Дело № 2а-2487/2023
39RS0004-01-2023-002016-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд г. Калининграда в составе:председательствующего судьи Дорошевич Ю.Б.
при секретаре Гамовой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии к ФИО1 о признании члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Калининград-Московская территориальная избирательная комиссия обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ была сформирована Калининград-Московская территориальная избирательная комиссия (далее - ТИК) в количестве 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. В соответствии с Решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ председателем ТИК назначена ФИО2 Указанным Решением № в состав ТИК был назначен ФИО1, предложенный Калининградским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ». Региональное отделение указанной политической партии ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией политической партии на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р, изданного органом Минюста России. Правовую основу деятельности избирательных комиссий составляют принципы законности, независимости, коллегиальности и гласности, что прямо вытекает из ст.ст. 3, 20, 28 и 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), где установлено, что член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. В силу п.п. «д» п. 8 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности. Установленная п. 10 ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ обязанность члена избирательной комиссии присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии обусловлена публично-правовой природой полномочий членов избирательных комиссий. Фактически от участия каждого члена избирательной комиссии в работе комиссии зависит правомочность решений данной избирательной комиссии и, как следствие, возможность наиболее полной реализации избирательных прав граждан. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Согласно пп. «а» п. 23 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ члены комиссии с правом решающего голоса заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии. Члену избирательной комиссии предоставлено право выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума. В соответствии с Регламентом Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ№ и ДД.ММ.ГГГГ№) член ТИК извещается о проведении заседания, как правило, не позднее чем за 1-3 дня до дня заседания, в экстренных случаях не позднее чем за 2 часа до заседания с указанием планируемой повестки дня. Извещение осуществляется по телефону с использованием мессенджера Whats Арр посредством рассылки СМС сообщений на номера телефонов операторов сотовой связи, используемых членами ТИК. В соответствии с требованиями Регламента ТИК члены комиссии с правом решающего голоса обязаны присутствовать на заседании комиссии, а также заблаговременно информировать председателя или секретаря комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительным причинам. ФИО1, являясь членом Калининград-Московской ТИК, заблаговременно извещался обо всех заседаниях избирательной комиссии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако с апреля 2022 года ФИО1 на заседания ТИК не являлся, о причинах своего отсутствия ни председателя, ни секретаря ТИК не извещал. Таким образом, из 17 заседаний ТИК в 2022 году ФИО1 присутствовал на одном заседании, а в 2023 году из проведенных 5 заседаний не присутствовал ни на одном. Постановлением Законодательного Собрания Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы Губернатора Калининградской области. На основании Решения Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ голосование на выборах Губернатора Калининградской области проводилось в течение нескольких дней подряд - 9, 10 и ДД.ММ.ГГГГ. Непосредственное участие в указанных выборах принимала Калининград-Московская ТИК. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение ТИК № «О распределении обязанностей между членами территориальной избирательной комиссии в дни голосования ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГг.», согласно которому ФИО1 был назначен ответственным за работу со средствами видеонаблюдения в ТИК, однако, несмотря на своевременное извещение, не посетил ни одного заседания ТИК в дни голосования и в работе комиссии участия не принимал. Протокол Калининград-Московской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ об итогах голосования на выборах Губернатора Калининградской области ФИО1 не подписывал, так как отсутствовал по неизвестной причине. Таким образом, ФИО1, имея статус члена ТИК с правом решающего голоса, не присутствуя без уважительных на то причин на проводимых ТИК заседаниях, систематически не выполнял свои публично-правовые обязанности. Просит признать ФИО1, №, члена Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, систематически не исполняющим свои обязанности.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, указала, что в настоящее время ответчик на связь вообще не выходит, на многочисленные извещения и сообщения в его адрес не отвечает.
Выслушав представителя административного истца, свидетелей, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Основные обязанности участковых избирательных комиссий определены пунктом 6 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).
Согласно ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ, территориальные избирательные комиссии - это действующие на постоянной основе коллегиальные государственные органы с пятилетним сроком полномочий, к компетенции которых относятся осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме; обеспечение на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, осуществление на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; распределение выделенных из бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдумов и контроль за их целевым использованием, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по ним мотивированных решений, осуществление иных отнесенных к их ведению полномочий.
Статус территориальных избирательных комиссий, порядок их формирования, правила (условия) назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса и прекращения, в том числе досрочного, их полномочий закрепляются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Правовую основу деятельности избирательных комиссий составляют принципы законности, независимости, коллегиальности и гласности, что прямо вытекает из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статьи 3, 20, 28 и 30).
В соответствии с пунктами 1, 8, 9, 10 статьи 28 и подпунктом "а" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально; заместитель председателя и секретарь комиссии избираются <данные изъяты> голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса; заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости; член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии, при этом член комиссии с правом решающего голоса заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии.
Согласно п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, член комиссии с правом решающего голоса вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, включая списки, составленные в электронном виде, сведения об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе знакомиться с документами и материалами, указанными в подпункте "г" настоящего пункта, нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума, в том числе составленным в электронном виде, числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
В силу пп. "д" п. 8 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.
Решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ была сформирована Калининград-Московская территориальная избирательная комиссия в количестве 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Указанным Решением в состав ТИК был назначен ФИО1, предложенный Калининградским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».
В соответствии с Решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ председателем ТИК назначена ФИО2
Решением Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден регламент данной организации. В последствии решением Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден регламент в новой редакции, решение Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ признано утратившим силу.
В соответствии со статьями 27 и 24 Регламента Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ№ и ДД.ММ.ГГГГ№ соответственно) член ТИК извещается о проведении заседания, как правило, не позднее чем за 1-3 дня до дня заседания, в экстренных случаях не позднее чем за 2 часа до заседания с указанием планируемой повестки дня. Извещение осуществляется по телефону с использованием мессенджера WhatsАрр.
В соответствии с требованиями Регламента ТИК члены комиссии с правом решающего голоса обязаны присутствовать на заседании комиссии, а также заблаговременно информировать председателя или секретаря комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительным причинам.
Из представленных в дело скриншотов следует, что о планируемых заседаниях Московской территориальной избирательной комиссии ее члены, в том числе ФИО1, своевременно уведомлялись путем отправки сообщений в группу с использованием мессенджера WhatsАрр. Согласно переписки в приложении WhatsАрр, до членов указанной организации своевременно доносилась информация, касающаяся ее деятельности, повестки и даты заседаний. При обозрении судом в заседании носителя информации установлено, что участником группы в приложении WhatsАрр в спорный период в том числе являлся ФИО1
При этом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присутствовал из 19 заседаний ТИК только на одном, на остальные заседания не являлся, что подтверждается приложенными листами регистрации присутствующих на заседаниях ТИК, являющимися приложениями к протоколам заседаний ТИК, в которых указано, что ФИО1 на заседании Калининград-Московской ТИК отсутствует, о причинах своего отсутствия ни председателя, ни секретаря ТИК не извещал.
Постановлением Законодательного собрания Калининградской области РФ (седьмого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены выборы Губернатора Калининградской области на ДД.ММ.ГГГГ с указанием: направить настоящее постановление в Избирательную комиссию Калининградской области.
Решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ решено: провести голосование на выборах Губернатора Калининградской области и иных выборах, назначаемых на ДД.ММ.ГГГГ, в течение нескольких дней подряд – ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ; опубликовать настоящее решение в сетевом издании «Информационный бюллетень Избирательной комиссии Калининградской области», разместить на официальном сайте Избирательной комиссии Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направить настоящее решение в территориальные избирательные комиссии.
Решением Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ распределены обязанности между членами территориальной избирательной комиссии в дни выборов ДД.ММ.ГГГГ, в частности ответственным за работу со средствами видеонаблюдения назначен член Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО1
Согласно имеющейся в материалах дела копии протокола заседания Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отсутствовал по неизвестным причинам, протокол им не подписан.
Указанные обстоятельства также подтверждены в заседании показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7 и ФИО8, допрошенных в ходе рассмотрения дела.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, имея статус члена Калининград-Московской ТИК с правом решающего голоса, не присутствуя без уважительных на то причин на проводимых Калининград-Московской ТИК заседаниях, не участвуя в выборах Губернатора Калининградской области, систематически не выполнял свои публично-правовые обязанности, тем самым создавал угрозу реализации полномочий Калининград-Московской ТИК, как коллегиального органа, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии к ФИО1 удовлетворить.
Признать члена Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО1, №, паспорт №№, зарегистрированного по адресу: <адрес>, систематически не выполняющим свои обязанности.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: