УИД 35RS0004-01-2021-000724-24 Адм. дело №2а-247/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2021 г. г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Михеева Н.С.,
при секретаре Войновой А.И.,
с участием представителя административного истца прокуратуры Белозерского района Вологодской области Попова К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Белозерского района Вологодской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области, администрации города Белозерска Вологодской области, Правительству Вологодской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по соблюдению законодательства при осуществлении эксплуатации газового оборудования,
УСТАНОВИЛ:
В собственности администрации города Белозерска Вологодской области находится ряд производственных объектов в виде резервуарных установок, включающих в себя газорегуляторные установки сжиженного газа, расположенные на территории города Белозерска. Указанные установки предназначены для обеспечения жителей многоквартирных благоустроенных жилых домов сжиженным газом для бытовых нужд. Гарантирующая ресурсоснабжающая организация на 2021 г. на территории Белозерского района не определена.
Прокурор Белозерского района Вологодской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Белозерского муниципального района Вологодской области и администрации города Белозерска Вологодской области по реализации полномочий, направленных на организацию газоснабжения населения Белозерского района; о возложении на них обязанности провести мероприятия, направленные на определение (подбор) уполномоченной газоснабжающей организации – поставщика газа с предложениями об объемах поставляемого газа и определения её в качестве гарантирующей организации; о возложении на Правительство Вологодской области обязанности определить уполномоченную газоснабжающую организацию на территории Белозерского района на 2021 и 2022 годы.
В обоснование административного иска прокурор указал, что в силу действующего законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по подбору газоснабжающей организации в пределах муниципального образования. Ответчиками, обладающими сведениями о возможном срыве поставок газа, работа по определению (подбору) уполномоченной газоснабжающей организации (поставщика газа) не проведена, соответствующая информация в органы государственной власти Вологодской области не направлялась. Данная ситуация может привести к прекращению поставки газа и нарушению прав граждан на бесперебойное получение коммунальной услуги газоснабжения.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Белозерского района Вологодской области Попов К.И. заявленные административные исковые требования поддержал. Дополнительно суду пояснил, что до 2021 г. Правительством Вологодской области, в пределах возложенных на него полномочий, ежегодно на основании информации органов местного самоуправления определялась уполномоченная организация газоснабжения на территории области. Несмотря на то, что законодательное регулирование данного вопроса не изменилось, на 2021 год данная организация не определена, что нарушает права граждан потребителей газа на территории района.
Представители административных ответчиков администрации Белозерского муниципального района, администрации города Белозерска, Правительства Вологодской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения административного дела уведомлены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В возражениях на административный иск представитель администрации Белозерского муниципального района указал, что административные исковые требования прокурора не признает. Возложенные законом на администрацию района полномочия в области газоснабжения населения осуществляются органами местного самоуправления в полном объеме. Производится взаимодействие с уполномоченной газоснабжающей организацией по предоставлению сведений по объемам поставляемого газа на территорию района. Полномочия органов местного самоуправления по подбору организации – поставщика газа с предложениями об объемах поставляемого газа действующим законодательством не предусмотрено. Процедура подбора такой организации не установлена. Незаконное бездействие органов местного самоуправления отсутствует. Просил в удовлетворении административных исковых требований к администрации Белозерского муниципального района отказать.
Представитель администрации города Белозерска в возражениях на административный иск указал, что административные исковые требования прокурора не признает. Возложенные законодательством обязанности по газоснабжению населения администрацией города Белозерска выполняются. Ежегодно заключаются муниципальные контракты на техническое обслуживание, ремонт газового оборудования и аварийно-диспетчерского обеспечения групповых резервуарных установок, расположенных на территории города Белозерска, а также на выполнение работ по организации проведения технического диагностирования и освидетельствования данных ГРУ. Иными полномочиями в сфере газоснабжения органы местного самоуправления законодательством не наделены. Администрацией Белозерского муниципального районы были направлены письма газоснабжающим организациям с просьбой рассмотрения возможности осуществления поставок сжиженного углеводородного газа населению для коммунально-бытовых нужд в ГРУ, расположенных на территории города Белозерска в 2021, 2022 г.г. по ценам, которые будут установлены регулирующим органом. Поступил один положительный ответ. Таким образом, администрацией поселения приняты все меры, предусмотренные законодательством по реализации полномочий в сфере газоснабжения. Просил в удовлетворении административного иска прокурора к администрации города Белозерска отказать.
Представитель Правительства Вологодской области в отзыве на административный иск указал, что согласно действующему законодательству реализация населению сжиженного газа для бытовых нужд осуществляется организациями, для которых органом исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установлены розничные цены на сжиженный газ. Розничные цены устанавливаются регулирующим органом для любых организаций, имеющих намерение осуществлять данную деятельность. Права уполномоченных газораспределительных организаций подлежат подтверждению правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации не реже одного раза в год. Организация газоснабжения муниципальных образований, населения отнесена к вопросам местного значения муниципальных образований. Постановления Правительством области о поставках сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения области принимались при наличии обращения от организации - поставщика, а также предложений от администрации муниципального района, на территории которого организация обязуется обеспечить стабильные поставки сжиженного газа в объемах, заявленных администрацией муниципального района, и согласованных потенциальной организацией-поставщиком. В связи с отсутствием таких предложений, уполномоченная организация по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на 2021 г. Правительством Вологодской области не определялась. Определение органами государственной власти субъектов РФ полномочных газоснабжающих организаций, а также установление особенностей тарифного (ценового) регулирования в отношении таких организаций не предусмотрены законодательством.
Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, приняв во внимание доводы возражений и отзывов административных ответчиков, изучив материалы административного дела, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения административных исковых требований прокурора Белозерского района по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 ст.15 того же Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация газоснабжения на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ. Как установлено в ст.7 данного Федерального закона, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В статье 2 данного Федерального закона определено понятие поставщика (газоснабжающей организации) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
Пунктом 4.2 Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 1 февраля 2005 г. №16 «Об организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации и на экспорт» установлено, что для включения новой уполномоченной газораспределительной организации в график прикрепления субъектов Российской Федерации к компаниям - производителям сжиженных углеводородных газов необходимо предоставить в Росэнерго копию решения правительства (администрации) субъекта Российской Федерации о назначении ГРО - уполномоченной по данному субъекту. Права уполномоченных ГРО подлежат подтверждению правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации не реже одного раза в год.
Исходя из системного толкования перечисленных выше норм права, суд приходит к выводу, что именно на органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий, возлагается обязанность по проведению мероприятий, направленных на определение (подбор) организации – поставщика газа с предложениями об объемах поставляемого газа, а на правительства (администрации) субъектов Российской Федерации возложена обязанность по подтверждению прав уполномоченных газораспределительных организаций.
Судом установлено, что на 2021 г. по Белозерскому району не утверждена газоснабжающая организация. Как следует из отзыва Правительства Вологодской области на административный иск, уполномоченная организация по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на 2021 г. ими не определялась ввиду отсутствия предложений от организаций и органов местного самоуправления.
Из представленных административными ответчиками доказательств следует, что администрацией Белозерского муниципального района в 2021 г. направлялись в различные организации предложения о поставке в ГРУ Белозерского муниципального района сжиженного газа. При этом от ООО «ГазТорг» поступил ответ о готовности общества осуществлять поставку газа. Однако мероприятия по подбору организации поставщика газа так и не были доведены до конца, газоснабжающая организация на момент рассмотрения административного дела не определена.
Сложившаяся ситуация безусловно может привести к нарушению прав потребителей сжиженного газа, так как на настоящий момент исходя из представленных договоров на территории г.Белозерска закупку и доставку газа в ГРУ многоквартирных домов осуществляла управляющая компания <данные изъяты> которая приобретала его по рыночным ценам, а не по регулированным тарифам. Ситуация может усугубится и тем, что на территории города имеются многоквартирные дома отапливаемые сжиженным углеводородным газом.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие администрации Белозерского муниципального района и администрации города Белозерска по реализации полномочий, направленных на организацию газоснабжения населения Белозерского района и возложить на них обязанность принять меры по определению (подбору) газоснабжающей организации. Предложенный прокурором срок исполнения судебного решения в 1 месяц суд находит разумным и достаточным для проведения административными ответчиками всех необходимых мероприятий.
Административное исковое требование прокурора к Правительству Вологодской области о возложении обязанности определить уполномоченную газоснабжающую организацию на территории Белозерского района удовлетворено быть не может. Как указано выше, приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № «Об организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации и на экспорт» на Правительство Вологодской области возложена обязанность принять решение о назначении ГРО - уполномоченной по данному субъекту. Обязанности по определению и подбору такой организации действующим законодательством на Правительство области не возлагается. В то же время, принятие решения о назначении ГРО поставлено в зависимость от её определения (подбора) органами местного самоуправления, а также от обращения от организации – поставщика газа. Как следует из отзыва административного ответчика Правительства Вологодской области, таких обращений от организаций и сведений от органов местного самоуправления о выборе организации поставщика газа, к ним не поступало. Прокурором Белозерского района доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, какого-либо незаконного бездействия со стороны данного административного ответчика судом не установлено. В связи с этим оснований для возложения каких-либо обязанностей на него не имеется.
Кроме того, исполнение заявленного прокурором административного искового требования к Правительству Вологодской области поставлено под условие выполнения обязанностей органами местного самоуправления, возложенных на них законодательством по газоснабжению населения. А принятие судом решения под условием не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административные исковые требования прокурора Белозерского района Вологодской области частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Белозерска Вологодской области и администрации Белозерского муниципального района Вологодской области по реализации полномочий, направленных на организацию газоснабжения населения Белозерского района Вологодской области.
Возложить на администрацию города Белозерска Вологодской области и администрацию Белозерского муниципального района Вологодской области обязанность, в течение месяца с момента вступления данного решения в законную силу, провести мероприятия, направленные на определение (подбор) уполномоченной газоснабжающей организации – поставщика газа с предложениями об объемах поставляемого газа и определения ее в качестве гарантирующей организации.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Белозерского района Вологодской области к Правительству Вологодской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 17 сентября 2021 г.
Судья Н.С. Михеев