ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-247/2022 от 24.02.2022 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

.

.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года город Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бегишевой Н.В.

при секретаре Рыгаловой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 247/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области к Мартьянову В. В. о взыскании обязательных платежей,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мартьянову В. В. и просит суд взыскать с административного ответчика задолженность в размере 66172,27 руб., в том числе: транспортный налог за 2019 год в размере 65 899 руб., пени в размере 273,27 руб., указывая на то, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области состоит в качестве налогоплательщика Мартьянов В.В. По сведениям из регистрирующих органов за ответчиком в 2019г. было зарегистрировано право собственности на транспортные средства. Ответчику было направлено налоговое уведомления на уплату налогов. Поскольку Мартьяновым В.В. не произведена оплата налогов, в срок, указанный в уведомлении, ему были начислены пени, выставлено и направлено требования об уплате налогов и пени. Требования не исполнены. Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обращалась к мировому судьей о выдаче судебных приказов. Судебный приказ о взыскании с Мартьянова В.В. задолженности по налогам отменены определениями мирового судьи. До настоящего времени оплата налога и пени не произведена.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в судебное заседание не явился, заявлено о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 50).

Административный ответчик Мартьянов В.В. в судебное заседание не явился, на основании ст. 100 КАС РФ суд считает его извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, судебное извещение возвращено в суд по истечению срока хранения (л.д. 45, 49).

На основании ч.2 ст.289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив основания, заявленных требований, исследовав материалы по настоящему делу, материалы дела <№>, представленного мировым судьей, суд приходит к следующему.

На основании ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст.23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

На основании ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На основании ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов по делу, что за Мартьяновым В.В. зарегистрировано право собственности на транспортные средства (л.д. 27-35, 47-48):

- <данные скрыты>

<данные скрыты>

<данные скрыты>

<данные скрыты>

<данные скрыты>.

Таким образом, Мартьянов В.В. является плательщиком транспортного налога за 2019г.

В адрес Мартьянова В.В. было направлено, что подтверждается реестром почтовых отправлений- налоговое уведомление <№> от 01.09.2020г. об оплате не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах транспортного налога за 2018-2019гг. в размере 96449 руб., из которыз за 2-19 – 65899 руб. (л.д. 11-13).

В связи с несвоевременной уплатой налога и образованием недоимки, начислены пени с <Дата> по <Дата> – 273, 27 руб. (л.д. 14), выставлены и направлены, что подтверждается почтовым реестром:

- требование <№> по состоянию на 22.12.20120г. об уплате, в срок до 20.01.2021г., транспортного налога в размере 96449 руб., пени в размере 273,27 руб. (л.д. 8-10).

Из материалов дела <№> следует, что 11.03.2021г. мировому судье поступило заявление Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Мартьянова В.В. недоимки по налогам.

17.03.2021г. вынесен судебный приказ о взыскании с Мартьянова В.В. задолженности: по транспортному налогу за 2018г. в размере 20 550 руб., за 2019 г. в размере 65899 руб., пени 273,27 руб.

Определением мирового судьи от 12.04.2021г. судебный приказ отменен по заявлению Мартьянова В.В. (л.д. 7). Возражая против судебного приказа Мартьянов В.В. указывал на то, что транспортные средства <данные скрыты> проданы ООО «С.», что подтверждается договорами купли-продажи транспортного средства, актами приема-передачи транспортных средств.

В то же время судом установлено, что указанные транспортные средства с регистрационного учета в органах ГИБДД на момент течения налогового периода- 2019 год, сняты не были, их собственником, согласно представленным ГИБДД сведениям, является Мартьянов В.В. (л.д. 27-35, 47-48).

Довод административного ответчика о том, что он не является плательщиком транспортного налога в связи с тем, что транспортные средства-<данные скрыты> проданы ООО «С.» были проданы по договору купли-продажи, следовательно, транспортный налог за 2019 г. с него взысканию не подлежит, несостоятелен, основан на неправильном толковании норм материального права.

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (Определения Конституционного суда Российской Федерации от 29.09.2011 N 1267-О-О, от 24.12.2012 N 2391-О, от 26.04.2016 N 873-О, от 29.05.2019 N 1441-О).

Таким образом, продажа транспортного средства без снятия с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате налога, поскольку в силу приведенных выше правовых норм признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Настоящее административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области, направлено почтовым отправлением в Новокуйбышевский городской суд Самарской области 09.10.2021г. (л.д. 19), т.е. в установленный шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа – 12.04.2021г. (л.д. 7).

Из материалов дела, представленного мировым судьей <№> (заявление поступило 11.03.2021, срок исполнения требования – до 20.01.2021), следует, что Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области соблюден шестимесячный срок обращения со дня срока, указанного в требованиях для исполнения, предусмотренный ст. 48 НК РФ, к мировому судьей с заявлениями о вынесении судебного приказа о взыскании с Мартьянову В.В. задолженности по налогам.

На основании ч.6 ст.289 КАС РФ, проверив полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срок обращения в суд, основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, правильность расчета и размера взыскиваемой денежной суммы, пени, что требования административного истца на день вынесения решения административным ответчиком не удовлетворены, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска в заявленном размере.

На основании ст.111, ст.114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2185 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области к Мартьянову В. В. о взыскании обязательных платежей – удовлетворить.

Взыскать с Мартьянова В. В., <данные скрыты>, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области транспортный налог за 2019 год в размере 65 899 руб., пени с <Дата> по <Дата> - 273,27 руб., всего взыскать 66 172 (шестьдесят шесть тысяч сто семьдесят два) рубля 27 копеек.

Взыскать с Мартьянова В. В. в доход местного бюджета г.о. Новокуйбышевск государственную пошлину – 2 185 (две тысячи сто восемьдесят пять) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11 марта 2022 года.

Судья /подпись/ Н.В.Бегишева

.