ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2474/2022 от 22.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

гр. дело № 2а-2474/2022

44RS0002-01-2022-002815-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» июля 2022 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Н.С. Иоффе,

при секретаре судебного заседания И.И.Мариничевой,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Костромского района Костромской области Аккуратова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Костромского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Костромского района в ходе регулярного мониторинга средств массовой информации установлено, что ряд Интернет-сайтов, доступных для российских пользователей, содержат информацию, запрещенную к распространению в соответствии с действующим законодательством.

В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлены интернет – страницы, на которых размещена информация о продаже электроудочек для вылова водных биологических ресурсов с применением электротока, а именно:

https://e109.fisher-1.ru

https://fishermanboat.ru/elektronnaya-udochka-fisher-f1000

https://momoyo.ru/m1273/p84618830

https://алазан.рф/xobbi-i-otdyx/oxota-i-rybalka/rybalka/elektroydochka-samys_i2558

Продажа, а также приобретение электроудочек способствует совершению противоправных деяний. Размещение в сети «Интернет» в свободном доступе данной информации, ответственность за которую предусмотрена административным и уголовным законодательством, является распространением запрещенной информации. Учитывая, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации нарушает единство правовой системы государства в целом, основы Конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга, доступ пользователей сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, при этом, вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и перейти на заблокированные доменные ресурсы (сайты) может любой желающий.

В административном иске административный истец просит суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указанных страницах сайтов, запрещенной к распространению в Российской Федерации, обратив решение суда к немедленному исполнению.

Представитель административного истца помощник прокурора Костромского района Костромской области Аккуратов А.С. в судебном заседании исковые требования административного иска уточнил, просил признать информацию, размещенную на интернет-ресурсах https://fishermanboat.ru/elektronnaya-udochka-fisher-f1000

https://momoyo.ru/m1273/p84618830 запрещенной к распространению в Российской Федерации, указав, что на момент рассмотрения дела указанные интернет-ресурсы находятся в открытом доступе, остальные ограничены. В остальной части требования не поддержал.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Костромской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что на момент написания отзыва интернет – ресурсы https://fishermanboat.ru/elektronnaya-udochka-fisher-f1000

https://momoyo.ru/m1273/p84618830 в Единый реестр не включены. Доступ на интернет – сайт https://e109.fisher-1.ru ограничен (см.скриншот). Информация по интернет – ресурсу https://алазан.рф/xobbi-i-otdyx/oxota-i-rybalka/rybalka/elektroydochka-samys_i2558 размещена на скриншоте.

Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.п. 5.1.7 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Костромского района обнаружены ряд Интернет-сайтов, доступных для российских пользователей, содержащие информацию, запрещенную к распространению в соответствии с действующим законодательством.

В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлены актуальные на момент рассмотрения дела интернет - страницы:

https://fishermanboat.ru/elektronnaya-udochka-fisher-f1000

https://momoyo.ru/m1273/p84618830

где размещена информация о продаже электроудочек для вылова водных биологических ресурсов с применением электротока.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконные добычу и вылов водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспорта плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.

Кроме того, статьей 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение правил регламентирующих рыболовство.

Таким образом, правовыми нормами предусмотрен запрет на использование электроудочек.

Открытый доступ к Интернет-ресурсам, на которых размещена информация о продаже электроудочек является прямым нарушением требований действующего природоохранного законодательства.

Учитывая, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации нарушает единство правовой системы государства в целом, основы Конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга, доступ пользователей сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.

Размещение информации на указанных сайтах на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru, информация о владельцах сайтов отсутствует.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, поскольку, при наличии в свободном доступе на Интернет-ресурсе по указанным выше электронным адресам указанных материалов нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, влечет создание условий и предпосылок для совершения правонарушений и преступлений, а также формирует в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения уголовных преступлений и административных правонарушений.

Таким образом, административный иск с учетом уточнения подлежит удовлетворению в полном объеме.

Поскольку замедление исполнения решения суда, являющегося основанием для ограничения доступа к сайтам, может причинить значительный ущерб публичным и частным интересам, в силу положений ст. 188, 265.5 КАС РФ суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в Единый реестр в установленном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 265.5 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Костромского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов, расположенных по адресам:

https://fishermanboat.ru/elektronnaya-udochka-fisher-f1000

https://momoyo.ru/m1273/p84618830

запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца после его изготовления в окончательной форме.

Судья Н.С.Иоффе

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2022