ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2489/19 от 07.11.2019 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 ноября 2019 года г.Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Березневой А.О.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2489/19 по административному иску ФИО1 к администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков, об устранении нарушенного права путем возложения обязанности на администрацию г. Тулы выкупить земельные участки,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков, об устранении нарушенного права путем возложения обязанности на администрацию г. Тулы выкупить земельные участки.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что он является собственником земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для жилищного строительства, площадью 56 900 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для жилищного строительства, площадью 113 900 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ администрация города Тулы направила в его адрес уведомления в соответствии с которыми размещение объектов индивидуального жилищного строительства на вышеуказанных земельных участках недопустимо, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО г. Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории (Н-14 – Зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения ЗОЗ РЛС «Оборона-14»). Кроме того в уведомлениях о несоответствии администрацией г. Тулы указано, что в соответствии с СП 42.13330.2016.Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) размещение на данной территории индивидуальных жилых домов не предусмотрено.

Таким образом, использование принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами и в соответствии с их разрешенным использованием невозможно в силу содержания вышеуказанных уведомлений о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь пунктом 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ, он обратился в администрацию г. Тулы с заявлением о принудительном выкупе принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами и .

Администрация г. Тулы письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала ему в принудительном выкупе вышеуказанных земельных участков, мотивировав свой отказ тем, что согласно п. 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ обязанность выкупа земельного участка возникает только у правообладателей зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, при этом установление территориальной зоны Н-14- Зона ограничения застройки источников электромагнитного излучения ЗОЗ РЛС «Оборона-14» не связано с объектами движимого и недвижимого имущества, находящимися в собственности муниципального образования город Тула, а также в связи с тем, что зона с особыми условиями использования территории установлена до приобретения им в собственность указанных участков, соответственно, действие п. 7 ст. 107 ЗК РФ в данном случае не применим.

Полагает, что вышеизложенная позиция администрации г. Тулы является незаконной и необоснованной, поскольку прямо противоречит разъяснениям, изложенным в части 25 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342 «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поскольку он приобрел земельные участки с кадастровыми номерами и после дня установления зоны Н-14, но при этом в правоустанавливающих документах на указанные земельные участки отсутствовала информация об ограничениях, то его требование о принудительном выкупе органом местного самоуправления принадлежащих ему земельных участков является законным и обоснованным.

Кроме того на земельных участках объектов недвижимого имущества нет, а убытки, причиненные ограничением прав собственности в связи с установлением зоны Н-14, предыдущему собственнику земельных участков не возмещались.

Также указывает на то, что в открытых источниках отсутствуют сведения о правообладателе объекта, в связи с размещением которого Тульской городской Думой принято решение об установлении территориальной зоны Н-14 – Зона ограничения застройки источников электромагнитного излучения ЗОЗ РЛС «Оборона-14».

Таким образом, полагает, что оспариваемое письмо администрации МО город Тула от ДД.ММ.ГГГГ нарушает его права и подлежит признанию незаконным ввиду его несоответствия п. 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ и ч. 25 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ администрации МО г. Тула в выкупе принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами , выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию МО г. Тулы выкупить принадлежащие ему на праве собственности вышеуказанные земельные участки кадастровой стоимостью 5 974 500 руб. и 11 959 500 руб.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО3, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения, в которых указала следующее. Зоны с особыми условиями использования территорий, включая санитарно-защитные зоны и зоны ограничения застройки источников электромагнитных излучений, отражены на карте комплексной оценки территории в обосновывающих материалах Генерального плана муниципального образования город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/838. Перечень зон с особыми условиями использования территории установлен статьей 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула. Зона ограничения застройки источников электромагнитного излучения РЛС «Оборона-14» установлена Приложением 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула «Карта зон с особыми условиями использования территории», утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839.

Как следует из фрагмента карты зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839, Сведений информационной системы градостроительной деятельности муниципального образования город Тула от ДД.ММ.ГГГГ (разделы «Карта градостроительного зонирования», «Карта зон с особыми условиями использования территории», «Карта зон охраны объектов культурного наследия») земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории - Н-14 - Зона ограничения застройки источников электромагнитного излучения РЛС «Оборона-14». Ориентировочная санитарно-защитная зона - 1000м. Зона ограничения застройки РЛС «Оборона-14»-5000м.

В соответствии с п. 12 ст. 107 Земельного кодекса РФ выкуп земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества осуществляется по требованию гражданина или юридического лица -правообладателя земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, направляемому соответственно правообладателю здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщику, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые указаны в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из пп. 2 п. 8 ст. 57.1 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории возмещает убытки, в случае отсутствия лиц, указанных в пп. 1 п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ.

В свою очередь, в соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 57.1 Земельного кодекса РФ лицом, возмещающим убытки является собственник здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, а в случае возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого к строительству объекта капитального строительства до ввода такого объекта в эксплуатацию, - застройщик.

Учитывая, что у объекта в связи с размещением которого определена ориентировочная зона с особыми условиями использования территории имеется собственник считают, что администрация города Тулы не является надлежащим ответчиком по данному административному иску.

Кроме того, обращает внимание суда на то, что в соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Кроме того, следует учитывать, что согласно п. 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в её границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Помимо этого, в силу п. 10 ст. 107 Земельного кодекса РФ порядок заключения соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в связи с невозможностью их использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, порядок предоставления возмещения за прекращение прав на такой земельный участок устанавливаются Правительством РФ. Однако такой порядок до настоящего времени не установлен.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемый отказ администрации города Тулы в выкупе земельных участков административного истца соответствует закону, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Представитель заинтересованного лица - Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств и возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации, привлеченный к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств и возражений не представил.

Суд, руководствуясь положениями ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО3, исследовав письменные доказательства по делу, материалы административного дела по административному иску ФИО1 к администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении нарушенного права путем возложения обязанности на администрацию г. Тулы выкупить земельные участки, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).

Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для жилищного строительства, площадью 56 900 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для жилищного строительства, площадью 113 900 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Право собственности возникло на основании договоров купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и № и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером и ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был получен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером из содержания которого ему стало известно, что принадлежащий ему участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий: Н-14 – Зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения ЗОЗ РЛС «Оборона-14». ДД.ММ.ГГГГ им также был получен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером согласно которому указанный земельный участок также полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий: Н-14 – Зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения ЗОЗ РЛС «Оборона-14».

Полагает, что нахождение указанных земельных участков в границах зоны с особыми условиями использования территорий: Н-14 – Зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения ЗОЗ РЛС «Оборона-14», исключает использование вышеуказанных земельных участков в соответствии с его разрешенным использованием – для жилищного строительства.

Административный истец в обоснование заявленных требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ администрация города Тулы направила в его адрес уведомления в соответствии с которыми размещение объектов индивидуального жилищного строительства на вышеуказанных земельных участках недопустимо, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО г. Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839, земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории (Н-14 – Зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения ЗОЗ РЛС «Оборона-14»). Кроме того в уведомлениях о несоответствии администрацией г. Тулы указано, что в соответствии с СП 42.13330.2016.Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) размещение на данной территории индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Следовательно, использование принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с их разрешенным использованием невозможно в силу содержания вышеуказанных уведомлений о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь пунктом 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ, ФИО1 обратился в администрацию г. Тулы с заявлением о принудительном выкупе принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами .

Администрация г. Тулы письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала ему в принудительном выкупе вышеуказанных земельных участков, указав, что правовых оснований для выкупа земельных участков не имеется, поскольку установление территориальной зоны Н-14 – Зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения ЗОЗ РЛС «Оборона-14», не связано с объектами движимого и недвижимого имущества, находящимися в собственности муниципального образования город Тула.

Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков, об устранении нарушенного права путем возложения обязанности на администрацию г. Тулы выкупить земельные участки, ссылаясь на то, что он приобрел земельные участки с кадастровыми номерами и после дня установления зоны Н-14, но при этом в правоустанавливающих документах на указанные земельные участки отсутствовала информация об ограничениях, данные земельные участки он не может использовать в соответствии с их разрешенным использованием – для жилищного строительства. Кроме того, в открытых источниках отсутствуют сведения о правообладателе объекта, в связи с размещением которого Тульской городской Думой принято решение об установлении территориальной зоны Н-14 – Зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения ЗОЗ РЛС «Оборона-14».

Рассматривая данные требования суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 3 указанной статьи ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим кодексом.

Как указано в п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах.

Зоны с особыми условиями использования территорий, включая санитарно-защитные зоны и зоны ограничения застройки источников электромагнитных излучений, отражены на карте комплексной оценки территории в обосновывающих материалах Генерального плана муниципального образования город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/838.

Перечень зон с особыми условиями использования территории установлен ст. 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными Решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839 (ред. от 28.05.2019).

Зона ограничения застройки источников электромагнитного излучения РЛС «Оборона-14» установлена Приложением 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула «Карта зон с особыми условиями использования территории», утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839. Согласно данным Правилам Н-14 - зоны ограничения застройки источников электромагнитного излучения. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены следующими нормативными правовыми актами: СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*).

Как указано в п. 1 ст. 19 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, определенными настоящими Правилами, с учетом ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами применительно к зонам с особым использованием территорий.

Как следует из фрагмента карты зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839, Сведений информационной системы градостроительной деятельности муниципального образования город Тула от 17.06.2019 № ПЗЗ 4121-IV-2.03 (разделы «Карта градостроительного зонирования», «Карта зон с особыми условиями использования территории», «Карта зон охраны объектов культурного наследия») земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории - Н-14 - Зона ограничения застройки источников электромагнитного излучения РЛС «Оборона-14». Ориентировочная санитарно-защитная зона - 1000м. Зона ограничения застройки РЛС «Оборона-14»-5000м.

В соответствии с пунктом 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.

Следовательно, если в случае установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории может привести к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, то по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества при соблюдении установленных правил и условий, как это установлено в п. 7 ст. 107 ЗК.

То есть обязанность выкупить такие земельные участки возлагается: на правообладателей зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, на застройщиков, на органы государственной власти, на органы местного самоуправления.

Кроме того, как указано в пункте 12 статьи 107 Земельного кодекса РФ выкуп земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, возмещение за прекращение прав на земельный участок в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи осуществляются по требованию гражданина или юридического лица - правообладателя земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, направляемому соответственно правообладателю здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщику, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые указаны в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса.

При этом, в соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 57.1 Земельного кодекса РФ убытки, предусмотренные настоящей статьей, возмещаются собственниками здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, возмещают убытки только в случае отсутствия лиц, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, или установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории в случае, если такая зона возникает в силу федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 настоящего пункта.

Как следует из письма Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в Тульский областной суд в рамках рассмотрения административного дела , и представленное в судебном заседании представителем администрации г. Тулы, радиолокационная станция «Оборона-14» находится на территории радиотехнического батальона (<адрес>), входящего в состав войсковой части <данные изъяты> Данная радиолокационная станция «Оборона-14» является федеральной собственностью, распорядителем которой является Министерство обороны Российской Федерации, и состоящей на балансе войсковой части 51858.

Также суд принимает во внимание, что в соответствии с частью 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости отказа ФИО1 в удовлетворении заявленных им административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении нарушенного права путем возложения обязанности на администрацию г. Тулы выкупить земельные участки - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 15.11.2019

Судья: