ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2476/2022 от 20.07.2022 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Копия

Дело N2а-2476/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2022 года Московский районный суд г.Калининграда в составе

председательствующего судьи Мирзоевой И.А.

при секретаре Шишкиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Московского района г.Калининграда в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению,

установил:

прокурор Московского района г.Калининграда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства об информации, информационных технологиях проведен мониторинг сети "Интернет" на предмет наличия сайтов, предоставляющих услуги доступа к информации, запрещенной на территории Российской Федерации, по результатам которого выявлен Интернет-сайт https://uslugio.com/moskva/4/propiska содержащий сведения об услуге – фиктивная постановка граждан на регистрационный учет, стоимость такой регистрации. Проверкой установлено, что на указанном Интернет-сайте содержатся сведения об оказании услуг, среди которых оформление постоянной или временной регистрации без фактического проживания в местах регистрации для целей постановки на миграционный учет, получения высокооплачиваемой работы, устройства детей в хорошую школу или детский сад, получение ипотеки или кредита, регистрации автомобиля в ГИБДД. Данный сайт также содержит информацию о стоимости фиктивной регистрации, ее условиях и способе заказа такой услуги. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний.

Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Ссылаясь на указанное, прокурор Московского района г.Калининграда просит признать информацию, размещенную на сайте https://uslugio.com/moskva/4/propiska, запрещенной к распространению в Российской Федерации. В целях ограничения доступа к указанным сайтам, просит вступившее в законную силу решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для внесения в единую систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В судебном заседании пом.прокурора Московского района г.Калининграда Леухина Н.С. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просит его удовлетворить. Указала, что сайт https://uslugio.com/moskva/4/propiska является действующим на сегодняшний день. На сайте Роскомнадзора отсутствуют сведения об ограничении доступа к данному сайту.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Калининградской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще.

Выслушав пояснения пом.прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 265.1 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон N149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона N149-ФЗ).

Частью 6 статьи 10 названного федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Закона N149-ФЗ).

Из материалов дела установлено, что в ходе проверки Интернет-ресурсов прокуратурой Московского района г.Калининграда был выявлен сайт https://uslugio.com/moskva/4/propiska, содержащий сведения об услуге – фиктивная постановка граждан на регистрационный учет, стоимость такой регистрации.

В соответствии со ст.4 Закона РФ от 18.07.2006г. N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется в целях: создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

Согласно ст. 15 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.

Согласно статье 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статьям 5, 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что вход на указанную страницу сайта свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с их содержанием, скопировать и распространить материалы в электронном виде может любой интернет пользователь. Ограничения на передачу информации, копирование и распространение отсутствуют. На указанной странице предоставлена информация об оказании услуг, среди которых оформление постоянной или временной регистрации без фактического проживания в местах регистрации для целей постановки на миграционный учет, получения высокооплачиваемой работы, устройства детей в хорошую школу или детский сад, получение ипотеки или кредита, регистрации автомобиля в ГИБДД. Данный сайт также содержит информацию о стоимости фиктивной регистрации, ее условиях и способе заказа такой услуги.

Указанные сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости фиктивной регистрации, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения. Информация данного сайта побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений, и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату временной или постоянной регистрации противоречит требованиям миграционного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц.

Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации в реестр включается решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Учитывая законодательный запрет на использование средств массовой информации в целях распространения информации, нарушающей требования ФЗ "О средствах массовой информации", а также исходя из того, что размещенная в сети Интернет на сайте https://uslugio.com/moskva/4/propiska информация о фиктивной постановке граждан на регистрационный учет, стоимость такой регистрации способствует совершению преступлений и правонарушений, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, административный иск прокурора Московского района г.Калининграда подлежит удовлетворению, и доступ к указанным ресурсам должен быть ограничен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Московского района г.Калининграда в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайте https://uslugio.com/moskva/4/propiska запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения в Единую систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2022 года.

Судья: подпись:

Копия верна:

Судья Московского районного суда

г.Калининграда И.А. Мирзоева

Секретарь судебного заседания Е.А.Шишкина