ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2477/15 от 14.12.2015 Северского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-2477/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская 14 декабря 2015 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующей Безугловой Н.А.

с участием заместителя прокурора Северского района Шумовского А.В.,

при секретаре Остапенко М.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по административному исковому заявлению прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калужского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Калужского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения действующего законодательства. В обоснование заявленных требований сослался на то, что прокуратурой Северского района в соответствии со ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства за исполнением законодательства об организации предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления, в том числе в части осуществления возложенных на них полномочий по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, через муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Северский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ) в результате которой установлены факты ненадлежащего исполнения вышеуказанного законодательства в администрацией Калужского сельского поселения. Ранее в 2014 году прокуратурой района проводилась проверка исполнения органами власти и местного самоуправления законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе своевременной реализации утвержденных планов перехода на предоставление услуг в электронной форме и через многофункциональные центры, по результатам которой прокурором района главе администрации Калужского сельского поселения Северского района внесено представление об устранении нарушений законодательства при предоставлении муниципальных услуг. В представлении указывалось, что в нарушение требований закона завершение регламентации оказания муниципальных и государственных услуг в электронном виде, полный переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в Азовском сельском поселении не осуществлен, требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме не соблюдаются, предоставление результатов муниципальных услуг в электронной форме не осуществляется, предварительная запись в электронном виде не возможна, взаимодействие муниципального органа с другими органами путем направления в электронном виде межведомственных запросов с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия не производится, получить в электронном виде он-лайн консультацию или ответ на письменное обращение невозможно, не заключены соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг с МФЦ, так как работа в данном направлении не организована надлежащим образом. По результатам рассмотрения представление прокурора удовлетворено. В ответе на представление администрация Калужского сельского поселения пояснила, что администрацией принимаются меры к устранению выявленных нарушений. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что несмотря на обозначенные Президентом Российской Федерации в качестве приоритетных задач по повышению качества и доступности муниципальных услуг, в том числе, путем перехода на их предоставление в электронной форме, упрощение процедур взаимодействия с органами (организациями), предоставляющими услуги, ситуация в рассматриваемой сфере правоотношений продолжает оставаться неблагоприятной. Проверкой также установлено, что администрацией Калужского сельского поселения не заключены соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере земельного законодательства с МФЦ. Вместе с тем, Государственное автономное учреждение Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» (далее - ГАУ КК «МФЦ КК») создано в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.07.2013 № 590-р. Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.11.2013 № 897-р ГАУ КК «МФЦ КК» определен уполномоченным органом на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае. Приказом Департамента информатизации и связи Краснодарского края №73 от 23.04.2015 утвержден типовой (рекомендуемый) перечень муниципальных услуг, представление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края (далее - Перечень). В Перечень включены услуги, относящиеся к компетенции администрации Калужского сельского поселения, представление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах. Однако администрацией Калужского сельского поселения не оказывается ни одной услуги из Перечня через МФЦ, в том числе, услуга по предоставлению земельных участков, гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, поскольку администрацией не заключено соглашение о взаимодействии с ГАУ КК «МФЦ КК», чем нарушен п. 1 постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Для решения вопроса о предоставлении муниципальных услуг в электронной форме, через МФЦ законодателем предоставлялось достаточное время. Однако администрацией проявлено бездействие, нарушающее права неопределённого круга получателей муниципальных услуг. На основании изложенного, прокурор Северского района обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие администрации Калужского сельского поселения Северского района, выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг (функций) в электронном виде. Признать незаконным бездействие администрации Калужского сельского поселения Северского района, выразившееся в непринятии всех надлежащих мер по заключению с Государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Обязать администрацию Калужского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в полном объеме, а именно: обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг полностью в электронной форме. Обязать администрацию Калужского сельского поселения Северского района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить на федеральном портале государственных и муниципальных услуг информацию о муниципальных услугах, оказываемых администрацией Калужского сельского поселения Северского района, в том числе в сфере земельных правоотношений. Обязать администрацию Калужского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в полном объеме, заключить с Государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» соглашение о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

Представитель администрации Калужского сельского поселения в судебном заседании признал заявленные исковые требования в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации.

Пунктом «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от 13.04.2010 №460 (ред. от 13.03.2012), одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.

С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон № 210-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

В соответствии с п.п. 1-3, п.5 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст.6 закона № 210-ФЗ).

Федеральным законодателем предоставлен значительный срок для обеспечения реализации требований Закона № 210-ФЗ.

Так, согласно ч.ч. 1.3,4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.

Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Государственное автономное учреждение Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» (далее - ГАУ КК «МФЦ КК») создано в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.07.2013 № 590-р.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.11.2013 № 897-р ГАУ КК «МФЦ КК» определен уполномоченным органом на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае.

Приказом Департамента информатизации и связи Краснодарского края №73 от 23.04.2015 утвержден типовой (рекомендуемый) перечень муниципальных услуг, представление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края (далее - Перечень).

В Перечень включены услуги, относящиеся к компетенции администрации Калужского сельского поселения, представление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах.

Прокуратурой Северского района в соответствии со ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства за исполнением законодательства об организации предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления, в том числе в части осуществления возложенных на них полномочий по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, через муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Северский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ) и установлены факты ненадлежащего исполнения вышеуказанного законодательства в администрацией Калужского сельского поселения.

Ранее, в 2014 году, прокуратурой района проводилась проверка исполнения органами власти и местного самоуправления законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе своевременной реализации утвержденных планов перехода на предоставление услуг в электронной форме и через многофункциональные центры, по результатам которой прокурором района главе администрации Калужского сельского поселения Северского района внесено представление об устранении нарушений законодательства при предоставлении муниципальных услуг.

В представлении указывалось, что в нарушение требований закона завершение регламентации оказания муниципальных и государственных услуг в электронном виде, полный переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в Азовском сельском поселении не осуществлен, требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме не соблюдаются, предоставление результатов муниципальных услуг в электронной форме не осуществляется, предварительная запись в электронном виде не возможна, взаимодействие муниципального органа с другими органами путем направления в электронном виде межведомственных запросов с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия не производится, получить в электронном виде он-лайн консультацию или ответ на письменное обращение невозможно, не заключены соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг с МФЦ, так как работа в данном направлении не организована надлежащим образом.

По результатам рассмотрения представление прокурора удовлетворено. В ответе на представление администрация Калужского сельского поселения пояснила, что администрацией принимаются меры к устранению выявленных нарушений.

Вместе с тем, администрацией Калужского сельского поселения Северского района до настоящего времени не приняты исчерпывающие меры по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме.

В нарушение требований ст. 10 Закона №210-ФЗ, до настоящего времени муниципальные услуги в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг, не оказываются.

На федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru) отсутствует какая-либо информация об услугах, предоставляемых администрацией Калужского сельского поселения Северского района, отсутствуют сведения о функциях администраций, о подведомственных им организациях, территориальных органах. Система межведомственного взаимодействия при предоставлении публичных услуг в электронном виде не функционирует.

Таким образом, администрацией поселения не выполнены требования ст. 6 Закона № 210-ФЗ, а также установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N1993-p «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», постановлением главы администрации края от 16.06.2010 № 485 «О переходе к предоставлению в электронном виде государственных услуг органами исполнительной власти Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края» в части обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www, gosuslugi. ru), региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru). \

В нарушение сроков, установленных распоряжением Правительства РФ от 17.02.2009 № 1993-р, до настоящего времени администрацией Калужского сельского поселения Северского района не осуществлен перевод первоочередных услуг в электронный формат, обеспечивающий возможность заявителей в целях получения услуг предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала, а также осуществлять мониторинг хода предоставления услуги.

В таких условиях, при сохранении текущей динамики установленные Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» показатели, в частности повышение к 2018 году до 70 процентов доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, недостижимы.

Одной из причин указанного является игнорирование администрацией Калужского сельского поселения Северского района обязанности по выполнению в установленный срок по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.

В судебном заседании также установлено, что администрацией Калужского сельского поселения не заключены соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере земельного законодательства с МФЦ.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, проведенной прокуратурой Северского района и не оспариваются представителем администрации Калужского сельского поселения в судебном заседании.

Таким образом администрацией Калужского сельского поселения до настоящего времени не оказывается ни одной услуги из Перечня через МФЦ, в том числе, услуга по предоставлению земельных участков, гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, поскольку администрацией не заключено соглашение о взаимодействии с ГАУ КК «МФЦ КК», что свидетельствует о том, что администрацией проявлено бездействие, нарушающее права неопределённого круга получателей муниципальных услуг. Указанные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Из вышеизложенного следует, что админ6истративное исковое заявление прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калужского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения действующего законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Калужского сельского поселения Северского района, выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг (функций) в электронном виде.

Признать незаконным бездействие администрации Калужского сельского поселения Северского района, выразившееся в непринятии всех надлежащих мер по заключению с Государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Обязать администрацию Калужского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в полном объеме, а именно: обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг полностью в электронной форме.

Обязать администрацию Калужского сельского поселения Северского района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить на федеральном портале государственных и муниципальных услуг информацию о муниципальных услугах, оказываемых администрацией Калужского сельского поселения Северского района, в том числе в сфере земельных правоотношений.

Обязать администрацию Калужского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в полном объеме, заключить с Государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» соглашение о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.

Судья Безуглова Н.А.