ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2481/2022 от 24.08.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

дело № 2а-2481/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

секретарь судебного заседания – Уласень Я.А.,

с участием:

административного истца – Чухнюк К.Ю.,

представителя административного ответчика – Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - Холмогоровой И.В., на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО3, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, о признании незаконными действий, понуждении совершить определенные действия,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконными действий, выразившихся в отказе № КУВД-001/2022-24708579/1 от ДД.ММ.ГГГГ внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении помещения с кадастровым номером 91:03:001011:1123, расположенного по адресу: <адрес>, о переводе в нежилое; понуждении административного ответчика внести в ЕГРН сведения в отношении указанного помещения о переводе в нежилое.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и административным истцом был заключен договор купли-продажи <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 91:03:001011:1123, общей площадью 41,5 кв.м. В связи с заключением указанного договора купли-продажи ФИО7ФИО2. Ю. были переданы следующие документы: техническое обследование квартиры, согласно выводам которого <адрес> жилого <адрес> рекомендуется на рассмотрение комиссии по переводу из жилого фонда под офис; акт обследования состояния жилой квартиры с целью переводы в нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рекомендован перевод квартиры в нежилое помещение под офис; распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении указанного акта. На момент заключения договора купли-продажи истцу было известно о существовании настоящих документов. Более того, истцом предполагалось использование приобретаемого объекта недвижимости как нежилое после соблюдения необходимых формальностей, связанных с легализацией вышеуказанных документов с учетом вхождения <адрес> в состав Российской Федерации. С целью окончания процедуры перевода жилого помещения в нежилое административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику, однако получил отказ в связи с тем, что заявителем не представлены документы, заверенные органом власти, подтверждающие перевод помещения из жилого в нежилое. Данный отказ административный истец считает незаконным, поскольку все необходимые документы, свидетельствующие о переводе жилого помещения в нежилое, в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя были представлены. В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ указанные документы являются действующими и дополнительного подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации не требуют. Действия административного ответчика создают реальную угрозу нарушения прав и охраняемых законом интересов административного истца, а именно – право пользования спорным помещением.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя против удовлетворения иска возражала, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из материалов дела, ФИО2 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО7, является собственником <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 91:03:001011:1123, общей площадью 41,5 кв.м.

Из представленной выписки из ЕГРН следует, что данный объект с кадастровым номером 91:03:001011:1123 поставлен на кадастровый учет как жилое помещение, вид жилого помещения - квартира.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в МФЦ с заявлением о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении помещения, содержащиеся в решении (акте) о переводе жилого помещения в нежилое помещение на основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р.

К заявлению административный истец приложил следующие документы: распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р; акт обследования состояния жилой квартиры с целью перевода в нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный Севастопольской городской государственной администрацией.

Уведомлением государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2022-24708579/1 отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в прядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ В случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В случае, если органы государственной власти или органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи. Уведомление о таком отказе направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо до истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

В обоснование принятого отказа административный ответчик указал, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» заявителем не представлены документы, заверенные органом власти, подтверждающие перевод из жилого в нежилое помещения с кадастровым номером 91:03:001011:1123. Рекомендовано обратиться в соответствующие органы власти для получения решения о переводе из жилого в нежилое помещения с указанным кадастровым номером либо предоставить такое решение.

Указанные отказ является обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства ввиду следующего.

Согласно акту обследования состояния жилой квартиры с целью перевода в нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р, комиссия установила, что квартира расположена в цокольном, на первом этаже, выполнение перепланировки не повиляло на несущую способность дома. За самовольную реконструкцию квартиры внесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о применении штрафных санкций. Заглубленность квартиры, расположение в цокольном этаже соответствует пункту 1.43 СНиП. Согласно выводам комиссии, с учетом заключения СЭС, ОПБ, собственника дома, комиссия рекомендует перевод <адрес>, в нежилое помещение под офис. Указано на необходимость в рабочем проекте указать объем работ элементов внешнего благоустройства дома и прилегающей территории. Сдать в эксплуатацию переоборудованное помещение.

Согласно распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р, которым утвержден вышеуказанный акт городской комиссии, решено перевести жилое помещение в нежилое: <адрес>, - под офис. Владельцу квартиры – ФИО7 предъявить к сдаче в эксплуатацию государственной комиссии нежилое помещение – <адрес>, под офис (пункт 3 распоряжения).

Однако предыдущим владельцем квартиры сдача в эксплуатацию переоборудованного помещения и внесение соответствующих изменений в инвентарное дело произведено не было.

Порядок перевода жилого в нежилое и нежилого в жилое помещение установлен статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

При этом административным истцом ни административному ответчику, ни суду не представлены доказательства реализации вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ и сдачи в эксплуатацию переоборудованного под офис спорного жилого помещения, либо акта приемочной комиссии, выданного в соответствии с положениями статьи 23 ЖК РФ, в связи с чем Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя правомерно во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении спорного объекта как нежилого помещения.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО2 о признании незаконными действий Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившихся в отказе № КУВД-001/2022-24708579/1 от ДД.ММ.ГГГГ внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости о переводе помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в нежилое и понуждении внести в Единый государственный реестр недвижимости такие сведения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.