ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2483/2022 от 08.09.2022 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022года г. Н. Новгород

Московский районный суд г. Н. Новгорода (***, ул.***) в составе:

председательствующего судьи Айдовой О.В.,

при секретаре судебного заседания Ищенко Д.А.,

с участием старшего помощника прокурора Годухиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску *** г. Н.Новгорода в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией,

УСТАНОВИЛ:

*** г.Н.Новгорода в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, указав, что прокуратурой *** г.Н.Новгорода проведена проверка исполнения требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, легализации преступных доходов.

В ходе проведения проверки сотрудником прокуратуры в помещении прокуратуры *** г.Н.Новгорода, расположенном по адресу: г Н Новгород, ***, в сети Интернет в поисковой строке браузера Яндекс введены адреса сайтов указанных в обращении. После этого произведен осмотр сайтов по введенному запросу.

Установлено, что в сети Интернет по электронным адресам:

на Интернет - страницах сайтов в свободном для неопределенного круга лиц доступе находится информационный материал по обналичиванию денежных средств, продаже карт, вывода средств за рубеж. Также на интернет-сайтах происходит обсуждение данной информации. Какая либо регистрация для доступа на сайты, ограничения на передачу, копирование и распространение указанной информации не предусмотрены.

Прокурор просит суд признать информацию об изготовлении взрывчатых веществ, содержащуюся в сети Интернет на Интернет - страницах по электронным адресам: / в свободном для неопределенного круга граждан доступе, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; направить копию решения суда с отметкой о его вступлении в законную силу представителю оператора Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу по адресу: г.Н.Новгород, Зеленский съезд, ***) для внесения сведений в Единый реестр.

В судебном заседании помощник прокурора *** г.Н.Новгорода иск поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по *** в суд не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в суд не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, кроме того информация о дате и времени судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Московского районного суда *** - http://moskovsky.nnov.sudrf.ru/.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Оценив по правилам ст.84 КАС РФ все доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме. К такому выводу суд приходит по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи и информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частями 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1 - 282.3 и 360 Уголовного кодекса РФ. Организация, призывы к массовым беспорядкам и участие в них согласно ст.212 УК РФ также являются уголовно-наказуемыми деяниями.

В соответствии со ст. 205.1 УК РФ склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.ст. 205, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма, пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, ч. 3 ст. 206, ч. 1 ст. 208 УК РФ являются уголовно наказуемыми деяниями.

Организация, призывы к массовым беспорядкам и участие в них согласно ст. 212 УК РФ также являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Часть 3 ст. 205.1 УК РФ закрепляет ответственность за пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ.

Согласно п. 1.1. примечания к ст. 205.1 УК РФ под пособничеством в указанной статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.6 Федерального Закона № 115-ФЗ от О". 08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операции с денежными средствами на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей по переводу средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, подлежат обязательному контролю.

ЧЧ*ММ*ГГ* принят Федеральный Закон № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», дополняющий УК РФ статьями 174 и 174.1, предусматривающими ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем и за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления соответственно.

Статьей 174.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

В соответствии со ст. 9, п.п. 1,6 ст.ст. 10, 15 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствие с пп. «д» п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной ЧЧ*ММ*ГГ* Президентом Российской Федерации (далее - Концепция), к одному из основных внутренних факторов, обусловливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, является недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Согласно п.п. «в» п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся правовые меры, в том числе, реализация принципа неотвратимости наказания за преступления

террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации содержащей предложение услуг по легализации доходов, а также вывода денежных средств за рубеж, алгоритм указанных действий, то есть по совершению деяния, за которое действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность, с использование информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации. Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено, что прокуратурой *** г.Н.Новгорода проведена проверка исполнения требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, легализации преступных доходов.

В ходе проведения проверки сотрудником прокуратуры в помещении прокуратуры *** г.Н.Новгорода, расположенном по адресу: г Н Новгород, ***, в сети Интернет в поисковой строке браузера Яндекс введены адреса сайтов указанных в обращении. После этого произведен осмотр сайтов по введенному запросу.

Установлено, что в сети Интернет по электронным адресам:

на Интернет - страницах сайтов в свободном для неопределенного круга лиц доступе находится информационный материал по обналичиванию денежных средств, продаже карт, вывода средств за рубеж. Также на интернет-сайтах происходит обсуждение данной информации. Какая либо регистрация для доступа на сайты, ограничения на передачу, копирование и распространение указанной информации не предусмотрены.

Факт размещения указанной информации подтверждается распечаткой Интернет - страниц с указанных сайтов.

В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В связи с этим, доступ неограниченного круга лиц к информации, размещенной на сайте / является недопустимым, а потому должен быть ограничен.

В соответствии с ч.2 ст.34 Устава Международного союза электросвязи, принятого в ***ЧЧ*ММ*ГГ* (ратифицированного Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* №37-ФЗ),Члены Союза сохраняют за собой право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу для безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

Основанием для включения в Единый реестр сведений о доменных именах и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ**.

Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ЧЧ*ММ*ГГ**, предусмотрено, что указанная Федеральная служба осуществляет, в том числе, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать информацию о способах обналичивания денежных средств, продаже карт, вывода средств за рубеж, содержащуюся в информационных материалах, размещенных на Интернет - страницах по электронным адресам в свободном для неопределенного круга граждан доступе, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению путем направления копии решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074 *** стр.2) для включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд с подачей жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ЧЧ*ММ*ГГ*.