ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2487/2022 от 06.09.2022 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-2487/2022

22RS0011-02-2022-003024-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2022 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Яркович Н.Г.

при секретаре Шкурдовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело административному иску Администрации города Рубцовска Алтайского края к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю Бобенко М.И., врио начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю Холяпиной Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Рубцовска Алтайского края обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором административный истец указал, что *** судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов города Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Бобенко М.И. в рамках исполнительного производства от *** -ИП было вынесено постановление о взыскании с Администрации города Рубцовска Алтайского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Решением ... по делу о возложении на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести мероприятия по изъятию земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу: ..., а также жилого помещения в указанном доме путем выкупа для муниципальных нужд в пользу Новосельцева Е.О. Проведение мероприятия по изъятию земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу: ..., а также квартиры в указанном доме путем выкупа для муниципальных нужд в срок, предоставленный для добровольного исполнения решения не представлялось возможным, поскольку *** ООО «Центр экспертизы и оценки «Регион 22» была определена сумма возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение общей площадью 21,4 кв. м, расположенное в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу по адресу .... Сумма возмещения составляет . В настоящее время проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу между Администрацией города Рубцовска и Новосельцевым Е.О. находиться на стадии согласования со всеми заинтересованными лицами. Кроме того, Комитетом Администрации города Рубцовска по управлению имуществом в Комитет Администрации города Рубцовска по финансам, налоговой и кредитной политике направлено письмо о необходимости выделения денежных средств для исполнения указанного выше решения суда. Соответственно, Администрацией города Рубцовска принимаются все необходимые меры для исполнения решения ... по делу о возложении на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести мероприятия по изъятию земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу: ..., а также жилого помещения в указанном доме путем выкупа для муниципальных нужд в пользу Новосельцева О.Е. *** в адрес ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Администрацией города Рубцовска было направлено заявление о предоставлении нового срока исполнения решения суда, а также рассмотрении вопроса о возможности не применять меры в виде взыскания исполнительского сбора к Администрации города Рубцовска. Из года в год дотация г. Рубцовску из фонда финансовой поддержки муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется в размере 60-70 % от необходимой потребности. Собственные доходы не обеспечивают потребность в финансовых средствах в полном объеме, соответственно расходы бюджета г. Рубцовска из года в год планируются исходя из налоговой базы в объеме 35-40% от реальной потребности. Основные социально-значимые мероприятия города на протяжении многих лет находятся в сложном финансово-экономическом состоянии, снижают налоговую базу и сокращают поступления в бюджет. Низкий уровень собственных доходов и дотации не позволяет в полном объеме финансировать потребности городского хозяйства. Формирование расходов бюджета г. Рубцовска осуществляется в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ на основании принятых расходов обязательств и в первую очередь обеспечиваются расходы на выплату заработной платы на развернутую сеть учреждений бюджетной сферы, оплату коммунальных услуг и уплату налогов во все уровни бюджетной системы. Оставшихся средств объективно явно недостаточно на решение в полном объеме вопросом местного значения городского округа в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более того, с учетом существующего механизма заключения контрактов для муниципальных нужд, объема предстоящих работ, исполнение многих решений судов в установленные этими же решениями сроки изначально было невыполнимым. В свою очередь вышеприведенные обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что для осуществления необходимых мероприятий в рамках действующего законодательства требуется гораздо больший срок, чем установленные судебным приставом-исполнителем 5 дней. В настоящее время, в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края возбуждено более исполнительных производств, по которым Администрация города является должником. Для исполнения, которых необходимо свыше . Доходная часть бюджета города сформирована исходя из доходного потенциала по налоговым, неналоговым доходам и дотации, рассчитанной согласно постановлению Правительства Алтайского края от 19.12.2019 №512 «О порядке распределения и предоставления муниципальным районам, городским округам дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иных дотаций». Вышеуказанных средств крайне недостаточно для исполнения полномочий возложенных на городской округ статьей 16 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджет муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на *** год сформирован в строгом соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими Федеральными законами, законами Алтайского края и муниципальными правовыми актами муниципального образования в области бюджетного и налогового законодательства. Из-за недостаточного объёма доходов, отсутствия источников погашения дефицита бюджета города, финансирование обязательств, возложенные на муниципальное образование вышеуказанным Федеральным законом осуществляется не в полном объеме из года в год. В приоритетном порядке исполняются обязательства по выплате заработной платы, по платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации, на оплату коммунальных услуг, исполнение долговых обязательств, обеспечение сфер жизнедеятельности муниципального образования, исполнение судебных решений. Но и на исполнение даже первоочередных расходов доходных источников в бюджете города крайне недостаточно. В настоящее время у Администрации города имеется задолженность: по исполнительным листам поступившим в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю более . Администрацией города были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований исполнительного документа. Однако, с учетом вышеуказанных обстоятельств, у Администрации города не было реальной возможности исполнить решение Рубцовского городского суда Алтайского края в предоставленный судебным приставом-исполнителем срок 5 дней, при возложении дополнительной ответственности в виде исполнительского сбора Администрация города еще более будет испытывать материальные затруднения.

Административный истец просил признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора от *** судебного пристава-исполнителя ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления ФССП России по Алтайскому краю Бобенко М.И. в рамках исполнительного производства -ИП от *** и освободить Администрацию города Рубцовска Алтайского края от взыскания исполнительского сбора в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве административных соответчиков были привлечены врио начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Холяпина Н.В., Управление ФССП по Алтайскому краю.

Представитель административного истца в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснял, что соглашение в настоящее время уже заключено, и они работают над вопросом о регистрации права собственности в пользу муниципального образования г. Рубцовск. Соответственно, денежные средства будут выплачены в течение 90 дней, а пока денежные средства не выплачены, исполнительное производство не может быть окончено. Судебным приставам было направлено письмо о том, что в течение 5 дней они не смогут исполнить решение суда, на что судебный пристав ответила отказом на предоставление нового срока исполнения решения суда. То есть Администрация г. Рубцовска не несет бремя вины за неисполнение решения в течение 5-ти дней, которые предоставлены судебными приставами, соответственно, незаконно и необоснованно возложена на Администрацию г. Рубцовска обязанность по выплате исполнительского сбора.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов города Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю Бобенко М.И. в судебном заседании отсутствовала, была надлежаще извещена.

Административный ответчик врио начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю Холяпина Н.В в судебном заседании отсутствовала, была надлежаще извещена.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен.

Заинтересованное лицо Новосельцев Е.О. в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон «Об исполнительном производстве») принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч.ч. 1, 11, 12, 15 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

Согласно ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).

Судом установлено, что *** судебным приставом-исполнителем Бобенко М.И.. было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Администрации города Рубцовска Алтайского края, в пользу взыскателя Новосельцева Е.О., предмет исполнения: возложить на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанность в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести мероприятия по изъятию жилого помещения по ..., принадлежащего на праве собственности Новосельцеву Е.О.

Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.

Пунктом 3 постановления о возбуждении указанных исполнительных производств должник был предупрежден, что в случае неисполнения требовании исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя и десять тысяч рублей с должника – организации. В случае неисполнения требовании исполнительного документа неимущественного характера с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника организации пятьдесят тысяч рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Постановления о возбуждении исполнительного производства получено должником ***, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на постановлении.

*** судебным приставом-исполнителем Бобенко М.И. было вынесено постановление о взыскании с Администрации города Рубцовска Алтайского края исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, которое было получено должником ***, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на постановлении.

По смыслу ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п. 78. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 12 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что постановление от *** о возбуждении исполнительного производства получено должником ***, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на постановлении. Срок для добровольного исполнения требований составляет 5 дней, и истек ***.

В нарушение требований закона "Об исполнительном производстве" постановление о взыскании с Администрации города Рубцовска Алтайского края исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей было вынесено не по истечении срока для добровольного исполнения требований, а на пятый день данного срока, т.е. ***.

В связи с этим, постановление о взыскании исполнительского сбора нельзя признать законным.

В связи с изложенным, требования административного истца о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от *** подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления ФССП России по Алтайскому краю о взыскании исполнительского сбора от *** , вынесенного в рамках исполнительного производства -ИП от ***.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Г. Яркович