ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2478/19 от 08.10.2019 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2019 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи С.А. Юлбарисовой,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Первомайского района города Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

В Советский районный суд г. Владивостока поступило вышеназванное административное исковое заявление и.о. прокурора Первомайского района г. Владивостока, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее в том числе – Управление Роскомнадзора по Приморскому краю), в обоснование которого указано следующее. Прокуратурой Первомайского района г. Владивостока проведена проверка по вопросу размещения в сети «Интернет» информации о приборах учета, искажающих данные электрической энергии. В ходе мониторинга сети «Интернет» установлено, что на интернет-странице с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html, размещена реклама приборов для экономии электроэнергии, представлены их характеристики, разновидности, размещены фотографии и цены, также изложена информация о возможности их приобретения с целью уменьшения показаний электроэнергии. Данная информация представлена в свободном доступе, дополнительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием интернет-страницы может любой интернет-пользователь. Также предусмотрена связь с потенциальным покупателем. Установка вышеназванных устройств потребителем приводит к самовольному, безучетному использованию электроэнергии и неоплате фактически использованного энергоресурса, что является противоправным деянием, за которое статьей 7.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Использование прибора для экономии электроэнергии позволяет потребителю коммунальных услуг искажать показания приборов учета и, как следствие, не оплачивать часть фактически потребленных коммунальных ресурсов. В то же время такой неучтенный индивидуальным прибором потребленный ресурс учитывается общедомовыми приборами учета, что влечет за собой возложение бремени по его оплате на собственников помещений многоквартирного дома. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, наносит вред нравственности граждан. Таким образом, доступ к интернет-странице, на которой размещен вышеуказанный информационный материал, должен быть закрыт. На основании изложенного, со ссылками на положения Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Административный истец в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом (л.д. 29). В административном иске ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д. 5). Также посредством телефонограммы помощник прокурора Первомайского района г. Владивостока просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца (л.д. 37).

Представитель административного ответчика в судебное заседание также не явился. О месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом (л.д. 29), ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (оборот л.д. 35).

При этом представителем административного ответчика представлены письменные возражения на административный иск, в которых отражено следующее. Управление Роскомнадзора по Приморскому краю не может быть административным ответчиком по делу, поскольку не является владельцем указанного в заявлении сайта. Надлежащим административным ответчиком по данному делу будет являться владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, а при невозможности его установить – хостинг-провайдер. Роскомнадзор не наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в сети «Интернет» в целях поиска и выявления противоправной информации. Роскомнадзор не является распространителем указанной в административном иске информации, не обрабатывает ее, не хранит, не предоставляет вычислительные мощности владельцу ресурса. Управление Роскомнадзора по Приморскому краю по данному делу должно иметь процессуальный статус заинтересованного лица. В то же время Управление Роскомнадзора по Приморскому краю полагает возможным признание указанной в административном иске информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (л.д. 34-35).

Поскольку все лица, участвующие в деле (их представители), надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд, в силу положений пункта 4 статьи 291, части 7 статьи 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из содержания представленного в материалы дела акта проверки (осмотра информации, размещенной на сайте) от 25.06.2019, составленного помощником прокурора Первомайского района г. Владивостока, в ходе проверки исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере установлено наличие доступа к интернет-странице с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html, на которой размещена информация о возможности приобретения в России, в том числе в г. Владивостоке, устройства для экономии электроэнергии. Информация содержит доводы, побуждающие граждан приобрести устройство, позволяющее искажать данные электрической энергии. На интернет-странице размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по приобретению прибора, представлены его характеристики, способ действия; предлагается доставка во все регионы России. Сведения, размещенные на указанной интернет-странице, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования устройства, искажающего показатели электрической энергии, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и преступлений и способствуют их совершению (л.д. 7).

В дополнение к названному акту административным истцом представлены соответствующие скриншоты интернет-страницы с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html (л.д. 9-11).

Согласно ответу УМВД России по г. Владивостоку в ходе проведенных ОРМ установлено, что сайт в сети «Интернет» с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru, расположен на IP-адресе: <данные изъяты>, принадлежащем провайдеру <данные изъяты>, Украина, который не входит в юрисдикцию правоохранительных органов Российской Федерации, в связи с чем установить лицо, разместившее объявление по вышеуказанному адресу, не представляется возможным (л.д. 22-23).

В своем ответе №8063-01/25 Управление Роскомнадзора по Приморскому краю сообщило административному истцу о том, что по состоянию на 14.06.2019 интернет-страница, входящая в состав сайта с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru, не внесена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (л.д. 16-18).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон о защите информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 9 Закона о защите информации определено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 Закона о защите информации).

В силу частей 1, 5 статьи 15 Закона о защите информации на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

Частью 2 статьи 15.1 Закона о защите информации установлено, что в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По смыслу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, может являться решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101, при получении вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной Роскомнадзор обеспечивает исполнение такого судебного решения путем внесения в реестр соответствующих сведений.

Оценивая изложенные в обоснование административного иска доводы, суд учитывает следующее.

В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

По смыслу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утвержденными приказом Минпромторга России от 21.01.2011 №57, установлено, что электросчетчик должен обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Часть 1 статьи 7.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В то же время судом принимается во внимание следующее.

Действующее законодательство, запрещая безучетное потребление электрической энергии и предусматривая административную ответственность за совершение данного деяния, вместе с тем не содержит норм, которые бы запрещали распространение информации о способах и методах искажения данных учета потребления коммунальных ресурсов, приборах, позволяющих осуществить указанные действия, а также предусматривали бы ответственность за распространение такой информации.

То есть, за распространение информации, подобной той, что содержится на интернет-странице с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html, уголовная или административная ответственность не предусмотрена, данная информация не направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, что, в соответствии с критериями, установленными частью 6 статьи 10 Закона о защите информации, не позволяет признать такую информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный иск обоснован, в частности, суждением заявителя о том, что информация, размещенная на интернет-странице с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования устройства, искажающего показатели электрической энергии, побуждает неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и преступлений и способствуют их совершению, наносит вред нравственности граждан.

Вместе с тем в противоречие приведенным выше положениям части 1 статьи 62 КАС РФ и.о. прокурора Первомайского района г. Владивостока не представлено заключение специалиста, обладающего необходимой квалификацией, позволяющее установить соответствующие характеристики опубликованной на вышеуказанной интернет-странице информации.

Суд не наделен специальными познаниями в области филологии, лингвистики, психологии и др. для того, чтобы признать приведенные выше доводы административного истца обоснованными.

Кроме того, из буквального толкования размещенного на вышеназванной интернет-странице текста напрямую не следует, что использование устройства, о котором идет речь, приведет не просто к экономии потребляемой электрической энергии, но и к искажению показаний прибора учета такой энергии, их занижению.

Указывая на то, что на интернет-странице с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html, содержится информация о возможности приобретения устройства, именно искажающего показания прибора учета электрической энергии, административный истец вместе с тем не представляет соответствующее заключение специалиста, обладающего необходимыми техническими познаниями, из содержания которого следовало бы, что использование энергосберегающего прибора, описанного на вышеназванной интернет-странице, повлечет за собой в том числе искажение показаний электросчетчика в сторону их уменьшения.

Изложенное не позволяет суду сделать однозначный вывод о необходимости безусловного ограничения доступа к информации, содержащейся на интернет-странице с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html, а также о том, что без установления такого ограничения будут нарушены основы конституционного строя, нравственности, здоровья, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Также суд считает необходимым указать следующее.

Из содержания скриншотов интернет-страницы с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html (л.д. 9-11), усматривается, что опубликованная на нем информация может быть квалифицирована в качестве рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статья 7 Закона о рекламе содержит перечень товаров, реклама которых не допускается. В данной статье отсутствует указание на товары, предназначенные для искажения данных учета потребления коммунальных ресурсов.

В то же время, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна, в частности, побуждать к совершению противоправных действий.

По смыслу части 1 статьи 33 Закона о рекламе государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляет антимонопольный орган.

Соответствующие Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508.

В силу пункта 2 названных Правил дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе возбуждаются и рассматриваются, в частности, по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольным органом, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) (Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331).

Следовательно, квалификация опубликованной информации на интернет-странице с URL-адресом: https://vladivostok.tiu.ru/p144852534-pribor-dlya-ekonomii.html, в частности, установление того обстоятельства, побуждает ли данная информация к совершению противоправных действий, могла быть осуществлена ФАС России. Однако сведений о том, что прокурор, установив наличие на вышеназванной интернет-странице информации, отвечающей критериям рекламы и побуждающей, по его мнению, к совершению противоправных действий, обращался в рамках предоставленных ему полномочий в территориальный орган ФАС России с соответствующим заявлением, суду не представлено.

Таким образом, суд не может признать доводы административного иска обоснованными.

Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленное и.о. прокурора Первомайского района г. Владивостока требование не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 265.5, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Первомайского района города Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии.

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2019.

Судья С.А. Юлбарисова