ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2472/19 от 12.03.2019 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-2472/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2019 года г. Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи М.А. Рыбаковой,

при секретаре А.С. Апанасенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Магнитогорского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству экологии Челябинской области о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Магнитогорский природоохранный прокурор обратился к Министерству экологии Челябинской области о признании незаконным бездействие по подготовке проекта Закона Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природы – Ольховая роща; возложении обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда:

- подготовить и направить в Законодательное Собрание Челябинской области проект Закона Челябинской области об установлении границ особо охраняемой природной территории памятник природы Челябинской области – Ольховая роща (Нагайбакский муниципальный район);

- подготовить и направить в Правительство Челябинской области проект постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой территории памятник природы Челябинской области – Ольховая роща (Нагайбакский муниципальный район);

- подготовить и направить Губернатору Челябинской области проект решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории памятник природы Челябинской области – Ольховая роща (Нагайбакский муниципальный район).

В обоснование требований административный истец указал, что по результатам проверки выявлены нарушения законодательства о постановке на кадастровый учет земель, установлении границ и разработке индивидуального положения о памятнике природы Челябинской области – Ольховая роща. Данный объект включен в перечень действующих особо охраняемых природных территорий, отраженных в схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.02.2008 года № 34-П. Согласно письму Министерства экологии Челябинской области от 17.08.2016 года границы и режим особой охраны памятника природы – Ольховая роща не утверждены, сведения в государственный кадастр недвижимости не вносились. Прокуратурой Челябинской области в адрес ответчика внесено постановление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях в части разработки и утверждения границ и положения о памятнике природы. Министерством экологии до настоящего времени не приняты должные меры по подготовке проекта Закона Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природы – Ольховая роща, сведения в государственный кадастр недвижимости не внесены, что послужило основанием для предъявления рассматриваемого иска о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению обязанности.

Представитель административного истца на удовлетворении исковых требований в судебном заседании настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представители административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, представили в материалы дела отзыв на исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв, в котором в удовлетворении требований просил отказать, ссылаясь, в том числе на отсутствие бездействия со стороны ответчика, поскольку все необходимые работы в отношении особо охраняемой природной территории памятник природы Челябинской области – Ольховая роща проводятся ответчиком в соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области в рамках установленных сроков – до 2020 года.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Магнитогорской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях в части постановки на кадастровый учет и установления границ земельных участков, занятых особо охраняемыми территориями регионального значения и разработке индивидуальных положений указанных территорий.

По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о постановке на кадастровый учет земель, установления границ и разработке индивидуального положения о памятнике природы Челябинской области – Ольховая роща.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Из преамбулы ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 25 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно ст. 26 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

В соответствии ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст. 4 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», порядку ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Согласно ст. 7 ФЗ от 13.07.2015года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

В силу ст. 32 ФЗ от 13.07.2015года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении положения об особо охраняемой территории, а также установления или изменении границ особо охраняемой территории.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015года № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч. 1, 3-13, 15 ст. 32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».Согласно п. 15 Правил в случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воиспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии с п. 31 Правил обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным п. 15 указанных Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства РФ карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Согласно ст. 3 Закона Челябинской области от 14.05.2002 № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» установлено, что особо охраняемые природные территории создаются на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области и материалов, обосновывающих создание особо охраняемых природных территорий.

Материалы, обосновывающие создание охраняемых природных территорий, направляются в орган государственной власти Челябинской области, к полномочиям которого относится их создание, и в орган исполнительной власти Челябинской области, наделенный полномочиями в области охраны окружающей среды.

Особо охраняемая природная территория, занятая памятником природы Челябинской области (далее – памятник природы), считается созданной со дня объявления природного объекта или природного комплекса памятником природы.

Из материалов дела следует, что на основании решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 23.10.1989 № 407 Ольховая роща объявлена памятником природы областного значения.

Ольховая роща включена в перечень действующих особо охраняемых природных территорий, отраженных в схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.02.2008 № 34-П.

Согласно письму Министерства экологии Челябинской области от 17.08.2016 года № 01/0238 границы и режим особой охраны памятника природы – Ольховая роща не утверждены, сведения в государственный кадастр недвижимости не вносились. Для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости необходимо проведение ряда работ: комплексное экологическое обследование ООПТ, разработка, утверждение границ и положения об ООПТ, разработка карт (планов).

13.02.2017 года в Министерство экологии Челябинской области прокуратурой Челябинской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях в части разработки и утверждения границ и положения о памятнике природы Челябинской области - Ольховая роща.

В соответствии с письмом Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ работы по разработке границ ООПТ и последующему внесению сведений в государственный кадастр недвижимости проводятся на системной основе в рамках реализации Государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области на 2014-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 357-П. Нарушения требований законодательства об ООПТ со стороны Министерства отсутствуют, установление границ и утверждение индивидуальных положений проводится в плановом режиме.

Судом установлено, что 30 марта 2018 года Министерством экологии Челябинской области заключен государственный контракт с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Челябинский государственный университет» на оказание работ «Реализация положений схемы развития и размещения ООПТ Челябинской области, в том числе комплексное экологическое обследование» (памятник природы Ольховая роща).

05.11.2018 года подрядчиком в рамках названного контракта утвержден итоговый отчет о реализации государственного контракта № Ф.2018.109091 от 30.03.2018 года на тему: «Реализация положений схемы развития и размещения ООПТ Челябинской области, в том числе комплексное экологическое обследование» (памятник природы Ольховая роща); 26.11.2018 года работы по государственному контракту приняты заказчиком.

Из письма Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года № , также следует, что в 2018 году проведено комплексное экологическое обследование ООПТ – Ольховая роща, по результатам которого рекомендовано сохранить статус ООПТ. В связи с изменениями в федеральном законодательстве в области особо охраняемых природных территорий, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 года № 342-Фз в части установления формы графического описания местоположения особо охраняемых природных территорий, работы приостановлены, так как форма на настоящий момент не утверждена.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (ст. 26 указанного Закона).

Постановлением Правительства Челябинской области от 02.11.2017 года № 573-П утверждена Государственная программа «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2018-2025 года.

В разделе 4. Подпрограмма «Охрана растительного и животного мира на территории Челябинской области» в п. 1 указано, что по состоянию на 01 июня 2017 разработаны границы 109 ООПТ из 153 ООПТ регионального значения.

В реализации данной подпрограммы в 2025 году планируется: 1) завершить разработку границ для всех ООПТ регионального значения; 2) провести научно-исследовательские, проектно-изыскательные, инвентаризационные, специальные, мониторинговые, комплексные экологические обследования на территориях 32 ООПТ регионального значения; 3) создать 11 экологических троп на ООПТ регионального значения; 4) провести государственный мониторинг видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Челябинской области, на площади 8852,9 тыс. гектаров; 5) провести мероприятия по охране, воспроизводству для 22 процентов видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), в общем количестве видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), обитающих на территории Челябинской области; 6) учесть в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды обитания 79 процентов видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Челябинской области.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учетом доводов и возражений сторон, учитывая, что действующей Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области (утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 21.02.2008 № 34-П) предусмотрено осуществление соответствующих мероприятий на период до 2020 года, постановлением Правительства Челябинской области от 02.11.2017 года № 573-П предписано завершить разработку границ для всех ООПТ регионального значения на период с 2018 по 2025 года, принимая во внимание, что Министерством экологии Челябинской области в 2018 году завершены работы по комплексному экологическому обследованию ООПТ – Ольховая роща, запланировано проведение работ по разработке, утверждению границ и положения об ООПТ, разработки карт (планов), суд приходит к выводу об отсутствии в настоящее время какого-либо бездействия со стороны административного ответчика и преждевременности заявленных административным истцом требований.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Магнитогорского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Министерству экологии Челябинской области по подготовке проекта Закона Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природа – Ольховая роща, возложении обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить проект Закона Челябинской области об установлении границ, проект постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проект решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природа – Ольховая роща, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Магнитогорского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству экологии Челябинской области о признании незаконным бездействия по подготовке проекта Закона Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природа – Ольховая роща, возложении обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить проект Закона Челябинской области об установлении границ, проект постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой природной территории, проект решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природа – Ольховая роща, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: М.А. Рыбакова