№ 2а-2470/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2018 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Левичевой О.Ю.,
при секретаре Шмуратко Т.В.
с участием: представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Чиркова Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Универсал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Универсал», указывая, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о закупках в деятельности ресурсоснабжающих организаций. Одним из видов деятельности ООО «Универсал» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и очистка сточных вод. В соответствии с приказами РЭК <адрес> для потребителей ООО «Универсал» утверждены тарифы на питьевую воду, на водоотведение, на тепловую энергию. Таким образом, ООО «Универсал» являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения обязано соблюдать требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако, в нарушение требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Заказчиком ООО «Универсал» Положение о закупках, План закупок на 2018 год не разработаны, не утверждены и не опубликованы на официальном сайте <данные изъяты> По данному факту в адрес ООО «Универсал» ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление с требованиями разработать, утвердить и разместить на сайте закупок Положение о закупках и План закупок на 2018 год. Однако, из содержания, поступившего ДД.ММ.ГГГГ ответа ООО «Универсал» в удовлетворении требований прокурора отказано, что явилось основанием для обращения прокурора в суд. Отсутствие информации о закупках товаров, работ, услуг на официальном сайте торгов нарушает основные принципы закупок, а также права неопределенного круга потенциальных поставщиков (исполнителей) на право заключения контрактов (договоров) для нужд Заказчика, а также свидетельствует о неэффективном использовании денежных средств, что препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует возникновению коррупции и других злоупотреблений. На основании изложенного просит признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Универсал», выраженное в не разработке, не утверждении, не размещении на официальном сайте торгов в сети Интернет по адресу <данные изъяты> Положения о закупках, Плана закупок на 2018 год, незаконным. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Универсал» разработать, утвердить и разместить на официальном сайте торгов в сет Интернет по адресу <данные изъяты> Положение о закупках, План закупок на 2018 год, в месячный срок. (л.д.2-3).
В судебном заседании представитель истца Ачинского межрайонного прокурора Чирков Д.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ООО «Универсал» надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела (л.д.23), в суд не явился, возражений либо ходатайств не представил.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона 223-ФЗ заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 данного Федерального закона и созданные после дня вступления в силу данного Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке; в случае, если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями данного Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями данного Федерального закона утвержденного положения о закупке.
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
С ДД.ММ.ГГГГ положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению в единой информационной системе, размещаются в единой информационной системе.
Согласно ч.1,2 ст. 4 Федерального закона № положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 932 утверждены Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана.
Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке (далее- Положение).
Согласно пункту 14 Положения размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки), информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Положениями статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о закупках в деятельности ресурсоснабжающих организаций.
ООО «Универсал» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>.(л.д.19-20). Одним из видов деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и очистка сточных вод.
В соответствии с приказами РЭК края от ДД.ММ.ГГГГ№-в для потребителей ООО «Универсал» утверждены тарифы на питьевую воду, от ДД.ММ.ГГГГ№-в утверждены тарифы на водоотведение, от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждены тарифы на тепловую энергию (л.д.9-10, 11-12, 13-17).
Таким образом, ООО «Универсал» являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения обязано соблюдать требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Федеральный закон №).
В результате проведенной проверки установлено, что ООО «Универсал» нарушаются требования действующего законодательства о закупках, что влечет нарушение принципа эффективного использования денежных средств, который препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует возникновению коррупции, что является недопустимым.
В нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Заказчиком ООО «Универсал» Положение о закупках, План закупок на 2018 год не разработаны, не утверждены и не опубликованы на официальном сайте <данные изъяты>
В адрес руководителя ООО «Универсал» прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства о закупках товаров (л.д.6-7).
В своем письменном ответе директор ООО «Универсал» П.А.Переверзев указывает, что в уставном капитале отсутствуют доли участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования, положения ФЗ от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на деятельность ООО «Универсал» не распространяются. При этом заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг стоимость которых не превышает 100 000 рублей. В ООО «Универсал» отсутствует Положение о закупках, план закупок и план-график закупок на каждый год (л.д.5,8).
Доводы ответчика в данном случае не имеют решающего значения, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Универсал» осуществляет в том числе деятельность по производств у пара и горячей воды (тепловой энергии), распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и очистка сточных вод. В соответствии с приказами РЭК <адрес> для потребителей ООО «Универсал» утверждены тарифы на питьевую воду, на водоотведение, на тепловую энергию. Таким образом, ООО «Универсал» являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения ( регулируемые виды деятельности).
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона-223-ФЗ следует, что закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, а не только хозяйственными обществами, уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Учитывая, что выявленные недостатки не устранены на момент рассмотрения дела в суде, что ответчиком не оспорено, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу положений 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязывает ответчика совершить, то обстоятельство, что о наличии нарушений ответчику известно с мая 2018 года, суд полагает возможным установить срок для исполнения ответчиком решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст.177-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Универсал», выраженное в не разработке, не утверждении, не размещении на официальном сайте торгов в сети Интернет по адресу <данные изъяты> Положения о закупках, Плана закупок на 2018 год, незаконным.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Универсал» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в силу разработать, утвердить и разместить на официальном сайте торгов в сети Интернет по адресу <данные изъяты> Положение о закупках, План закупок на 2018 год.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: О.Ю.Левичева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.