюжна Устюженского муниципального района Вологодской области (далее – администрация г. Устюжна) о признании публичных слушаний недействительными, в обоснование которого указал, что 4 июня 2021 года в 16:00 в здании районной библиотеки по адресу: ..., прошли публичные слушания «О внесении изменений в Устав города Устюжна». Указанное мероприятие было проведено с нарушениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), действующего Устава города Устюжна и решения Совета города Устюжна от 12 мая 2006 года № 142 «О порядке учета предложений по проекту Устава города Устюжна, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Устюжна и порядке участия граждан в его обсуждении» (далее – решение Совета города Устюжна от 12 мая 2006 года № 142). Полагает, что не понятно кто является инициатором принятых поправок в Устав города Устюжна и вынесения их на публичные слушания, а также нарушен порядок информирования общественности о проводимых публичных слушаниях. Указанные нарушения привели к тому, что на публичных слушаниях отсутствовали жители города, т.е. нарушены права неограниченного круга лиц на выражение мнения по рассматриваемому вопросу. Просит отменить результаты публичных слушаний.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленное требование поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика администрации г. Устюжна не явился, представил возражения на административные исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, изучив материалы административного дела и надзорное производство № 176ш-2021 от 29 июня 2021 года прокуратуры Устюженского района, выслушав административного истца, пришел к следующему.
Согласно ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 упомянутой статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.1 ч.10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ, вопросы принятия устава и внесения в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Из п.1 ст.19 Устава города Устюжна (л.д.38-61) следует, что представительным органом муниципального образования является Совет города Устюжна, к полномочиям которого отнесено принятие решений о внесении изменений в устав (подпункт 1 пункта 2 статьи 21 Устава города Устюжна).
В п.1 ч.3 ст.28 Федерального закона № 131-ФЗ указано, что проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования выносится на публичные слушания.
В части 4 этой же статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Согласно частям 4 и 5 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Положениями ст.13 Устава города Устюжна установлено, что публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета города Устюжна или главы города Устюжна. На публичные слушания выносятся, в том числе, проект Устава города Устюжна, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда в Устав города Устюжна вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава или законов Вологодской области в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
В Уставе города Устюжна закреплено, что проект муниципального правового акта о внесении изменений в названный Устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса об их принятии подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Советом города Устюжна порядка учета предложений по соответствующему проекту, а также порядка участия граждан в его обсуждении (пункт 2 статьи 49).
Решением Совета города Устюжна № 143 от 14 июля 2006 года для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей города Устюжна официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города Устюжна, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации учрежден информационный бюллетень «Городской вестник».
Отношения по организации и проведению публичных слушаний на территории г. Устюжна регламентированы Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний (л.д.65-67), утвержденным решением Совета города Устюжна от 9 сентября 2005 года № 18 (далее – Положение о проведении публичных слушаний).
В судебном заседании установлено, что 4 июня 2021 года по инициативе Совета города Устюжна проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений в Устав города Устюжна, в соответствии с решением Совета города Устюжна от 25 мая 2021 года № 218 «О назначении публичных слушаний» (л.д.23) по проекту решения Совета города Устюжна «О внесении изменений в Устав города Устюжна», принятом на 49 сессии четвертого созыва Совета города Устюжна, на котором депутатами обсуждались изменения, необходимые для внесения в Устав города Устюжна согласно требованиям Федерального закона от № 131-Ф3 (л.д.10).
Вопреки доводам, изложенным в административном исковом заявлении, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка проведения публичных слушаний, порядок и срок направления оповещения о проведении публичных слушаний организаторами соблюдены.
Решение Совета города Устюжна от 25 мая 2021 года № 218 о проведении публичных слушаний было опубликовано в информационном бюллетене «Городской Вестник» от 25 мая 2021 года № 13 (345) (л.д.21-22). В указанном номере бюллетеня в соответствии с требованиями п.2 ст.49 Устава города Устюжна также опубликовано решение Совета города Устюжна от 12 мая 2006 года № 142 «О порядке учета предложений по проекту Устава города Устюжна, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав города Устюжна, порядке участия граждан в его обсуждении».
Согласно договору на оказание возмездных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, по поручению администрация г. Устюжна автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Вперёд» приняла на себя обязательства по размещению и опубликованию в приложении к газете «Вперед» («Информационный бюллетень «Городской вестник»), нормативных правовых актов, заявлений, обращений и других материалов, касающихся деятельности Администрации города Устюжны.
Кроме того, решение Совета города Устюжна от 25 мая 2021 года № 218 о проведении публичных слушаний было размещено на официальном сайте муниципального образования город Устюжна в сети Интернет (http://admgorust.ru), а также информация в виде объявления и оповещения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний размещалась в новостной колонке сайта и социальной сети Вконтакте (л.д.68-70).
В силу п.3 ст.49 Устава города Устюжна, после опубликования (обнародования) проект Устава города Устюжна, проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Устюжна не позднее чем через 15 дней выносится на публичные слушания в соответствие с подпунктом 1 п.4 ст.13 названного Устава. Проект решения Совета города Устюжна о внесении изменений в Устав города Устюжна опубликован в информационном бюллетене «Городской Вестник» от 25 мая 2021 года № 13 (345), публичные слушания по рассмотрению указанного вопроса назначены и проведены не позднее, чем через 15 дней с момента опубликования – 4 июня 2021 года.
Довод административного истца о несоблюдении 14-ти дневного срока направления в Совет города Устюжна поправок после их опубликования в соответствии с п.3.2 решения Совета города Устюжна от 12 мая 2006 года № 142, суд также признает состоятельным, поскольку п.3.2 упомянутого решения регламентирует направление поправок по проекту Устава города Устюжна, а не по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города. Кроме тоге, не позднее чем 14-ти дневный срок установлен с момента опубликования поправок до дня проведения заседания по принятию соответствующего правового акта, а не до дня проведения предварительных слушаний.
Административный истец принимал личное участие в собрании, высказанные им замечания отражены в протоколе (л.д.30-34) и учтены при принятии решения по результатам публичных слушаний.
Итоговый документ (рекомендации) публичных слушаний был направлен для официального опубликования (обнародования) (л.д.35), после чего решением Совета города Устюжна от 30 июня 2021 года № 223 в Устав города Устюжна внесены изменения.
В соответствии с ч.6 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ, Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, в том числе, может быть нарушение установленного названным Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Вологодской области была проведена проверка порядка принятия нормативно правового акта – решения Совета города Устюжна от 30 июня 2021 года № 223 «О внесении изменений в Устав города Устюжна», данный нормативно правовый акт зарегистрирован 12 июля 2021 года в реестр уставов муниципальных образований Вологодской области, т.е. при проведении проверки регистрирующим органом не обнаружено нарушений законодательства и порядка принятия и рассмотрения муниципального правового акта.
Суд учитывает, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, следует, что публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к администрации города Устюжна Устюженского муниципального района Вологодской области об отмене результатов публичных слушаний, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Л. Галоян