ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2475/2021УИД740017-01-2021-003382-86 от 02.08.2021 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело №2а-2475/2021 УИД 74RS0017-01-2021-003382-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2021 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Максимова А.Е.,

при секретаре Еникеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Златоустовского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л:

Златоустовский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просит признать информацию, размещенную на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований указал, что Златоустовской транспортной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в части соответствия квалификационным требованиям членов локомотивных бригад.

В ходе проверки осуществлён мониторинг размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, в результате которой выявлен сайт, содержащий информацию об изготовлении и сбыте поддельных документов, предоставляющих возможность трудоустройства по профессиям: помощник машиниста тепловоза, машинист тепловоза.

Указанная информация размещена по электронному адресу: <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозчик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) обязан иметь квалифицированных работников.

Согласно § 28 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 52, раздел «Железнодорожный транспорт», утверждённого приказом Минтруда России от 18.02.2013 № 68н обязательным требованием для машиниста локомотива является его профессиональная подготовка и наличие свидетельства на право управления тепловозом.

В силу п. 3.4. приказа Минтруда России от 24.07.2018 № 480н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» в качестве обязательного требования по профессии машиниста указано на необходимость профессионального образования и опыта практической работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива не менее двух лет.

Таким образом, диплом машиниста тепловоза является одним из документов, дающим право на управление железнодорожным транспортным средством - тепловозом.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).

При таком положении сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании, дающего право управления транспортным средством, за плату без прохождения соответствующего обучения и получения специальности, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов граждан прокурор считает необходимым ограничить доступ к указанным интернет-сайтам путем внесения их в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» в соответствии со ст. 15.1 ФЗ № 149. При этом, основанием для внесения указанных адресов в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент проверки данные указатели страницы сайта, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют. Размещение в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению, нарушает интересы неопределенного круга лиц (л.д. 3-6).

Прокурор Власкина М.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.

В отзыве на административное исковое заявление указал, что при проверке Управлением ДД.ММ.ГГГГ. доступности электронного адреса <данные изъяты> указанный интернет-ресурс недоступен, однако запись о внесении данного сайта в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует (л.д.14-19).

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно п.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор.

В соответствии со ст.15.1 Федерального закона РФ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из материалов дела следует, что Златоустовской транспортной прокуратурой в ходе проведенной проверки выявлен сайт, расположенный по электронному адресу https://diplomsa-web.com/kupit-diplom-pomoshnika-mashinista.html, на котором содержится информация об изготовлении и сбыте документов об образовании без прохождения заинтересованным лицом обучения и аттестации. Указанная информация находится в свободном доступе (л.д.7-10).Согласно положениям ч.ч.1,6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно- наказуемых деяний. Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.

В соответствии с частями 3,4 ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», документы об образовании и (или) о квалификации, а также документы об образовании и документы об образовании и о квалификации, выдаются лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию или государственную итоговую аттестацию.

В силу требований ч.ч.3,4 ст.59 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация проводится в отношении лиц, завершивших освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план.

Указанный порядок получения заинтересованным лицом документа об образовании является обязательным на всей территории РФ.

В соответствии со ст.ст. 2 и 12 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозчик, то есть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю), обязан иметь квалифицированных работников.

Согласно § 28 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 52, раздел «Железнодорожный транспорт», утверждённого приказом Минтруда России от 18.02.2013 № 68н обязательным требованием для машиниста локомотива является его профессиональная подготовка и наличие свидетельства на право управления локомотивом.

В силу п. 3.4. приказа Минтруда России от 24.07.2018 № 480н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» в качестве обязательного требования по профессии машиниста указано на необходимость профессионального образования и опыта практической работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива не менее двух лет.

Таким образом, диплом машиниста тепловоза является одним из документов, дающим право на управление железнодорожным транспортным средством - тепловозом.

Вместе с тем, незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.

При таких обстоятельствах сведения, размещенные по электронному адресу <данные изъяты> вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документов об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что информация, размещенная на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Тот факт, что на ДД.ММ.ГГГГ. при проведении Управлением Роскомнадзора по Челябинской области проверки интернет-ресурс https://diplomsa-web.com/kupit-diplom-pomoshnika-mashinista.html был недоступен, не влияет на выводы суда, поскольку размещение по данному электронному адресу запрещенной информации не исключает и основанием для прекращения производства по делу не является.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5).

Признание информации запрещенной имеет юридическое значение для решения вопроса о включении страницы с URL-адресом: https://diplomsa-web.com/kupit-diplom-pomoshnika-mashinista.html в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в соответствии со ст.15.1 Федерального Закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации неопределенного круга лиц, как к незаконной информации.

В соответствии с ч.3 ст.15.1 Федерального Закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ, создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Нахождение запрещенной информации в сети Интернет нарушает интересы Российской Федерации, а также интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Установление фактического владельца домена не представляется возможным, его адресом указана территория иностранного государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Златоустовского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице в сети интернет с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению путем направления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи для включения запрещенной информации в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий А.Е. Максимов