РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Тазовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Маркман О.М., с участием зам.прокурора <адрес> Власова В.А., при секретаре Сидилевой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-247/2018 по административному иску ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии <адрес>, ФИО2 об отмене регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, кандидат на должность Главы муниципального образования <адрес>, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на нарушение кандидатом на должность Главы муниципального образования <адрес> ФИО2 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее- Закон № 67-ФЗ). Указывает, что ФИО2 в ходе предвыборной агитации использовал свое служебное положение, в районных средствах массовой информации систематически размещались его интервью, материалы о нем, фотографии. Проведенная Территориальной избирательной комиссией <адрес> (далее -ТИК) по данным фактам по его заявлению проверка являлась неполной, необъективной.
Просит отменить регистрацию кандидата на должность Главы муниципального образования <адрес> ФИО2 и обязать ТИК провести проверку по изложенным им фактам, дать правовую оценку действиям ФИО2 и остальных лиц.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес> ЯНАО ФИО3, действующий по доверенности, поддержал доводы, изложенные в письменном возражении, указав, что в своем интервью общественно-политической газете «Советское Заполярье» временно исполняющий полномочия Главы муниципального образования <адрес> ФИО2 в статье «Предстоит большая работа» осветил актуальные вопросы в сфере проблем, связанных с развитием муниципалитета, а также необходимости качественного выполнения поставленных задач. Просил в удовлетворении требований административного иска отказать.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес> ЯНАО ФИО6, председатель ТИК, поддержала доводы представителя административного ответчика ФИО7
Административный соответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного соответчика ФИО8, действующий по доверенности, в судебном заседании требования административного иска не признал, пояснил, что анализ статьи «Предстоит большая работа» и аналогичное опубликование на Интернет сайте «советскоезаполярье.рф» указывает на исключительно информационный характер, не влечет за собой призывов к голосованию за конкретного кандидата. Указанные материалы являлись описанием событий более ранних, предшествовавших регистрации кандидата и не могут быть расценены как использование ФИО2 преимуществ своего должностного положения.
Выслушав участников процесса, свидетеля, мнение зам. прокурора Власова В.А., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пп.4 ст. 2 Закона № 67-ФЗ предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него.
Частью 1 статьи 49 Закона № 67-ФЗ определено, что агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов.
В силу п.1 ст. 40 Закона № 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Судом установлено, что ФИО2 распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№л/с назначен на должность первого заместителя главы <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 назначен временно исполняющим полномочия Главы муниципального образования <адрес> до вступления в должность лица, избранного Главой муниципального образования <адрес>.
Согласно ст. 35 Устава муниципального образования <адрес> на Главу возложены обязанности по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>; официальное представительство муниципального образования <адрес> в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями; обеспечение в пределах своей компетенции выполнение решений Районной Думы, собственных правовых актов на территории района.
Далее установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 18:01 решением ТИК ФИО2 зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования <адрес>, выдвинутого местным отделением партии «Единая Россия».
Административный истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 17:58 решением ТИК зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования <адрес> в порядке самовыдвижения.
В соответствии с пп. «в» п.7 ст. 76 Закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в п.5 ст. 40 Закона № 67-ФЗ названного федерального закона, а именно:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда
В пп. «а», «г» и «е» п. 2 ст. 48 Закона № 67-ФЗ определено, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.
ДД.ММ.ГГГГ в общественно-политической газете <адрес> «Советское Заполярье» № (8854) опубликовано интервью с временно исполняющим полномочия Главы муниципального образования <адрес>, тема статьи «Предстоит большая работа».
Заявляя требование об отмене регистрации кандидата ФИО2 административный истец ссылается на нарушение Закона № 67-ФЗ, а именно на неоднократное использование им в период с 14 июля по ДД.ММ.ГГГГ преимуществ своего служебного положения.
Так, считает, что статья содержит предвыборную программу ФИО2, ее публикация осуществлена за счет материальных и людских ресурсов муниципального образования. Три раза содержание статьи размещалось на Интернет-сайте газеты «советскоезаполярье.рф».
Между тем, из анализа статьи «Предстоит большая работа», на которую ссылается административный истец в иске, ее прочтения и восприятия, суд не усматривает признаков предвыборной агитации, а также совершение ФИО2 действий, указывающих на использование им своего служебного и должностного положения.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 36 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.
При этом следует учитывать, что основанием для отмены регистрации кандидата может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения.
Приведенная публикация в общественно-политической газете <адрес> «Советское Заполярье» и аналогичное по содержанию размещение в электронной версии на Интернет-сайте «советскоезаполярье.рф» являются информационными сообщениями средств массовой информации, носящими характер новостей о происходящих значимых событиях в <адрес>. Вопросы жилья и благоустройства являются приоритетными направлениями деятельности любого муниципального образования, на что ориентированы главами субъектов. Задачи по строительству социально значимых объектов определены ранее. Иные ответы ФИО2 также лежат в плоскости его полномочий как временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования <адрес>. Освещение им вопросов по поселениям, проблемах в них, встречи с местными жителями, носят информационный характер.
Не содержат публикация прямого или косвенного упоминания о предстоящих выборах и участии в указанных выборах ФИО2 в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования <адрес>.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что ФИО2 не являлся инициатором спорных публикаций, что подтверждается доказательствами.
Так, в судебном заседании директор МБУ «СМИ <адрес>» ФИО9 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ по инициативе средств массовой информации интервьюровала временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования <адрес> ФИО2 Целью интервью было информирование населения о деятельности органов местного самоуправления, интересовали взгляды ФИО2 на развитие района в целом, его впечатления о районе, с учетом того, что за период исполнения полномочий главы района с середины июня 2018 года он посетил все поселения района. Статья с интервью опубликована ДД.ММ.ГГГГ, и не несла цель агитационных призывов за кандидата ФИО2
Оснований полагать, на чем настаивает административный истец, что публикация статьи в общественно-политической газете «Советское Заполярье» и в ее электронной версии носила характер агитации ФИО2 как кандидата, с учетом его должностного положения на тот момент и то, что учредителем МБУ «СМИ <адрес>» является <адрес>, у суда не имеется.
Так, следует отметить, что общественно-политическая газета «Советское Заполярье» (МБУ СМИ «<адрес>) является единственным печатным изданием на территории <адрес>.
Как пояснила ФИО9, согласно Уставу МБУ «СМИ <адрес>» одно из основных направлений учреждения - освещение деятельности органов местного самоуправления.
То обстоятельство, что <адрес> является учредителем МБУ «СМИ <адрес>» безусловно не может свидетельствовать об использовании ФИО2 в целях агитации своего должностного положения–временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования, информационных ресурсов учреждения.
Учитывая, что судом не установлено в опубликованной статье «Предстоит большая работа» признаков агитации кандидата ФИО2, целью интервью было информирование населения о деятельности органов местного самоуправления, а не конкретного должностного лица, что предусмотрено ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ « О средствах массовой информации», соответственно не усматривает оснований для выводов об использовании ФИО2 своего служебного положения для целей предвыборной агитации.
На иные публикации, которые могли быть предметом рассмотрения судом, а также нарушения Закона № 67-ФЗ административный истец в иске не указывает.
Не может служить критерием определения неоднократности опубликование одного и того же материала в одном средстве массовой информации.
Таким образом, поскольку судом неоднократного использования кандидатом преимуществ должностного или служебного положения кандидатом на должность Главы муниципального образования <адрес> в период агитации не установлено, оснований для отмены его регистрации, нет.
Пунктами 3 и 4 статьи 20 Закона № 67-ФЗ установлено, что избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в установленные законом сроки.
Спорная статья «Предстоит большая работа» также являлась предметом проверки ТИК.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3, проверены факты, изложенные кандидатом ФИО1, заслушаны заинтересованные лица, и принято мотивированное решение.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, референдумов от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого следует: на заседании поставленная на повестку дня жалоба кандидата ФИО1 рассмотрена, приведено принятое коллегиальным органом решение об отсутствии признаков предвыборной агитации в размещенных материалах.
В связи с этим у суда нет оснований для выводов о несоблюдении ФИО2 и ТИК требований избирательного законодательства. Соответственно не установлено нарушений избирательных прав ФИО1
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 243-244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии <адрес>, ФИО2 об отмене регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования <адрес>- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда ЯНАО через Тазовский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья подпись
Копия верна:
Судья О.М. Маркман
Секретарь В.Ю. Сидилева