ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2470/20 от 17.12.2020 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

УИД 22RS0015-01-2020-004262-97

Дело № 2а-2470/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 17 декабря 2020 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи: Турлиу К.Н.,

при секретаре: Андросовой А.А.,

с участием прокурора ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края, участковым избирательным комиссиям избирательных участков НОМЕР, 1309, 1310, 1311, о признании незаконными, недействительными и подлежащими отмене решений избирательных комиссий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии Муниципального образования Бобровский сельский совет Первомайского района Алтайского края, в котором просит признать недействительными протоколы участковых избирательных комиссий НОМЕР, НОМЕР об итогах голосования 13.09.2020 на выборах главы Бобровского сельского совета Первомайского района Алтайского края, признать недействительными и подлежащими отмене итоговые результаты голосования 13.09.2020, признать незаконным и подлежащим отмене решение избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельский совет об определении итогов голосования от 14 сентября 2020 года № 29 «О результатах выборов главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края».

В обоснование требований указал на то, что он являлся зарегистрированным кандидатом на должность главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края. Избранным на должность главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края признан ФИО46, набравший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другим кандидатам.

10.09.2020 в момент посещения административным истцом избирательного участка НОМЕР, председатель участковой избирательной комиссии Рау Е.А. отсутствовала, конверты с результатами досрочного голосования в период с 2 по 10 сентября 2020 года в количестве 33 штук беспорядочно находились на столах у членов избирательной комиссии, не помещались в отдельный сейф-пакет, что является нарушением требований пункта 6.2 Постановления Центральной избирательной комиссии России от 24.07.2020 № 260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года». Соответственно, участковой избирательной комиссией НОМЕР не оформлялись соответствующие акты (приложение № 1 к Порядку), которые вместе с сейф-пакетами должны помещаться в сейф участковой комиссии, либо в иное, оборудованное для хранения документов, место и храниться до начала подсчёта голосов избирателей, участников референдума. Нахождение конвертов с бюллетенями в свободном доступе без сейф-пакетов позволяет предположить, что сейф-пакеты были вскрыты до итогового подсчета голосов, и бюллетени могли быть подменены.

В нарушении требований пункта 6.6 Порядка, в период досрочного голосования избирателей, бюллетени с результатами досрочного голосования в вышеуказанном порядке, со слов членов участковой избирательной комиссией НОМЕР, хранились в помещении Бобровского сельского совета до 13 сентября 2020 года, а затем перед началом работы участковых избирательных комиссий №НОМЕР, 1309, 1310, 1311, в день голосования до 08 часов 00 минут были помещены в стационарные ящики для голосования, то есть за 12 часов до осуществления непосредственного подсчёта голосов избирателей, участников референдума.

В нарушении пункта 1.5 Порядка, время досрочного голосования в помещении составляло менее шести часов в день, то есть с 2 по 11 сентября 2020 года в период с 16 часов минут до 20 часов 00 минут, а 12 сентября 2020 года с 10 часов 00 минут до 14.00 часов 00 минут. Информация об установленном режиме работы участковой комиссии, датах, времени и адресах (описании мест), по которым проводится досрочное голосование, до всеобщего сведения, в том числе до сведения избирателей, доводилось до минимума ограниченным способом путём размещения объявлений на листах формата А-4, распечатанных на принтере и вывешенных на нескольких досках для объявлений в с. Бобровка. В результате недостаточного оповещения населения, проживающего на территории Бобровского сельского совета, число явки граждан на избирательные участки оказалось минимальным, а именно из 3503 избирателей в голосовании приняло участие 635, что составило - 18,1%.

Кроме того, в нарушении пункта 2.1 Порядка, помещения для голосования, предоставленные соответствующим участковым комиссиям, не были оборудованы и оснащены в соответствии с требованиями к помещению для голосования, предусмотренными ст. 61 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 78 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», то есть в данных помещениях информация о кандидатах на должность главы Бобровского сельского совета не отвечала соответствующим требованиям.

В систему ГАС «Выборы» не передавалась информация об общем количестве избирателей, получивших бюллетени при проведении голосования. В системе в графе «Ход голосования» по состоянию на 22.09.2020 внесены только данные об общем количестве выданных бюллетеней для досрочного голосования. В соответствии с итоговыми данными, размещёнными в системе ГАС «Выборы» количество избирателей проголосовавших досрочно составляет 111, а, согласно протоколу избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельский совет о результатах выборов от 13.09.2020 - 142. Данный факт свидетельствует об очередной ошибке, допущенной в работе ИКМО Бобровского сельского совета.

В работе избирательной комиссии Муниципального образования Бобровский сельский совет Первомайского района Алтайского края принимали участие бывшие работники Бобровского сельского совета, что является личной заинтересованностью указанных лиц по отношению к избранному главе сельсовета ФИО46, при исполнении ими своих должностных обязанностей, которая приводит к конфликту интересов.

В работе избирательного участка НОМЕР в качестве секретаря принимал участие сын заместителя главы Бобровского сельсовета ФИО6ФИО5, что также приводит к конфликту интересов.

Заместитель главы Бобровского сельсовета ФИО6 и ФИО46, в ходе досрочного голосования, имели доступ к конвертам с бюллетенями, а также использовали свои должностные полномочия и могли повлиять на членов избирательной комиссии. Бюллетени с результатами досрочного голосования могли быть подменены в процессе их хранения на избирательных участках и в помещении сельского совета в пользу действующего главы Бобровского сельского совета ФИО46

Согласно протоколу на избирательном участке НОМЕР, всего получено 340 бюллетеней, из них погашено - 126, выдано на руки избирателям - 150, досрочно проголосовали - 34, выдано за пределами помещения избирательного участка - 30, в итоге количество изъятых для подсчёта бюллетеней из стационарного ящика - 73, из переносного ящика - 23, признаны недействительными - 4. Таким образом, на избирательном участке НОМЕР, число проголосовавших, согласно количеству бюллетеней изъятых из ящиков - 96, из них 4 бюллетеня, признаны недействительными. Непонятно, где находятся 7 бюллетеней, из числа выданных за пределами избирательного участка, а также неизвестно где 111 бюллетеней, которые после голосования должны были находиться в стационарном ящике. То есть, 118 бюллетеней из числа полученных участковой избирательной комиссией утеряны или умышленно изъяты.

В письменных дополнениях к административному исковому заявлению указывает, что 10.09.2020 в момент посещения им избирательного участка НОМЕР председатель участковой избирательной комиссии отсутствовала, при этом конверты в количестве 33 штук с результатами досрочного голосования беспорядочно хранились на столах у членов комиссии. Со слов присутствующих членов избирательной комиссии в том числе ФИО7 ему известно, что конверты с бюллетенями в период с 02.09.2020 до 10.09.2020 хранились в одной из комнат дома культуры, где располагался УИК НОМЕР, что по мнению заявителя не исключает возможный факт вскрытия конвертов до итогового подсчета голосов.

Кроме того, ФИО6 занималась организационными вопросами по подготовке и проведению выборов главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, в то время как ее сын ФИО5 являлся секретарем УИК НОМЕР, в связи с чем, усматривается конфликт интересов.

В нарушение требований закона именно ФИО6 была передана избирательная документация после установления итогов голосования на всех избирательных участках, вместо председателя избирательной комиссии муниципального образования Боровский сельсовет ФИО9

Сведения об образовании кандидата ФИО48 административными ответчиками не проверены.

Избирательные бюллетени получены членами УИК 31.08.2020, между тем, их охрана сотрудниками полиции до начала голосования не осуществлялась.

Со слов заинтересованного лица ФИО51 ему известно, о том, что ФИО46 на своем личном автомобиле доставлял на УИК НОМЕР избирателей, что также является нарушением избирательного законодательства.

Кроме того, избирательная комиссия муниципального образования Бобровский сельсовет не имело финансового счета необходимого для осуществления расходов, связанных с организацией, проведением выборов и перечисление заработной платы лицам, которые работали в составе комиссий, вопросы финансового обеспечения деятельности решала заместитель главы Бобровского сельсовета ФИО6 Кроме того, у комиссии отсутствовал свой адрес электронной почты, в связи с чем были ограничены информационные возможности, поскольку электронная почта поступала с электронного почтового ящика Бобровского сельсовета.

В нарушение действующего законодательства член избирательной комиссии ФИО8 вычеркнут из числа лиц, подписавших протокол избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет, вместо этого рядом подписано «Шефер» без инициалов и подпись.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены участковые избирательные комиссии избирательных участков НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, в качестве заинтересованных лиц, кандидаты на должность главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, ФИО46, ФИО50, ФИО47, ФИО48, ФИО51, ФИО49

В судебном заседании истец ФИО1 на требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениям к нему. Пояснил, что из п. 2 изложенных им в административном исковом заявлении требований, следует, что он просить отменить итоговые результаты голосования ДАТА на всех избирательных участках, и избирательной комиссии муниципального образования.

Представители административных ответчиков - председатель избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет ФИО9, представитель по доверенности избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет ФИО52, представитель УИК НОМЕРФИО53 возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований, в представленных письменных возражениях ссылаясь на то, что нарушений порядка голосования и установления итогов голосования, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, административными ответчиками не допущено. Арифметические ошибки, допущенные при установлении итогов голосования на избирательном участке НОМЕР могут быть исправлены судом, путем внесения изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и сводную таблицу.

Заинтересованные лица ФИО48, ФИО50 в судебном заседании требования ФИО1 поддержали, просили их удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) суд с учетом мнения участников процесса полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии со ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Как следует из ч.7 ст.240 КАС РФ, сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках НОМЕР, 1309, 1310 и 1311, протокол об итогах голосования избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края подписаны 13.09.2020, заявитель обратился в суд – 23.09.2020, т.е. с соблюдением срока установленного ст. 240 КАС РФ.

В ходе судебного заседания установлено, что, решением Совета депутатов Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 22.06.2020 НОМЕР «О назначении выборов главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края», назначены выборы главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края на 13.09.2020.

Из представленной копии печатного издания «Первомайский вестник» №26 (9998) от 27.06.2020 следует, что указанное ранее решение от 22.06.2020 №9 официально опубликовано.

Копией названного издания №31 (10003) от 01.08.2020 обнародованы списки избирательных участков для голосования на выборах главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края с указанием адресов места их нахождения, территории обслуживания.

Решениями Избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР от 07.08.2020, ФИО1, ФИО46, ФИО50, ФИО47, ФИО48, ФИО10, ФИО49 были зарегистрированы кандидатами на должность главы Бобровского сельсовета АДРЕС.

Согласно решению Совета депутатов Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 24.04.2019 НОМЕР сформирована избирательная комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края в составе 6 человек с правом решающего голоса в составе: ФИО8, ФИО11, Катенёвой О.А., ФИО12, ФИО14, ФИО13

ФИО14 избрана председателем избирательной избирательная комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края; Катенёва О.А. избрана заместителем председателя избирательной избирательная комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края; ФИО12 избрана секретарем избирательной избирательная комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края (Решение НОМЕР,3,4 от 29.04.2019).

В связи с вступлением в брак ФИО8 и изменения ее фамилии на Шефер, избирательная комиссия муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края решила считать ФИО8, ФИО15 (Решение от 29.06.2020 №НОМЕР).

Решением НОМЕР от 06.06.2018 назначены председатели участковых избирательных комиссий НОМЕР, из содержания которого следует, что предстателем УИК НОМЕР является Рау Е.А., УИК НОМЕРФИО6, УИК НОМЕРФИО16, УИК НОМЕРФИО17; решением НОМЕР от 25.02.2020 председателем УИК 1310 назначен ФИО18

Из решения участковой избирательной комиссии избирательного участка НОМЕРНОМЕР от 28.08.2020, полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО6, являющейся председателем УИК НОМЕР, приостановлены.

Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка НОМЕРНОМЕР от 28.08.2020, полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО19, являющейся секретарем УИК НОМЕР, также приостановлены.

Из решения участковой избирательной комиссии избирательного участка НОМЕРНОМЕР от 28.08.2020, в связи с приостановлением полномочий члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО19, исполнение обязанностей секретаря участковой избирательной комиссии избирательного участка НОМЕР возложены на ФИО5 на срок до прекращения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления полномочий ФИО19

На дату проведения голосования УИК НОМЕР состояла из председателя Рау Е.А., заместителя председателя ФИО20, секретаря ФИО21, членов комиссии ФИО22, ФИО41, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО7; УИК НОМЕР – заместителя председателя ФИО26, и.о. секретаря ФИО5, членов комиссии ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31; УИК НОМЕР – председателя ФИО18, заместителя председателя ФИО32, секретаря ФИО33, членов комиссии ФИО34, ФИО35; УИК НОМЕР председателя ФИО17, заместителя председателя ФИО36, секретаря ФИО37, членов комиссии ФИО38, ФИО39

Из содержания муниципального контракта НОМЕР от 25.08.2020 следует, что ОАО «Новоалтайская типография» обязуется отпечатать 2500 штук избирательных бюллетеней, контракт от имени заказчика (администрации Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края) подписан ФИО6.

Согласно акту приема-передачи избирательных бюллетеней от 31.08.2020, отпечатанные избирательные бюллетени приняты ФИО12, ФИО14, ФИО11 – членами избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края.

Из актов приема-передачи избирательных бюллетеней от 31.08.2020 следует, что избирательная комиссия муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края, предала избирательные бюллетени УИК НОМЕР в количестве 925 штук, УИК НОМЕР – 985 штук, УИК НОМЕР – 340 штук, УИК НОМЕР – 250 штук.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края НОМЕР от ДАТА, утвержден график работы участковых избирательных комиссий для проведения досрочного голосования на выборах главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края; возложена обязанность обнародовать настоящее решение на информационном стенде и официальном сайте администрации Бобровского сельсовета.

Согласно графику работы участковых избирательных комиссий для проведения досрочного голосования на выборах главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, участковые избирательные комиссии в период с 02.09.2020 по 12.09.2020, ежедневно осуществляют рассмотрение заявлений и проводят досрочное голосование избирателей, которые в день голосования по уважительной причине будут осуществлять по месту своего жительства и не смогут быть в помещении для голосования на избирательном участке, на котором они включены в список избирателей. В рабочие дни участковые избирательные комиссии проводят досрочное голосование в период с 16 часов до 20 часов, в выходные дни – в период с 10 часов до 14 часов.

В связи с принятием указанного решения УИК НОМЕР, 1309, 1310, 1311, утверждены графики дежурства на период с ДАТА до ДАТА.

Согласно пояснениям допрошенных в судебном заседании свидетелей – членов участковой избирательной комиссии НОМЕРФИО25, ФИО23, ФИО7, ФИО22, ФИО41, ФИО24, ФИО42 следует, что нарушений тайны голосования избирателей допущено не было, бюллетени проголосовавших упаковывались в конверт, который запечатывался. На конверте ставилась печать УИК, и подписи двух членов УИК. Утраты бюллетеней допущено не было.

Из журналов приёма-сдачи избирательной документации на избирательных участках НОМЕР, 1309, 1310, 1311, следует, что в период с ДАТА по ДАТА избирательная документация сдавалась/принималась под охрану сотрудниками полиции. Замечаний нет.

ДАТА в избирательную комиссию муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края поступила жалоба ФИО1 о нарушениях установленного порядка хранения запечатанных бюллетеней с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей на избирательном участке НОМЕР, на что заявителю дан ответ об отсутствии нарушения требований законодательства, поскольку в ходе проверки установлено, что целостность конвертов сохранена, подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса имеются, печатью заверены. На избирательном участие НОМЕР ежедневно дежурят сотрудники полиции, по окончании досрочного голосования вся избирательная документация передается полицейским под роспись.

Из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку НОМЕР от 13.09.2020, установлено, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составляет 1305, число бюллетеней, полученных участковой комиссией - 925, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 49, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 147, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 14, число погашенных избирательных бюллетеней – 715, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 14, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 196, число недействительных бюллетеней - 4, число действительных бюллетеней - 206, число утраченных бюллетеней - 0, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0. За кандидата ФИО1 проголосовало 20 избирателя, за кандидата ФИО46 – 106, за кандидата ФИО50 – 5, за кандидата ФИО47 – 4, за кандидата ФИО48 – 29, за кандидата ФИО51 – 4, за кандидата ФИО49 – 38. Сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу - 0. Протокол подписан 13.09.2020 в 21 час. 00 минут.

Из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку НОМЕР от 13.09.2020, установлено, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составляет 1386, число бюллетеней, полученных участковой комиссией - 985, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 53, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 161, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 7, число погашенных избирательных бюллетеней – 764, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 7, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 214, число недействительных бюллетеней - 3, число действительных бюллетеней - 218, число утраченных бюллетеней - 0, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0. За кандидата ФИО1 проголосовало 31 избирателя, за кандидата ФИО46 – 80, за кандидата ФИО50 – 9, за кандидата ФИО47 – 2, за кандидата ФИО48 – 57, за кандидата ФИО51 – 3, за кандидата ФИО49 – 36. Сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу - 0. Протокол подписан 13.09.2020 в 21 час. 10 минут.

Из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку НОМЕР от 13.09.2020, установлено, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составляет 478, число бюллетеней, полученных участковой комиссией - 340, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 34, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 150, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 30, число погашенных избирательных бюллетеней – 126, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 23, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 73, число недействительных бюллетеней - 4, число действительных бюллетеней - 92, число утраченных бюллетеней - 0, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0. За кандидата ФИО1 проголосовало 14 избирателя, за кандидата ФИО46 – 21, за кандидата ФИО50 –1, за кандидата ФИО47 – 7, за кандидата ФИО48 – 20, за кандидата ФИО51 – 14, за кандидата ФИО49 – 15. Сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу - 0. Протокол подписан 13.09.2020 в 20 час. 45 минут.

Из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку НОМЕР от 13.09.2020, установлено, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составляет 334, число бюллетеней, полученных участковой комиссией - 250, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 6, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 49, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 53, число погашенных избирательных бюллетеней – 142, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 53, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 55, число недействительных бюллетеней - 2, число действительных бюллетеней - 106, число утраченных бюллетеней - 0, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0. За кандидата ФИО1 проголосовало 58 избирателя, за кандидата ФИО46 – 11, за кандидата ФИО50 – 3, за кандидата ФИО47 – 2, за кандидата ФИО48 – 12, за кандидата ФИО51 – 4, за кандидата ФИО49 – 16. Сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу - 0. Протокол подписан 13.09.2020 в 20 час. 18 минут.

Согласно протоколам участковых избирательных комиссий об итогах голосования по избирательным участкам от 13.09.2020 НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, жалоб (заявлений) на нарушение избирательного законодательства, не поступило. Протоколы об итогах голосования края подписаны членами избирательной комиссии

Согласно акту приема-передачи избирательной документации от 13.09.2020 УИК НОМЕР (ФИО17) передано, а избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет АДРЕС (ФИО9) приняты опечатанные списки избирателей; погашенные бюллетени – 142 шт., недействительные бюллетени 2 шт.; бюллетени за ФИО1 - 58 шт.; бюллетени за ФИО46 – 11 шт.; бюллетени за ФИО50 – 3 шт.; бюллетени за ФИО47 – 2 шт.; бюллетени за ФИО48 - 12 шт.; бюллетени за ФИО51 – 4 шт.; бюллетени за ФИО49 – 16 шт.

Из акта приема-передачи избирательной документации от 13.09.2020 следует, что УИК НОМЕР (ФИО18) передано, а избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет АДРЕС (ФИО9) приняты опечатанные списки избирателей; погашенные бюллетени – 244 шт., недействительные бюллетени 4 шт.; бюллетени за ФИО1 - 14 шт.; бюллетени за ФИО46 – 21 шт.; бюллетени за ФИО50 – 1 шт.; бюллетени за ФИО47 – 7 шт.; бюллетени за ФИО48 - 20 шт.; бюллетени за ФИО51 – 14 шт.; бюллетени за ФИО49 – 15 шт.

Актом приема-передачи избирательной документации от 13.09.2020 подтверждается, что УИК НОМЕР (ФИО26) передано, а избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет АДРЕС (ФИО9) приняты опечатанные списки избирателей; погашенные бюллетени – 764 шт., недействительные бюллетени 3 шт.; бюллетени за ФИО1 - 31 шт.; бюллетени за ФИО46 – 80; бюллетени за ФИО50 – 9 шт.; бюллетени за ФИО47 – 2 шт.; бюллетени за ФИО48 - 57 шт.; бюллетени за ФИО51 – 3 шт.; бюллетени за ФИО49 – 36 шт.

Согласно акту приема-передачи избирательной документации от 13.09.2020 УИК НОМЕР (Рау Е.А.) передано, а избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет АДРЕС (ФИО9) приняты опечатанные списки избирателей; погашенные бюллетени – 715 шт., недействительные бюллетени 4 шт.; бюллетени за ФИО1 - 20 шт.; бюллетени за ФИО46 – 106; бюллетени за ФИО50 – 5 шт.; бюллетени за ФИО47 – 4 шт.; бюллетени за ФИО48 - 29 шт.; бюллетени за ФИО51 – 4 шт.; бюллетени за ФИО49 – 38 шт.

13.09.2020 в 23 час. 05 мин. избирательной комиссией муниципального образования Бобровский сельсовет АДРЕС составлен протокол об итогах голосования 13.09.2020, из содержания которого следует, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составляет 3503, число бюллетеней, полученных участковой комиссией - 2500, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 142, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 507, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 104, число погашенных избирательных бюллетеней – 1747, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 97, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 538, число недействительных бюллетеней - 13, число действительных бюллетеней - 622, число утраченных бюллетеней - 0, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0. За кандидата ФИО1 проголосовало 123 избирателя, за кандидата ФИО46 – 218, за кандидата ФИО50 – 18, за кандидата ФИО47 – 15, за кандидата ФИО48 – 118, за кандидата ФИО51 – 25, за кандидата ФИО49 – 105.

Решением избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет АДРЕСНОМЕР от 14.09.2020, выборы главы Бобровского сельсовета АДРЕС признаны состоявшимися и результаты выборов – действительными. Признан избранным на должность главы Бобровского сельсовета АДРЕСФИО46, набравший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к другим кандидатам.

16.09.2020 и 17.09.2020 в Избирательную комиссию АДРЕС поступили обращения ФИО1, и ФИО40 о нарушениях установленного порядка хранения запечатанных бюллетеней с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, установления итогов голосования, которые направлены для рассмотрения в адрес избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет АДРЕС.

28.11.2020 заявителям дан ответ, согласно которому досрочное голосование на избирательных участках НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, производилось в соответствии с требованиями закона. В период работы (по графику) участковой избирательной комиссии НОМЕР, на избирательному участке находились два сотрудника полиции и два члена комиссии. При проведении голосования использовались специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим избирателем, вкладывался в конверт и заклеивался самостоятельно. На месте склейки на конверте проставлены подписи двух членов комиссии и заверены печатью. Целостность конвертов сохранена, тайна волеизъявления избирателей была соблюдена. По окончании работы комиссии ежедневно вся документация передавалась сотрудникам полиции для доставки в избирательную комиссию муниципального образования Бобровский сельсовет для хранения до следующего дня.

ФИО6, в силу возложенных на нее должностных обязанностей заместителя главы Бобровского сельсовета АДРЕС, занималась организационными вопросами по подготовке к проведению выборов. Факта доступа к конвертам, используемым при досрочном голосовании, а также подмены бюллетеней ФИО46 и ФИО6, не установлено.

Нарушений связанных с конфликтом интересов в назначении секретаря ФИО5 не установлено, поскольку тот не является государственным и муниципальным служащим, не является лицом, находящимся в непосредственном подчинении кандидата, не является его близким родственником и близким родственником его супруги.

В протоколе об итогах голосования УИК НОМЕР были выявлены арифметические ошибки в строках 4,5,6, а именно: строка №4 «Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования» обозначено цифрой 150 (фактически количество составляет 39, поскольку именно столько избирателей проголосовало в помещении для голосования, остальные бюллетени 111 шт. возвращены председателю УИК по акту и погашены); строка №5 «Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования» обозначено цифрой 30 (фактически «вне помещения» проголосовали 23 избирателя, 7 бюллетеней возвращены председателю УИК и в последующем погашены; строка №6 «Число погашенных избирательных бюллетеней» обозначено цифрой 126, когда фактически число погашенных бюллетеней составило 244. Разница 118 бюллетеней сложилась из следующих значений (150-39)+(30-23) = 118. Названные бюллетени в количестве 118 штук вошли в число погашенных в количестве 244 штуки. Результаты выборов определены достоверно, по числу действительных избирательных бюллетеней.

Определением от 26.10.2020 заместителя прокурора АДРЕС вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по обращению ФИО50 за отсутствием события административного правонарушения.

Определением от 28.10.2020 заместителя прокурора АДРЕС вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по обращению ФИО1 за отсутствием события административного правонарушения.

Из ответа на обращения ФИО1, ФИО50 заместителя руководителя Новоалтайского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Алтайскому краю, следует, что в ходе проверки обращений о нарушении при проведении выборов главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края факта того, что заместитель главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края ФИО6 вмешивалась в работу избирательной комиссии, осуществляла над ними кураторство, принимала участие в организации хранения конвертов с результатами досрочного голосования не нашли своего подтверждения.

Кроме того, указанные сведения о том, что заместитель главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края ФИО6, действующий глава Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края ФИО46 в ходе досрочного голосования имели доступ к конвертам с бюллетенями, и используя свои должностные полномочия могли повлиять на членов избирательной комиссии, а также могли подменить бюллетени с результатами досрочного голосования в процессе хранения на избирательных участках и в помещении сельсовета в пользу действующего главы ФИО46 не нашли своего подтверждения и носят вероятностный характер.

Помимо прочего, указанные заявителями нарушения при проведении выборов главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края в части того, что на избирательном участке НОМЕР конверты с бюллетенями досрочного голосования избирателей в период с 02 по ДАТА в количестве 33 штук хранились не надлежащим образом, в работе избирательной комиссии муниципального образования принимали участия бывшие работники Бобровского сельсовета ФИО41, ФИО42, ФИО22, ФИО26, а также сын ФИО6ФИО5, а также по иным основаниям, не содержат признаков преступлений, предусмотренных ст. 141, 142, 142.1, 142.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Названные заявителями нарушения в виде утери или умышленного изъятия 118 бюллетеней на избирательном участке НОМЕР не нашли своего подтверждения, вызваны арифметическими ошибками при составления итогового протокола.

Должностное лицо, пришло к выводу, о том, что обращения не содержат признаков преступлений, предусмотренных ст. 141, 142, 142.1, 142.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение предварительного следствия, и отсутствии оснований для регистрации обращений и проведения по нему проверки в порядке, установленном ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав, Федеральный закон №67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ, установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 2 ст. 115 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Пунктом 4 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (п. 6 ст. 77).

Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается (ч. 4 ст. 64 Федерального закона №67-ФЗ)

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (ч. 5 ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ).

При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума (ч. 5 ст. 64 Федерального закона №67-ФЗ).

Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи (ч. 8 ст. 64 Федерального закона N 67-ФЗ).

Аналогичные по своей сути требования к порядку голосования предусмотрены в ст.ст. 95-99 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве.

Возможность, условия и порядок досрочного голосования в общем виде установлены в статье 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

При этом избирателям, не имеющим возможности явиться на выборы в день голосования, пунктом 2 статьи 65 указанного Федерального закона предоставлено право проголосовать досрочно в помещении соответствующей избирательной комиссии.

Аналогичные положения закреплены в ст. 96 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве.

Постановлением ЦИК России от 24.07.2020 N 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее Порядок).

Пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования предусмотрены следующие дополнительные формы организации голосования

1) досрочное голосование в помещении для голосования (далее - досрочное голосование в помещении);

2) досрочное голосование вне помещения для голосования (далее - досрочное голосование на дому);

3) досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах) (далее - досрочное голосование на придомовых территориях);

4) досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено (далее - досрочное голосование в населенных пунктах).

Решением избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края от 26.08.2020 НОМЕР установлено, что досрочное голосование будет проводиться в помещении для голосования (п.п 1 п. 1.2 Порядка).

Таким образом, положения п. 1.5 Порядка досрочного голосования в данном случае не применимы, поскольку избирательной комиссией решения о проведении досрочного голосование на придомовых территориях и досрочное голосование в населенных пунктах не принималось.

Административными ответчиками не оспаривался факт того, что при проведении досрочного голосования ими не использовались, переносные, либо стационарные ящики, сейф-пакеты.

Напротив, комиссиями для проведения досрочного голосования использованы непрозрачные конверты, что соответствует положениям п.6.12 Порядка, ст. 96 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, ст. 65 Федерального закона N 67-ФЗ.

Вопреки доводам заявителя, информация о кандидатах была размещена на избирательных участках, в необходимом объеме.

Таким образом, доводы заявителя о нарушении порядка досрочного голосования, отклоняются как необоснованные.

Утверждения заявителя о нарушении административными ответчиками положений ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ со стороны административных ответчиков не нашли своего подтверждения. Полномочия членов избирательной комиссии ФИО6, ФИО19 были приостановлены, в связи с тем, что они находились в непосредственном подчинении кандидата ФИО46 Назначенный секретарем УИК НОМЕРФИО5 не является супругом и близким родственником кандидатов, близким родственником супруга кандидатов, а также не является лицом, которое находится в непосредственном подчинении у кандидатов.

По смыслу ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ ограничений для работы в избирательных комиссиях бывших работников Бобровского сельсовета, не имеется. Кроме того, избирательная комиссия муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края не является юридическим лицом.

Помимо прочего, наличие конфликта интересов, само по себе, не могло повлиять на волеизъявление избирателей.

Использование материально-технических средств, в том числе электронной почты Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края для нужд избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края, УИК НОМЕР, 1309, 13.0, 1311, не противоречит требованиям закона.

Факт передачи избирательной документации 13.09.2020 членами УИК НОМЕР после установления итогов голосования на избирательных участках ФИО6, опровергается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами – актами приема передачи от 13.09.2020.

По смыслу статей 46 - 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав. Судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска о призвании итогов голосования недействительными, необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Согласно части 1 статьи 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В качестве оснований к заявленным требованиям административный истец указывает на нарушение порядка проведения досрочного голосования, связанного с ненадлежащим хранением избирательных бюллетеней, в том числе не применением сейф-пакетов, хранение избирательной документации непосредственно на избирательном участке; вмешательство в работу избирательных комиссий со стороны ФИО6, ФИО46; наличие доступа у названных лиц к конвертам с бюллетенями, возможную подмену бюллетеней в пользу кандидата ФИО46; наличие перегибов на бюллетенях, поданных за кандидата ФИО46, подтверждающих факт подмены; утрату 118 избирательных бюллетеней, сведения о подлоге при регистрации кандидата ФИО48, наличие конфликта интересов, поскольку ФИО5 (и.о. секретаря УИК НОМЕР) является близким родственном (сыном) ФИО6, которая в свою очередь, является заместителем главы Боровского сельсовета АДРЕС и председателем УИК НОМЕР; доставки избирателей к избирательному участку кандидатом ФИО46, ошибки при заполнении ГАС «Выборы».

Вместе с тем, в материалы настоящего дела не представлено доказательств тому, что по изложенным фактам возбуждены уголовные дела, либо дела об административных правонарушениях, а равно ведутся производства по уголовным делам по главе 19 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо по делам об административных правонарушения, предусмотренных главой 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Напротив, в возбуждении дел об административных правонарушениях заявителю отказано, а должностным лицом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайского краю, принято решение об отсутствии оснований для проведения проверки в порядке, установленном ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Факт массовой доставки избирателей к месту голосования со стороны кандидата ФИО46, который мог повлиять на действительное волеизъявление избирателей, не установлен.

С учетом положений приведенной нормы процессуального права в системе избирательного законодательства и механизмов гарантии прав граждан на свободное волеизъявление, суд приходит к выводу, что допустимыми доказательствами, подтверждающими доводы истца, могли бы являться постановления по делам об административных правонарушениях и приговоры суда.

Административное судопроизводство отлично от уголовного и административного в порядке закрепления значимых обстоятельств, собирании и обеспечении доказательств.

Установленный порядок фиксации нарушений, о которых заявляет административный истец, не может быть заменен административным судопроизводством, поскольку выводы о наличии обстоятельств совершения уголовных и административных правонарушений подлежат установлению в иной форме.

Таким образом, в связи с изложенными правовыми нормами, представленная заявителем видео (аудио) запись, объяснения свидетелей ФИО43, ФИО44, содержания сведения о противоправных действиях при проведении выборов судом не принимается в качестве допустимых доказательств по административном делу.

Для целей избирательного законодательства установлен принцип достоверности сведений, внесенных в составленные в установленном порядке избирательные документы, пока в должной процессуальной форме не установлено иное.

Суды, находясь в системе органов государственной власти, не вправе подменять собой соответствующие органы, в том числе расследующие дела об административных правонарушениях, уголовные дела.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Вмешательство суда в порядок формирования органа местного самоуправления и определения результатов выборов (итогов голосования) нарушит принцип разделения властей.

Таким образом, поскольку по смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установления действительной воли избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны возникнуть только на основании внешних доказательств.

Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, не позволяют выявить действительную волю избирателей и влекут признание результатов выборов недействительным, у суда не имеется.

Оценивания доводы заявителя об отсутствии увеличенной формы протоколов само по себе не может рассматриваться как препятствие в определении действительной воли избирателей, поскольку результаты, полученные при подсчете голосов, записывались в итоговый протокол на основе данных, содержащихся в бюллетенях для голосования.

Вопреки доводам заявителя избирательная документация была упакована в соответствии с требованиями Федерального закона 67-ФЗ.

Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией, обработка итогов голосования, порядок определения результатов выборов установлены ст. ст. 68 - 70 Федерального закона 67-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

В силу пункта 2 статьи 68 названного Федерального закона подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

Исходя из положений пункта 3 приведенной статьи, после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) избирателей, участников референдума, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования (пункт 4).

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (пункты 8 и 9).

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии (пункт 10).

Согласно пункту 26 статьи 68 Федерального закона N 67-ФЗ после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.

Пунктом 27 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что, если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

В силу ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ протокол об итогах голосования должен содержать, в том числе: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; число погашенных бюллетеней.

В силу п. 1 ст. 69 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.

В соответствии с п. 2 ст. 69 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 69 Закон N 67-ФЗ при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории.

Согласно абзацу 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из положений части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктов 1, 2, 9 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Если срок полномочий соответствующей комиссии истек, суд не вправе определять, какая комиссия должна произвести повторный подсчет голосов. Решение этого вопроса относится к компетенции комиссии, которая организовала подготовку и проведение выборов, референдума.

Итоги голосования по избирательным участкам НОМЕР, 1309, 1310, 1311 оформлены протоколами участковых избирательных комиссии об итогах голосования.

Указанные протоколы подписаны председателями (за исключением УИК НОМЕР), заместителями председателей, секретарями и членами участковых избирательных комиссии в соответствии с пунктом 27 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

Особого мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса к протоколам не приложено, заявлений и жалоб относительно процедуры подсчета голосов избирателей не поступало.

Об отсутствующих членах избирательной комиссии ФИО6, ФИО45 в протоколе об итогах голосования на избирательном участке НОМЕР сделана соответствующая отметка.

Оснований для признания судом решений участковых избирательных комиссий НОМЕР, 1309, 1311 об утверждении протоколов об итогах голосования незаконными (недействительными), не имеется, таким образом, требования административного истца в данной части удовлетворению не подлежат.

Исходя из содержания протоколов об итогах голосования на избирательных участках НОМЕР, 1309, 1310, 1311, избирательная комиссия муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края установила итоги голосования. Решение комиссии об итогах голосования оформлено протоколом об итогах голосования от 13.09.2020.

На основании указанного протокола избирательная комиссия муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края 14.09.2020 приняла решение НОМЕР, в соответствии с которым, признала выборы состоявшимися и результаты действительными.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в строках НОМЕР (значение 150), НОМЕР (значение 30), НОМЕР (значение 126) протокола об итогах голосования на избирательном участке НОМЕР от 13.09.2020, содержатся неверные сведения, 150 (строка 4) + 30 (строка 5)+ 34 (строка 6) - 96 (сумма строк 8 и 9, т.е. сумма действительных и недействительных избирательных бюллетеней) = 118 (число бюллетеней оставленных без учета).

В нарушение положений ст. 67, 68, 69 Закона N 67-ФЗ УИК НОМЕР указанные недочеты оставила без внимания, избирательная комиссия муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края проверку правильности составления протокола об итогах голосования на избирательном участке НОМЕР не осуществила, сведения указанные в названном протоколе, внесла в протокол об итогах голосования, приняла решение о признании выборов состоявшимися, а их результатов действительными.

Названные нарушения закона являются основанием для отмены решения участковой избирательной комиссии НОМЕР в силу требований п. п. "б" п. 1.2 ст. 77, Федерального закона N 67-ФЗ, так как разница в голосах выигравшего кандидата ФИО46 (218 голосов) и заявителя (123 голоса), заинтересованного лица ФИО48 (118 голосов), с учетом, оставленных без учета 118 бюллетеней на избирательном участке НОМЕР, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (118+123=241; 118+118=236), без повторного подсчета голосов избирателей на данном избирательном участке.

С учетом изложенного решение участковой избирательной комиссии избирательного участка НОМЕР от 13.09.2020 об итогах голосования на данном избирательном участке по выборам главы Бобровского сельсовета АДРЕС подлежит отмене.

Так как установление результатов выборов производится на основании установленных итогов голосования (п. 1 ст. 70 Федерального закона N 67-ФЗ), то в соответствии с п. п. "е" п. 2 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ при отмене решения участковой избирательной комиссии об утверждении итогов голосования подлежит отмене и соответствующее решение избирательной комиссии об утверждении результатов выборов.

Поскольку административным истцом заявлено данное требование, решение избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края об утверждении результатов выборов, подлежит отмене, поскольку оно вынесено преждевременно, без учета указанных ранее обстоятельств.

В силу положений п. 4 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ суд был вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов.

Срок действия полномочий административных ответчиков не истек.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на участковую избирательную комиссию избирательного участка НОМЕР обязанность в течение трех недель со дня вступления решения суда в законную силу провести повторный подсчёт голосов избирателей по избирательному участку НОМЕР по выборам главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, состоявшихся 13.09.2020; на избирательную комиссию муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести повторный подсчёт голосов избирателей по выборам главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, состоявшихся 13.09.2020.

Поскольку судом принято решение об отмене решения комиссии об итогах голосования на избирательном участке НОМЕР, то комиссия, составившая первоначальный протокол, обязана составить новый протокол об итогах голосования, с отметкой: "Повторный", соответственно избирательная комиссия муниципального образования в силу требований Федерального закона НОМЕР обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума с отметкой: "Повторный", таким образом, требование заявителя об отмене итоговых результатов голосования 13.09.2020 на выборах главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, удовлетворению не подлежит.

Кроме этого, при вынесении решения об удовлетворении административного иска о защите избирательных прав в указанной части суд учитывает требования ч. 1 ст. 244 КАС РФ, в силу которых при удовлетворении административного иска о защите избирательных прав соответствующее оспариваемое решение избирательной комиссии подлежит признанию незаконным.

При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьей 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка НОМЕР от 13.09.2020 об итогах голосования на данном избирательном участке по выборам главы Бобровского сельсовета Перовомайского района Алтайского края.

Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края НОМЕР от 14.09.2020 «О результатах выборов главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края».

Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка НОМЕР в течение трех недель со дня вступления решения суда в законную силу провести повторный подсчёт голосов избирателей по избирательному участку НОМЕР по выборам главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, состоявшихся 13.09.2020.

Обязать избирательную комиссию муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести повторный подсчёт голосов избирателей по выборам главы Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, состоявшихся 13.09.2020.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Возложить на избирательную комиссию муниципального образования Бобровский сельсовет Первомайского района Алтайского края обязанность сообщить ФИО1 и суду, об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий К.Н. Турлиу

Решение изготовлено в окончательной форме 18.12.2020.

Председательствующий К.Н. Турлиу