ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2487/2023 от 02.08.2023 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2487/2023

39RS0004-01-2023-002016-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский районный суд г. Калининграда в составе:председательствующего судьи Дорошевич Ю.Б.

при секретаре Гамовой Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии к ФИО1 о признании члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Калининград-Московская территориальная избирательная комиссия обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована Калининград-Московская территориальная избирательная комиссия (далее - ТИК) в количестве 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. В соответствии с Решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ председателем ТИК назначена ФИО2 Указанным Решением в состав ТИК был назначен ФИО1, предложенный Калининградским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ». Региональное отделение указанной политической партии ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией политической партии на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р, изданного органом Минюста России. Правовую основу деятельности избирательных комиссий составляют принципы законности, независимости, коллегиальности и гласности, что прямо вытекает из ст.ст. 3, 20, 28 и 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), где установлено, что член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. В силу п.п. «д» п. 8 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности. Установленная п. 10 ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ обязанность члена избирательной комиссии присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии обусловлена публично-правовой природой полномочий членов избирательных комиссий. Фактически от участия каждого члена избирательной комиссии в работе комиссии зависит правомочность решений данной избирательной комиссии и, как следствие, возможность наиболее полной реализации избирательных прав граждан. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона № 67-ФЗ деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Согласно пп. «а» п. 23 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ члены комиссии с правом решающего голоса заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии. Члену избирательной комиссии предоставлено право выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума. В соответствии с Регламентом Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) член ТИК извещается о проведении заседания, как правило, не позднее чем за 1-3 дня до дня заседания, в экстренных случаях не позднее чем за 2 часа до заседания с указанием планируемой повестки дня. Извещение осуществляется по телефону с использованием мессенджера Whats Арр посредством рассылки СМС сообщений на номера телефонов операторов сотовой связи, используемых членами ТИК. В соответствии с требованиями Регламента ТИК члены комиссии с правом решающего голоса обязаны присутствовать на заседании комиссии, а также заблаговременно информировать председателя или секретаря комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительным причинам. ФИО1, являясь членом Калининград-Московской ТИК, заблаговременно извещался обо всех заседаниях избирательной комиссии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако с апреля 2022 года ФИО1 на заседания ТИК не являлся, о причинах своего отсутствия ни председателя, ни секретаря ТИК не извещал. Таким образом, из 17 заседаний ТИК в 2022 году ФИО1 присутствовал на одном заседании, а в 2023 году из проведенных 5 заседаний не присутствовал ни на одном. Постановлением Законодательного Собрания Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы Губернатора Калининградской области. На основании Решения Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ голосование на выборах Губернатора Калининградской области проводилось в течение нескольких дней подряд - 9, 10 и ДД.ММ.ГГГГ. Непосредственное участие в указанных выборах принимала Калининград-Московская ТИК. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение ТИК «О распределении обязанностей между членами территориальной избирательной комиссии в дни голосования ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГг.», согласно которому ФИО1 был назначен ответственным за работу со средствами видеонаблюдения в ТИК, однако, несмотря на своевременное извещение, не посетил ни одного заседания ТИК в дни голосования и в работе комиссии участия не принимал. Протокол Калининград-Московской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ об итогах голосования на выборах Губернатора Калининградской области ФИО1 не подписывал, так как отсутствовал по неизвестной причине. Таким образом, ФИО1, имея статус члена ТИК с правом решающего голоса, не присутствуя без уважительных на то причин на проводимых ТИК заседаниях, систематически не выполнял свои публично-правовые обязанности. Просит признать ФИО1, , члена Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, систематически не исполняющим свои обязанности.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, указала, что в настоящее время ответчик на связь вообще не выходит, на многочисленные извещения и сообщения в его адрес не отвечает.

Выслушав представителя административного истца, свидетелей, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Основные обязанности участковых избирательных комиссий определены пунктом 6 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно ст. 26 Федерального закона № 67-ФЗ, территориальные избирательные комиссии - это действующие на постоянной основе коллегиальные государственные органы с пятилетним сроком полномочий, к компетенции которых относятся осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме; обеспечение на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, осуществление на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; распределение выделенных из бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдумов и контроль за их целевым использованием, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по ним мотивированных решений, осуществление иных отнесенных к их ведению полномочий.

Статус территориальных избирательных комиссий, порядок их формирования, правила (условия) назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса и прекращения, в том числе досрочного, их полномочий закрепляются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Правовую основу деятельности избирательных комиссий составляют принципы законности, независимости, коллегиальности и гласности, что прямо вытекает из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статьи 3, 20, 28 и 30).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9, 10 статьи 28 и подпунктом "а" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально; заместитель председателя и секретарь комиссии избираются <данные изъяты> голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса; заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости; член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии, при этом член комиссии с правом решающего голоса заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии.

Согласно п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, член комиссии с правом решающего голоса вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, включая списки, составленные в электронном виде, сведения об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе знакомиться с документами и материалами, указанными в подпункте "г" настоящего пункта, нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума, в том числе составленным в электронном виде, числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

В силу пп. "д" п. 8 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.

Решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована Калининград-Московская территориальная избирательная комиссия в количестве 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Указанным Решением в состав ТИК был назначен ФИО1, предложенный Калининградским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».

В соответствии с Решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ председателем ТИК назначена ФИО2

Решением Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден регламент данной организации. В последствии решением Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден регламент в новой редакции, решение Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.

В соответствии со статьями 27 и 24 Регламента Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно) член ТИК извещается о проведении заседания, как правило, не позднее чем за 1-3 дня до дня заседания, в экстренных случаях не позднее чем за 2 часа до заседания с указанием планируемой повестки дня. Извещение осуществляется по телефону с использованием мессенджера WhatsАрр.

В соответствии с требованиями Регламента ТИК члены комиссии с правом решающего голоса обязаны присутствовать на заседании комиссии, а также заблаговременно информировать председателя или секретаря комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительным причинам.

Из представленных в дело скриншотов следует, что о планируемых заседаниях Московской территориальной избирательной комиссии ее члены, в том числе ФИО1, своевременно уведомлялись путем отправки сообщений в группу с использованием мессенджера WhatsАрр. Согласно переписки в приложении WhatsАрр, до членов указанной организации своевременно доносилась информация, касающаяся ее деятельности, повестки и даты заседаний. При обозрении судом в заседании носителя информации установлено, что участником группы в приложении WhatsАрр в спорный период в том числе являлся ФИО1

При этом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присутствовал из 19 заседаний ТИК только на одном, на остальные заседания не являлся, что подтверждается приложенными листами регистрации присутствующих на заседаниях ТИК, являющимися приложениями к протоколам заседаний ТИК, в которых указано, что ФИО1 на заседании Калининград-Московской ТИК отсутствует, о причинах своего отсутствия ни председателя, ни секретаря ТИК не извещал.

Постановлением Законодательного собрания Калининградской области РФ (седьмого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы Губернатора Калининградской области на ДД.ММ.ГГГГ с указанием: направить настоящее постановление в Избирательную комиссию Калининградской области.

Решением Избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ решено: провести голосование на выборах Губернатора Калининградской области и иных выборах, назначаемых на ДД.ММ.ГГГГ, в течение нескольких дней подряд – ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ; опубликовать настоящее решение в сетевом издании «Информационный бюллетень Избирательной комиссии Калининградской области», разместить на официальном сайте Избирательной комиссии Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направить настоящее решение в территориальные избирательные комиссии.

Решением Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ распределены обязанности между членами территориальной избирательной комиссии в дни выборов ДД.ММ.ГГГГ, в частности ответственным за работу со средствами видеонаблюдения назначен член Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО1

Согласно имеющейся в материалах дела копии протокола заседания Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отсутствовал по неизвестным причинам, протокол им не подписан.

Указанные обстоятельства также подтверждены в заседании показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7 и ФИО8, допрошенных в ходе рассмотрения дела.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, имея статус члена Калининград-Московской ТИК с правом решающего голоса, не присутствуя без уважительных на то причин на проводимых Калининград-Московской ТИК заседаниях, не участвуя в выборах Губернатора Калининградской области, систематически не выполнял свои публично-правовые обязанности, тем самым создавал угрозу реализации полномочий Калининград-Московской ТИК, как коллегиального органа, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии к ФИО1 удовлетворить.

Признать члена Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО1, , паспорт , зарегистрированного по адресу: <адрес>, систематически не выполняющим свои обязанности.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: