Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2021 года
УИД 66RS0024-01-2021-003283-18
Дело № 2а-2471/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 17 ноября 2021 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вершининой М.П.
при секретаре Коноплине П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к ассоциации «Уральский кластер «Индустрия села» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обосновании которого указано, что ассоциация «Уральский кластер «Индустрия села» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области 08.08.2016, основной государственный регистрационный №. В рамках исполнения контрольной функции в отношении некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела административного ответчика. Установлено, что в нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административным ответчиком не представлены отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2016-2019 годы. По факту непредставления обязательной отчетности, предусмотренной пунктом 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2016-2019 годы, Главным управлением в адрес административного ответчика были вынесены письменные предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации от 23.11.2018 №, от 09.09.2019 №, от 17.03.2021 №. До настоящего времени вышеуказанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации административным ответчиком не устранены. Просит ликвидировать некоммерческое партнерство «Жуковские дачи» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административный истец, административный ответчик, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Верхнепышминского городского суда в сети интернет: http://www.verhnepyshminsky.svd.ru. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
Согласно статье 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Как видно из материалов дела, ассоциация «Уральский кластер «Индустрия села» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области 08.08.2016, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом, свидетельством о государственной регистрации.
Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» возлагает на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
По факту непредставления обязательной отчетности, предусмотренной пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2012-2015 годы, Главным управлением в адрес административного ответчика были вынесены письменные предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, от 09.09.2019 №, от 17.03.2021 №.
До настоящего времени нарушения действующего законодательства Российской Федерации, указанные в письменных предупреждениях не устранены.
Таким образом, ассоциация «Уральский кластер «Индустрия села» неоднократно не представляло сведения, предусмотренные статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена возможность ликвидации некоммерческой организации на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Таким образом, ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
При таких обстоятельствах, учитывая факт неоднократного невыполнения предписаний контролирующего органа, суд приходит к выводу, что требование о ликвидации административного ответчика – ассоциации «Уральский кластер «Индустрия села» подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Названная норма Закона согласуется с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
По смыслу данных норм назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда; в том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит сроки и порядок ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участники) некоммерческой организации.
Вопросы исключения из ЕГРЮЛ некоммерческой организации урегулированы пунктом 12 Приказа Минюста Российской Федерации от 12.11.2010 № «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций», однако исключение возможно лишь после соблюдения требований статьи 63 Гражданским кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Следовательно, сведения об ассоциации «Уральский кластер «Индустрия села» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования административного иска Главного управления министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к ассоциации «Уральский кластер «Индустрия села»о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.
Ликвидировать ассоциацию «Уральский кластер «Индустрия села».
Исключить ассоциацию «Уральский кластер «Индустрия села» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с ассоциации «Уральский кластер «Индустрия села» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.
Судья М.П. Вершинина