Дело №2а-247/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижний Ломов 03 июля 2017 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Богдановой О.А.,
с участием заместителя прокурора Карташовой Т.Е.,
при секретаре Евтеевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нижнеломовского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц, о признании информации о реализации дубликатов алкоголя и сигарет, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте http://supersriet.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
Установил:
Нижнеломовский межрайонный прокурор Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц, о признании информации о реализации дубликатов алкоголя и сигарет, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте http://supersriet.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указав, что Нижнеломовской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних выявлен Интернет-ресурс http://supersriet.com, на котором содержится информация о реализации в свободном доступе дубликатов алкогольной и табачной продукции. Статьями 14.2, 14.15, 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил торговли алкоголем. По мнению истца, заключая договор купли-продажи товаров (алкогольной и табачной продукции) дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющих личность. Кроме того, на указанном сайте отсутствует информация о наличии лицензии у продавца алкогольной продукции, несмотря на то, что статья 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусматривает обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции. Предоставление возможности доступа к данной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети интернет, фактически является распространением запрещённой информации. Размещённая информация на сайте http://supersriet.com направлена на неопределённый круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям для ведения деятельности по реализации алкогольной и табачной продукции, а также побуждает неопределённый круг лиц к нарушению законодательства, регулирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, приобретение алкоголя и табачной продукции дистанционным способом ставит под угрозу жизнь и здоровье конечного потребителя данной продукции, поскольку проверить его качество и соответствие требованиям безопасности невозможно. Просит признать информацию о реализации дубликатов алкоголя и сигарет, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте http://supersriet.com, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании административный истец - прокурор Карташова Т.Е. административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще. О причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1,3 ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правоотношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одни лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления.
Согласно п. 4 ст. 5 указанного Закона информация в зависимости от порядка её предоставления или распространения подразделяется на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даны основные понятия, используемые в указанном законе.
Так, информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 5 ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228.
В п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Таким образом, по смыслу вышеприведённой нормы, сайт в сети «Интернет» представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нём информационных материалов, распространяемой посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года №612 под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (п. 5 Правил).
Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.
Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании (п. 12 Правил).
Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (п. 20 Правил).
Подпунктом 11 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в п. 3 и п. 6 настоящей статьи, не допускаются, в том числе и несовершеннолетним.
Статьями 14.2, 14.15, 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил торговли алкоголем.
Статья 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусматривает обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Согласно ст. 26 указанного Закона не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности её производства и оборота.
В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года №55, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Во исполнение ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый центр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено законом.
Согласно указанным Правилам создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, основаниями для включения в единый реестр доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти либо вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией (п.п. 2,5).
Как установлено судом и подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой помощником Нижнеломовского межрайонного прокурора ФИО1, и скриншотом интернет страницы http://supersriet.com в международной компьютерной сети «Интернет» выявлен сайт, расположенный по адресу: http://supersriet.com, где пользователям предоставляется информация о возможности приобретения в свободном доступе дубликатов алкоголя и сигарет.
При этом, указанный сайт не внесён в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», сведений о вступившем в законную силу решении суда о признании информации, содержащейся на странице Интернет-сайта http://supersriet.com, запрещённой, не имеется.
Кроме того, на вышеуказанной странице отсутствуют сведения о получении лицензии, а также не указана информация о реализации указанной продукции конкретным лицом - юридическим или индивидуальным предпринимателем.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что заключая договор купли-продажи товаров (алкогольной и табачной продукции) дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющих личность, предоставление возможности доступа к данной информации фактически является распространением запрещённой информации, а размещённая информация на сайте http://supersriet.com направлена на неопределённый круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям для ведения деятельности по реализации алкогольной и табачной продукции, а также побуждает неопределённый круг лиц к нарушению законодательства, регулирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, приобретение алкоголя и табачной продукции дистанционным способом ставит под угрозу жизнь и здоровье конечного потребителя данной продукции, поскольку проверить его качество и соответствие требованиям безопасности невозможно, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Административные исковые требования Нижнеломовского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать информацию о реализации дубликатов алкоголя и сигарет, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте http://supersriet.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, а прокурором принесено апелляционное представление в Пензенский областной суд через районный суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Богданова
Решение в окончательной форме принято 04 июля 2017 года.
Судья О.А. Богданова