РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 апреля 2021 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Асабаевой Д.Т., при секретаре судебного заседания Петиной А.А., с участием помощника прокурора Митереве Э.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № №...а-2473/2021 по административному иску ОП №4 У МВД России по г. Самаре о помещении несовершеннолетней ФИО1, дата, в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Самарской области на срок до 30 суток, УСТАНОВИЛ: Начальник ОП №4 У МВД России по г. Самаре обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 12.04.2021 г. в 19:40 час. в ОП N 4 Управления МВД России по г. Самаре сотрудниками 4 роты полка ППСП У МВД России по г. Самара от <...> доставлена несовершеннолетняя ФИО1, дата г.р., проживающая по адресу: адрес, зарегистрированная по адресу: адрес, которая осуществляла распитие алкогольной продукции «hoegaarden», емкостью 0,47 л, с содержанием этилового спирта 4,6 %. В отношении несовершеннолетней ФИО1 составлен административный протокол по ***. В ходе проверки установлено, что законный представитель несовершеннолетней ФИО1 — мать ФИО3, дата года рождения, проживающая по адресу: адрес в установленный законом срок (3 часа) приехать за дочерью не имеет возможности. Принимая во внимание, что передать несовершеннолетнего под надзор лиц, являющихся законными представителями, в установленный законом срок не представилось возможным, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", несовершеннолетняя ФИО1 помещена в ЦВСНП ГУ МВД России по Самарской области на срок не более 48 часов. Ссылаясь на указанные обстоятельства, в целях защиты прав, интересов и предупреждения повторных правонарушений, влекущих административную ответственность, а также вследствие невозможности передать несовершеннолетнего законному представителю в течение трех часов, начальник ОП № 4 МВД России по г. Самаре просит суд поместить несовершеннолетнюю ФИО1 дата года рождения, в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Самарской области сроком минимально необходимого для ее устройства, но не более 30 суток. В судебном заседании представитель ОП №4 У МВД России по г. Самаре ФИО7, действующая по доверенности, требования административного иска поддержала по основаниям, в нем изложенным. В судебном заседании административный ответчик несовершеннолетняя ФИО1 возражала против её помещения в Центр, обстоятельства иска подтвердила, пояснил, что данное правонарушение совершила впервые, более такого поведения не допустит, встанет на путь исправления. В судебном заседании законный представитель несовершеннолетней ФИО1–ФИО3, также возражала против помещения дочери в ЦВСНП, указав, что дочь характеризуется положительно, ранее к административной ответственности не привлекалась, нахождение его в Центре временного содержания для несовершеннолетних станет для него уроком, и в будущем подобные правонарушения тот совершать не станет. Подтвердила готовность забрать ребенка с собой. В судебном заседании представитель несовершеннолетней ФИО1– адвокат ФИО8, также возражал против удовлетворения административного иска, указав, что в настоящее время ФИО1 уже понесла наказание в виде привлечения его к административной ответственности, кроме того данное правонарушение она совершила впервые и каких-либо законных оснований для помещения его в Центр в настоящее время не имеется. Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель ФИО9, суду пояснила, что является куратором группы в которой обучается ФИО1 Считает, что помещение ФИО1 в ЦВСНП не целесообразно, поскольку Диана характеризуется положительно, учится на хорошо и отлично, дисциплинирована. Подтвердила, что ФИО1 временно зарегистрирована в общежитии. Представитель заинтересованного лица отдела опеки и попечительства Советского района г.Самары Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, причину неявки суду не сообщили. Выслушав представителя административного истца, административного ответчика-несовершеннолетнего, законного представителя несовершеннолетнего и адвоката, заключение помощника прокурора, полагавшего нецелесообразным помещение несовершеннолетнего в ЦВСН, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27.09.2016 "О некоторых вопросах применения судами КАС РФ" разъяснено, что в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ). К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. Таким образом, дела о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, поскольку именно такой порядок рассмотрения и разрешения данной категории дел позволит осуществить обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам. Статьей 5 Минимальных стандартных правил Организации объединенных наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), принятых 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, определены цели правосудия в отношении несовершеннолетних, в соответствии с которыми система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения. Основания для помещения несовершеннолетних граждан в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей определены Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям (п. 1). Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним (п. 2). Согласно ч.2 ст. 22 Федерального закона 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены, в частности, несовершеннолетние: - совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания, или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Закона (подп. 6 п. 2). В силу ч.2 ст. 31.1 Федерального закона 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния. В соответствии с п. 3 ст. 31.2 Федерального закона, по результатам рассмотрения материалов, указанных в п. 2 ст. 31.2 Федерального закона, судья выносит постановление: - о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; - об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. В соответствии с пунктом 4 ст. 31.2 Федерального закона в постановление судьи должны быть указаны цели и основания помещения или отказа в помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. Что касается помещения несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, влекущее административную ответственность, в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, то оно в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" осуществляется только в случаях, если его личность не установлена, либо если он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, либо если он проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение установленного срока. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 22 указанного Федерального закона несовершеннолетние могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток, и только в исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. Из представленных материалов следует, что 12.04.2021 г. в 19:40 час. в ОП N 4 Управления МВД России по г. Самаре сотрудниками 4 роты полка ППСП У МВД России по г. Самара от <...> доставлена несовершеннолетняя ФИО1, дата г.р., проживающая по адресу: адрес, зарегистрированная по адресу: адрес, которая осуществляла распитие алкогольной продукции «hoegaarden», емкостью 0,47 л, с содержанием этилового спирта 4,6 %, в связи с чем, на подростка составлен административный протокол по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. Передать подростка законному представителю не представилось возможным, в связи с тем, что мать несовершеннолетней проживает в другом городе. 12.04.2021 г. в 22.40 час. в соответствии с п.4 ст.22 ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФИО1, помещена в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Самарской области для предупреждения совершения им повторных правонарушений и дальнейшего жизнеустройства, на срок не более 48 часов. 13.04.2021 г. подан настоящий административный иск. Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований о помещении ФИО1 в Центр временного содержания для правонарушителей не имеется, поскольку один лишь факт совершения правонарушения, влекущего административную ответственность, не может служить основанием для его помещения в центр временного содержания. Из пояснений в судебном заседании несовершеннолетней ФИО1 и его законного представителя видно, что контроль за несовершеннолетней не утрачен, подросток проживает с общежитии, учится в образовательном учреждении, ранее на учете не состояла, к административной ответственности не привлекалась. Необходимой информации, содержащей данные о совершении иных противоправных действий, неудовлетворительном поведении и отрицательных наклонностях несовершеннолетней, как основания для помещения в ЦВСНП, органами внутренних дел не представлено. Достаточных данных того, что помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей необходимо в целях обеспечения его безопасности, материалы дела не содержат. Сотрудникам полиции не представилось возможным передать несовершеннолетнего его матери, в связи с проживанием в другом городе. В настоящее время законный представитель несовершеннолетней приехала за дочерью, находится в зале судебного заседании и намерена забрать её домой. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что направление несовершеннолетнего в ЦВСНП при установленных обстоятельствах противоречит интересам несовершеннолетней ФИО1 На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, ст. 22 Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного иска начальника ОП №4 У МВД России по г. Самаре о помещении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Самарской области на срок до 30 суток, - отказать. Передать несовершеннолетнюю ФИО1, дата года рождения законному представителю ФИО3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение десяти дней со дня вынесения решения. Решение в окончательной форме принято 14 апреля 2021 года. Судья п/п Д.Т. Асабаева Копия верна Судья Секретарь |