Дело № 2а-2489/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Шкробова Д.Н.,
при секретаре Ломаевой Е.С.,
с участием представителя истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к <Ф> о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике обратилось в суд с иском, в котором просит ликвидировать <Ф>, исключить <Ф> из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявленные требования обоснованы тем, что деятельность <Ф> (далее - Ф.), в том числе по расходованию денежных средств и использованию его имущества не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами. Кроме того, Ф. допускаются многочисленные и грубые нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
В отношении Ф. в период с <дата> по <дата> проведена внеплановая документарная проверка, при проведении которой установлены факты воспрепятствования деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) по проведению контрольно-надзорных мероприятий.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Управлением <дата>Ф. направлено письменное уведомление о проведении проверки, с требованием подготовить документы (копии, заверенные руководителем Ф.), отражающие его деятельность в проверяемый период, и представить их <дата> в Управление.
Указанное уведомление направлено по адресу Ф., сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, а также по установленным электронным адресам Директора <***> и представителя Ф. по доверенности <***> Уведомление о проведении проверки согласно письму Ф. от <дата>№*** получено им <дата>.
Согласно сведениям, размещенным на сайте ФГУП «Почта России», уведомление о проведении проверки, направленное по адресу Ф., адресатом не получено и в связи с истечением срока хранения возвращено в Управление.
В нарушение подп. 1 и 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» документы (копии, заверенные руководителем Ф.), которые Ф. обязан был представить на проверку к <дата>, в Управление представлены не были. Представитель Ф. (руководитель или иное уполномоченное им лицо) на проверку не явился.
Управлением <дата>Ф. по месту его нахождения направлено повторное уведомление о проведении проверки, с приложением распоряжения о проведении проверки №***-р, которым определена дата представления документов, необходимых для проведения проверки.
Повторное уведомление о проведении проверки получено адресатом
<дата>.
В установленный срок - <дата> - документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, представлены не были.
В ходе проверки установлено, что деятельность Ф., в том числе по расходованию денежных средств и использованию его имущества не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами.
Денежные средства, полученные Ф. за период со <дата> по
<дата>, направлены на оплату договоров аренды помещений в городах, в которых у Ф. согласно данным ЕГРЮЛ отсутствуют филиалы или представительства. По указанным адресам осуществляют деятельность Штабы команды П., основной целью деятельности которых являются расследования, борьба за экологию, выдвижение независимых кандидатов на местные выборы, организация акций протеста и других общественно-политических кампаний. Указанные цели деятельности не соответствуют целям деятельности Ф., указанным в пункте 2.2 устава (в редакциях от <дата> и от <дата>).
Также Ф. ежемесячно в различных суммах осуществляются выплаты по договорам гражданского-правового характера лицам, являющимся координаторами и волонтерами Штабов команды П. в разных городах Российской Федерации. На проверку не представлены копии указанных договоров гражданского-правового характера Ф., в связи с чем не удалось установить расходование денежных средств на достижение уставных целей Ф..
Кроме того, согласно акту проверки от <дата>№***Ф. допускаются следующие многочисленные и грубые нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
Ф. заключен ряд договоров аренды нежилых помещений - офисов в различных субъектах Российской Федерации.
Согласно информации, предоставленной Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Удмуртской Республике, Ф. на правах аренды использует офисные нежилые помещения в <*****>.
Вместе с тем в нарушение ст. 83 НК РФ Ф. в налоговые органы не представлены сообщения о создании обособленных подразделений.
В нарушение ст. 55 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ сведения о филиалах или представительствах Ф. в ЕГРЮЛ не содержатся.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В проверяемый период Ф. действовал на основании уставов в редакции от <дата> и в редакции от <дата>.
На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение периодичности проведения заседаний Совета учредителей, установленной п. 5.1 устава (в редакции от <дата>), а также подтверждающие рассмотрение Советом учредителей вопросов, относящихся к его исключительной компетенции (п. 5.4 устава (в редакции от <дата>), в том числе вопросов по утверждению годовых отчетов и годовой, бухгалтерской (финансовой) отчетности и принятию решений о создании филиалов и (или) открытию представительств.
Документы, подтверждающие соблюдение установленной п. 5.7 устава (в редакции от <дата>) периодичности проведения заседаний Правления и осуществление им деятельности, предусмотренной уставом, в том числе рассмотрение вопросов, отнесенных к компетенции Правления п. 5.8 устава (в редакции от <дата>), на проверку не представлены.
Документы, подтверждающие соблюдение периодичности проведения Ревизором проверок финансово-хозяйственной деятельности и предоставления отчета Правлению в установленном п. 6.1-6.2 устава (в редакции от <дата>) порядке и документы, подтверждающие соблюдение периодичности проведения заседаний Попечительского Совета и осуществление им деятельности, предусмотренной п. 7.2 устава (в редакции от <дата>), на проверку не представлены.
Документы, подтверждающие избрание Наблюдательным советом членов Контрольно-ревизионной комиссии в соответствии с положениями п. 6.1 устава (в редакции от <дата>), на проверку не представлены.
Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ Ф. и его должностные лица не соблюдали положения устава, регулирующие деятельность органов управления.
Источниками финансирования Ф. в проверяемый период являлись, в том числе благотворительные пожертвования от юридического лица <***> в сумме <сумма>. Указанные средства поступили на счет организации в <***> в период со <дата> по <дата>.
Однако договор пожертвований с юридическим лицом <***> на проверку не представлен. В нарушение ст. 574 ГК РФ Ф. не заключен договор пожертвования с юридическим лицом в письменной форме.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, адрес (место нахождения) Ф.: <*****>.
Государственным учреждением «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Воткинский» предоставлена информация о том, что по адресу: <*****>, находится частный жилой дом, без видимых признаков осуществления какой-либо общественной или юридической деятельности, вывеска о нахождении по данному адресу Ф. «Правового обеспечения граждан» отсутствует.
Таким образом, установлено, что фактически руководящие органы Ф. по указанному адресу не располагаются, в связи с чем можно сделать вывод, что адрес, указанный в ЕГРЮЛ, не является адресом места нахождения постоянно действующего исполнительного органа Ф., что противоречит п. 2 ст. 54 ГК РФ, согласно которому государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Ф., указанного требования закона.
В нарушение п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ Ф. в проверяемый период не утверждал самостоятельный баланс и (или) смету.
В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В нарушение абз. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ Ф. бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не велся.
В силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчетные сведения, предусмотренные п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ.
Порядок размещения в сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден приказом Минюста России от <дата>№***.
В ходе проверки было установлено, что отчетные сведения за 2017 год Ф. в сети «Интернет» не размещались.
В нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ Ф. в проверяемый период не размещал отчеты о своей деятельности и сообщения о продолжении деятельности в сети «Интернет».
В нарушение абз. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ Ф. не представил информацию о своей деятельности органам государственной статистики.
В нарушение п. 2 ст. 123.18 ГК РФ, пункта 3.8 устава (в редакции от 05.10.2015 и в редакции от 01.03.2018) Ф. в проверяемый период не публиковал отчет об использовании своего имущества или не обеспечивала доступность ознакомления с указанным отчетом.
В нарушение п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Ф. не проводился обязательный аудит.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Федеральным законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами.
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
Представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике - ФИО1, в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что административным ответчиком, несмотря на получение акта проверки, какие-либо возражения на него представлены не были.
Представитель административного ответчика <Ф> на судебное заседание не явился, административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещался по месту нахождения организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: <*****>, а также по месту регистрации директора организации М..: <*****>, куда судом направлялись заказным письмом с уведомлением судебная повестка на судебное заседание, копия определения о принятии к производству административного иска, копия определения о разъяснении прав и обязанностей, распределении бремени доказывания. Конверты возвращены отделением почтовой связи в суд с отметкой «Истек срок хранения».
Кроме того, в порядке, определенном ч. 3 ст. 263 КАС РФ, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела было размещено на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Копия административного иска, направленная административным истцом, получена административным ответчиком <дата>.
Таким образом, судом в соответствии с требованиями Главы 9, ч. 3 ст. 263 КАС приняты надлежащие меры по извещению административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции №*** Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 4 ст. 263 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
<дата> в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрирован <Ф> место нахождения: <*****>.
Согласно Уставу Ф., в редакции от <дата> предметом его деятельности является формирование имущества и денежных средств на основе добровольных взносов и иных поступлений и направление их на цели деятельности Ф. (п. 2.1 Устава).
Целями создания и деятельности Ф. являются:
- формирование и развитие системы оказания материальной, юридической и иной помощи и защиты любыми законными способами лицам столкнувшихся с возможным случаем коррупции, а так же со случаями незаконных действий или бездействий должностных лиц в системе органов государственной или муниципальной власти (п. 2.2 Устава).
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике в период с <дата> по <дата> проведена проверка деятельности <Ф> за период с <дата> по <дата>, в результате которой выявлены следующие нарушения.
В ходе проверки Ф. документы, подтверждающие осуществление им деятельности, направленной на достижение уставных целей, не представлены.
Так, Управлением <дата>Ф. по месту его нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, и по электронным адресам Директора <*****> и представителя Ф. по доверенности <*****> направлено уведомление о проведении проверки №***, с приложением распоряжения о проведении проверки, содержащего дату представления необходимых для проведения проверки документов - <дата> Уведомление, согласно письму Ф. от <дата>№***, получено им <дата>.
В Управление в ответ на уведомление о проведении проверки <дата> поступило письмо от <дата>№*** представителя Ф., согласно которому представить документы для проведения проверки не представляется возможным.
В силу п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.
В соответствии с подп. 1, 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона, в установленный срок - <дата> - документы, указанные в распоряжении Управления от <дата>№*** «О проведении внеплановой документарной проверки Ф. «Правового обеспечения граждан», Ф. представлены не были.
Управлением <дата>Ф. по месту его нахождения направлено повторное уведомление о проведении проверки №*** с приложением распоряжения о проведении проверки №***, которое содержало дату представления документов, необходимых для проведения проверки.
Согласно уведомлению о вручении, повторное уведомление о проведении проверки получено адресатом <дата>.
Вместе с тем, в установленный срок - <дата> - документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, представлены не были.
Согласно информации, предоставленной Государственным учреждением «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Воткинский», по адресу: <*****>, находится частный жилой дом, без видимых признаков осуществления какой-либо общественной или юридической деятельности, вывеска о нахождении по данному адресу <Ф> отсутствует.
Фактически руководящие органы Ф. по указанному адресу не располагаются, адрес, указанный в ЕГРЮЛ, не является адресом места нахождения постоянно действующего руководящего органа Ф., что противоречит п. 2 ст. 54 ГК РФ, согласно которому государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
На проверку не представлены документы, на основании которых собственником предоставлено Ф. жилое помещение по адресу: <*****>.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В соответствии с разделом 5.1 Устава Ф. (в редакции от <дата>) высшим органом управления Ф. являлся Совет учредителей, созываемый по мере необходимости, но не реже одного раза в год. На проверку не представлены документы, подтверждающие проведение заседаний в 2016 году, а также подтверждающие рассмотрение Советом учредителей вопросов, относящихся к его исключительной компетенции (п. 5.4 Устава (в редакции от <дата>), в том числе вопросов по утверждению годовых отчетов и годовой, бухгалтерской (финансовой) отчетности и принятию решений о создании филиалов и (или) открытию представительств.
Пунктами 5.5-5.8 Устава Ф. (в редакции от <дата>) предусмотрено, что в организации образуется коллегиальный исполнительный орган - Правление, назначаемое Советом учредителей сроком на 5 лет и осуществляющее текущее руководство деятельностью Ф.. Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Документы, подтверждающие соблюдение периодичности проведения заседаний Правления в установленном уставом порядке и осуществление им деятельности, предусмотренной уставом, в том числе рассмотрение вопросов, отнесенных к компетенции Правления пунктом 5.8 устава (в редакции от <дата>), на проверку не представлены.
В соответствии с п. 6.1-6.4 Устава Ф. (в редакции от <дата>) в Ф. Советом учредителей сроком на 5 лет избирается контролирующий орган - Контрольно-ревизионная комиссия (Ревизор). Контрольно-ревизионная комиссия (Ревизор) ежегодно проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности, ежегодно предоставляет отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Правлению и один раз в пять лет представляет отчет о своей деятельности на утверждение Совета учредителей.
Документы, подтверждающие соблюдение периодичности проведения Ревизором проверок финансово-хозяйственной деятельности и предоставления отчета Правлению в установленном уставом порядке, на проверку не представлены.
Главой VII Устава (в редакции от <дата>) предусмотрено формирование Попечительского Совета, осуществляющего надзор за деятельностью Ф.. Заседания Попечительского Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Документы, подтверждающие соблюдение периодичности проведения заседаний Попечительского Совета в установленном уставом порядке и осуществление им деятельности, предусмотренной п. 7.2 Устава (в редакции от <дата>), на проверку не представлены.
<дата> утверждена новая редакция Устава Ф., действующая с <дата>.
Согласно главе V новой редакции устава органами управления Ф. являются:
- высший коллегиальный орган управления - Наблюдательный совет;
- единоличный исполнительный орган - Директор;
- орган, осуществляющий надзор за деятельностью - Попечительский совет;
- контрольно-ревизионный коллегиальный орган - Контрольно-ревизионная комиссия.
Пунктами 5.3-5.9, устава установлено, что Наблюдательный совет состоит из 3 человек, члены Наблюдательного совета назначаются решением высшего коллегиального органа и срок полномочий членов Наблюдательного совета 10 лет. Наблюдательный совет собирается по мере необходимости, но реже одного раза в год. Наблюдательный совет назначает членов Контрольно-ревизионной комиссии (п. 5.13.4). Документы, подтверждающие формирование Наблюдательного совета, избрание Наблюдательным советом членов Контрольно-ревизионной комиссии на проверку не представлены.
Таким образом, положения собственного устава (в редакции от <дата>), в части управления Ф. не соблюдались.
Установлено, что источниками финансирования Ф. в проверяемый период являлись, в том числе, благотворительные пожертвования от граждан М. (в общей сумме <сумма>.) и Р. (в сумме <сумма>.) и юридического лица <***> (в сумме <сумма>.).
Указанные средства поступили на счет Ф. в <***> в период со <дата> по <дата>
Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. К пожертвованиям применяются положения Главы 32 ГК РФ, в том числе ст. 574 «Форма договора дарения», согласно п. 2 которой договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей. Однако договор пожертвований с юридическим лицом ООО «Страна приливов» на проверку не представлен.
Жертвователи Ф.М. и Р. согласно сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», замещают различные должности в штабах П.
Кроме того, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с наименованием <***> (<***>/) указаны способы поддержки и осуществления финансового пожертвования «<***>» в виде следующих закладок: «карта», «счет», «биткойн» и «Рaypal».
В закладке «Счет» указаны реквизиты для перечисления пожертвований: на лицевой счет №*** в <***>» и лицевой счет №*** в <***>». Получателем по указанным банковским реквизитам выступает М.
Согласно выпискам о движении денежных средств по расчетному счету Ф., открытому <***>», за период со <дата> по <дата> установлено, что полученные денежные средства расходовались на:
- выплаты и переводы физическим лицам по договорам гражданско-правового характера;
- аренда, субаренда нежилых помещений;
- изготовление листовок, баннеров, печать фотографий, реклама на радио;
- оказание юридической помощи и услуги адвокатов, оказание бухгалтерских услуг и бухгалтерское сопровождение;
- иные расходы (содержание арендованных помещений, оснащение и обустройство, типографические услуги, связь и интернет, банковская комиссия за обслуживание расчетного счета, налоги и страховые платежи).
Согласно выписке о движении денежных средств по расчетному счету Ф., открытому <***>», установлено, что в проверенный Управлением период движение денежных средств составило <сумма>. израсходованы на оплату за обслуживание счета и SMS-банк.
Расходование Ф. денежных средств на цели, предусмотренные пунктом 2.2 устава, не установлено.
Ф. в период со <дата> по <дата> основные денежные средства расходованы на выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, аренду и субаренду нежилых помещений под офис в городах <*****> и др.
Согласно информации, предоставленной Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, Ф. на правах аренды использует офисные нежилые помещения по адресам:
- <*****>,
- <*****>,
- <*****>,
- <*****>
- <*****>,
- <*****>,
- <*****>,
- <*****>.
Вместе с тем п. 2 ст. 11 НК РФ определено, что обособленное подразделение организации это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Вместе с тем, Ф. сообщения о создании обособленных подразделений в налоговые органы не направлены.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ для осуществления деятельности вне места своего нахождения некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. В соответствии со ст. 55 ГК РФ сведения о представительствах и филиалах подлежат обязательному указанию в ЕГРЮЛ.
В нарушение указанных требований закона сведения о филиалах или представительствах Ф. в ЕГРЮЛ не содержатся, а также указанные сведения отсутствуют в уставе Ф..
Денежные средства, полученные Ф. за период с <дата> по <дата>, направлены на оплату договоров аренды помещений в городах, в которых у Ф., согласно данным ЕГРЮЛ, отсутствуют филиалы или представительства. По указанным адресам осуществляют деятельность Штабы команды П., основной целью деятельности которых являются расследования, борьба за экологию, выдвижение независимых кандидатов на местные выборы, организация акций протеста и других общественно-политических кампаний. Указанные цели деятельности не соответствуют целям деятельности Ф., указанным в пункте 2.2 устава.
Кроме того, Ф. ежемесячно в различных суммах осуществляются выплаты по договорам гражданско-правового характера лицам, являющимся координаторами и волонтерами Штабов команды П..
В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако документы, подтверждающие ведение Ф. бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством Российской Федерации на проверку не представлены.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Ф., указанного требования закона.
В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам.
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике в <дата> гг. Ф. не представлены необходимые формы статистической отчетности. Так, Ф. не представил статистические формы: № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций». Обязанность представления указанных форм статистического наблюдения установлена приказами Росстата от 30.08.2017 № 562 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством», от 26.06.2017 № 428 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», от 01.09.2017 № 566 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников».
Порядок предоставления отчетных сведений в соответствии с требованиями п. 3 (3.1) ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ в проверяемый период Ф. не соблюдался.
Документы, обязанность по представлению которых установлена п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация в соответствии с подп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Так, после направления Управлением в адрес Ф. предупреждения (предписания) о недопустимости нарушения законодательства, Ф.<дата> были представлены взаимоисключающие отчетные сведения: отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002 за <дата> год и заявление, подтверждающее соответствие Ф. в <дата> положениям п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, и информация о продолжении деятельности.
<дата>, после направления Управлением в адрес Ф. предупреждения (предписания) о недопустимости нарушения законодательства, Ф. на Портале Минюста России о деятельности некоммерческих организаций размещены взаимоисключающие отчетные сведения: отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002 за <дата> и заявление, подтверждающее соответствие Ф. в <дата> положениям п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, и информация о продолжении деятельности.
В силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчетные сведения, предусмотренные п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ.
Порядок размещения в сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден приказом Минюста России от 07.10.2010 г. № 252.
В ходе проверки было установлено, что отчетные сведения за 2017 год Ф. в сети «Интернет» не размещались.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае, если организация является фондом.
На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Ф., указанного требования закона.
Согласно п. 2 ст. 123.18 ГК РФ фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества. Пунктом 3.8 Устава Ф. (в редакции от <дата> и в редакции от <дата>) предусмотрено, что Ф. ежегодно публикует отчет об использовании своего имущества и денежных средств и обеспечивает доступность ознакомления с указанными отчетами.
На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Ф., указанного требования закона и положения устава.
Нарушения, отраженные в акте проверки от <дата>№***, достоверно подтверждены материалами проверки, представленными суду.
В соответствии с ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Административный ответчик, несмотря на получения акта проверки от <дата>№***<дата>, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, каких-либо возражений в отношении акта проверки не представил.
Сведения, опровергающие обстоятельства, указанные в акте проверки, не представлены и в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Ввиду отсутствия доказательств, опровергающих доводы административного истца, учитывая исследованные судом материалы проверки, проведенной административным истцом в отношении административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что нарушения, допущенные Ф., указанные в акте проверки от <дата>№***, доказаны представленными доказательствами.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. № 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (под. «а» п. 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абз. 1 п. 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в п. 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с под. «б» п. 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подп. «а», «г» и «д» п. 10 Положения, а также подп. 1, 4 и 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утв. Приказом Минюста РФ от <дата>№***, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
В соответствии с подп. 3, 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов или в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
В силу п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что Ф. грубо и неоднократно нарушены требования закона, Ф. осуществляется деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию имущества, не соответствующая целям, предусмотренным его учредительными документами, в связи с чем заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике о ликвидации <Ф> и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.
Ликвидировать <Ф>, исключить <Ф>, из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда составлено 28 декабря 2018 года.
Судья Д.Н. Шкробов