2а-2489/2021
43RS0002-01-2021-004507-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<...> 20 августа 2021 года
Октябрьский районный суд города Кирова в составе
судьи Кожевниковой И.П., при секретаре Гальвас Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 20 по Самарской области о признании решения налогового органа незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары о признании незаконным решения ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 14.04.2017 № 1647 об исключении ООО «Строй Городок» (ОГРН <***>) из ЕГРЮЛ и обязании административного ответчика исключить из ЕГРЮЛ запись от 07.08.2017 за государственным регистрационным номером 6176313147290 о прекращении деятельности общества. В обоснование указал, что ООО «Строй Городок» (ОГРН <***>) состояло на регистрационном учете в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары. На основании справки «О непредставлении в течение 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах», справки «Об отсутствии в течение 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам» регистрирующий орган 14.04.2017 принял решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (запись ГРН 2176313573863). Поскольку заявлений кредиторов и заинтересованных лиц в отношении данного юридического лица в инспекцию не поступило, 07.08.2017 на основании решения налогового органа ООО «Строй Городок» было исключено из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность (запись ГРН 6176313147290). Ссылаясь на положения ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ и указывает, что юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке указанной статьи только в случае фактического прекращения своей деятельности. Однако, наличие формальных признаков недействующего юридического лица (непредставление отчетности и отсутствие операций по счету) не влечет его исключение из реестра юридического лица, учитывая, что ООО «Строй Городок» фактически свою деятельность не прекратило, и лишение его статуса юридического лица препятствует осуществлению текущей хозяйственной деятельности организации, нарушает права и интересы ООО «Строй Городок» и его учредителя. Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о предстоящем исключении ООО «Строй Городок» от 14.04.2017, и, как следствие, совершение действий по внесению в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности указанного юридического лица в связи с его исключением. Кроме того, из содержания справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов невозможно установить дату совершения по расчетному счету Общества последней операции, что не соответствует требованиям формы справки согласно приложению № 2 к приказу Минфина России от 28.02.2006 № 32н и что также исключает отсутствие правовых оснований для принятия инспекцией решения о предстоящем исключении ООО «Строй Городок» из публичного реестра как фактически недействующего юридического лица. 11.03.2021 ФИО1 обращался в УФНС России по Самарской области с жалобой на решение ИНФС по Красноглинскому району г. Самары, 12.03.2021 жалоба была оставлена без рассмотрения. Административный истец считает, что исключение Общества из ЕГРЮЛ незаконно и нарушает его права и законные интересы, просит признать решение налогового органа незаконным, обязать инспекцию исключить из ЕГРЮЛ запись от 07.08.2017 за государственным регистрационным номером 6176313147290 о прекращении деятельности общества.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, причина неявки не известна, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо относительно требований не направил.
Протокольным определением произведена замена ненадлежащего административного ответчика ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары на надлежащего – ее правопреемника Межрайонную ИФНС России № 20 по Самарской области.
Представитель административного ответчика МРИ ФНС России № 20 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, направил письменный отзыв, в котором просит дело рассмотреть без участия инспекции, в удовлетворении заявленных требований просит отказать. Также указали, что в регистрирующий орган из Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области поступили справки от 12.04.2017 по форме 200-О (Справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности) и 200 – С (Справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых) в отношении ООО «Строй Городок», на основании которых было принято решение № 1647 от 14.04.2017 и внесена запись в ЕГРЮЛ о предстоящем исключении недействующего юридического лица (ГРН 2176313573863 от 14.04.04.2017). Решение № 1647 от 14.04.2017 было опубликовано в Журнале «Вестник государственной регистрации « часть 2 № 15 (629) от 19.04.2017/4829. Инспекцией соблюден предусмотренный действующим законодательством механизм раскрытия информации о принятии решения о предстоящем исключении юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений о фактах деятельности юридических лиц и о принятии в отношении них соответствующих решений. Обязанность иным способом уведомлять о принятом Инспекцией решении о предстоящем исключении законом не предусмотрена. Публичный и общедоступный характер сведений государственного реестра предполагает осведомленность заинтересованных лиц о записях, содержащихся в ЕГРЮЛ. По истечение 15 дней со дня окончания трехмесячного срока с момента опубликования решения о предстоящем исключении в журнале «Вестник государственной регистрации» регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, путем внесения соответствующей записи. В данном случае ФИО1 не реализовал возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра, поэтому регистрирующий орган в соответствии с п. 7 ст. 22 ФЗ № 129-ФЗ правомерно исключил недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения соответствующей записи. Только наличие одновременно двух признаков, указанных в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ,, налоговый орган не вправе устанавливать иные обстоятельства. Таким образом, считают, что запись ГРН 6176313147290, внесенная Инспекцией от 07.08.2017, об исключении юридического лица ООО «Строй Городок» из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ является правомерной. Информацией об исключении юридического лица как недействующего ФИО1 обладал 12.01.2021. Данные сведения были внесены в ЕГРЮЛ 07.08.2017, а с жалобой ФИО1 обратился лишь 26.07.2021, то есть с пропуском установленного законом процессуального срока, доказательств объективно препятствующих своевременному обращению не представил. Помимо прочего, В ЕГРЮЛ содержится информация о недостоверности сведений об адресе ООО «Строй Город»: 445009 <...> (ГРН 2176313862877 от 13.06.2017). Наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более шести месяцев с момента внесения такой записи, так же влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем указано в п.п. б ч. 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ. Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пункт 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (редакции действовавшей на момент возникновения правоотношений) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит предписание о том, что соответствующие записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
Согласно п. 1, п. 2, п. 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.В приказе Федеральной налоговой службы России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
Как установлено в судебном заседании в регистрирующий орган из Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области поступили справки от 12.04.2017 по форме 200-О (Справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности) и 200 – С (Справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых) в отношении ООО «Строй Городок», на основании которых было принято решение № 1647 от 14.04.2017 и внесена запись в ЕГРЮЛ о предстоящем исключении недействующего юридического лица (ГРН 2176313573863 от 14.04.04.2017).
Решение № 1647 от 14.04.2017 было опубликовано в Журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 15 (629) от 19.04.2017/4829.
Таким образом, Инспекцией соблюден предусмотренный действующим законодательством механизм раскрытия информации о принятии решения о предстоящем исключении юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений о фактах деятельности юридических лиц и о принятии в отношении них соответствующих решений. Обязанность иным способом уведомлять о принятом Инспекцией решении о предстоящем исключении законом не предусмотрена.
Публичный и общедоступный характер сведений государственного реестра предполагает осведомленность заинтересованных лиц о записях, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Согласно п. 4 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ заявления заинтересованных лиц могут быть направлены в регистрирующий орган в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
По истечение 15 дней со дня окончания трехмесячного срока с момента опубликования решения о предстоящем исключении в журнале «Вестник государственной регистрации» регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, путем внесения соответствующей записи.
Согласно п. 7 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ, если в течение названного трехмесячного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица ООО «Строй Городок» из ЕГРЮЛ, в том числе, административным истцом, в инспекцию представлены не были.
Как следует из материалов дела, доводов сторон, регистрирующим органом 07.08.2017 в государственный реестр была внесена запись об исключении юридического лица ООО «Строй Городок» из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ГРН 6176313147290).
На основании изложенного выше, процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена, при это, ФИО1, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ, проявив заботливость и осмотрительность, имел возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ и направить в соответствующий регистрирующий орган заявление о несогласии с исключением Общества из ЕГРЮЛ.
В данном случае ФИО1 не реализовал возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра, поэтому регистрирующий орган в соответствии с п. 7 ст. 22 ФЗ № 129-ФЗ правомерно исключил недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения соответствующей записи.
Только наличие одновременно двух признаков, указанных в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ,, налоговый орган не вправе устанавливать иные обстоятельства.
Таким образом, считают, что запись ГРН 6176313147290, внесенная Инспекцией от 07.08.2017, об исключении юридического лица ООО «Строй Городок» из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ является правомерной.
Также в судебном заседании установлено, что в ЕГРЮЛ содержится информация о недостоверности сведений об адресе ООО «Строй Город»: 445009 <...> (ГРН 2176313862877 от 13.06.2017).
Внесению записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений предшествует процедура, установленная п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ и предусматривающая направление юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и должностному лицу уведомления о необходимости представления достоверных сведений, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 18 Оснований и Порядка).
В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более шести месяцев с момента внесения такой записи, так же влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем указано в п.п. б ч. 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
В силу п. 8 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из обращения ФИО1 от 12.01.2021 (вх. № 01-028/01377 от 20.01.2021) следует, что информацией об исключении ООО «Строй Городок» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица он обладал 12.01.2021, сведения об исключении Общества из ЕГРЮЛ внесены 07.08.2017, а с требованиями об оспаривании решения налогового органа обратился истец лишь 26.07.2021, то есть за пределами установленного законом срока.
На основании изложенного и руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд не может согласиться с доводами административного истца, указанными в иске и находит их необоснованными, направленными на ошибочное толкование норм действующего законодательства, поскольку выше приведенными нормами закона не предусмотрена обязанность регистрирующим органом иным способом уведомлять о принятом инспекцией решении о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Суд приходит к выводу, что механизм раскрытия информации о принятии решения о предстоящем исключении юридических лиц, инспекцией соблюден в соответствии с действующим законодательством.
Судом приняты во внимание возражения ответчика и о том, что в ЕГРЮЛ содержится недостоверная информация об адресе Общества, а наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более шести месяцев с момента внесения такой записи, что так же влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем указано в п.п. б ч. 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
Также учтены возражения относительно пропуска срока обращения в суд.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь положениями приведенных норм права, определив имеющие для дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение об исключении ООО «Строй Город» из ЕГРЮЛ налоговым органом, соответственно принято и совершено в пределах полномочий инспекции, на основании определенного ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ порядка исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ, нарушения порядка принятия оспариваемого решения не установлено в судебном заседании. Предусмотренных законом оснований для отказа административным ответчиком внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ не имелось.
Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом учтено, что административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для обжалования в суд оспариваемого решения регистрирующего органа. Решение ИФНС по Красноглинскому району г. Самары было принято 14.04.2017, информацией об исключении Общества из ЕГРЮЛ истец обладал 12.01.2021, а в суд с настоящим административным иском ФИО1 обратился лишь в июле 2021 году. Ходатайств о восстановлении срока не заявлено.
Поскольку решение налогового органа не нарушает права и законные интересы административного истца, приняты и совершены в соответствии с нормами действующего законодательства, а также в связи с пропуском срока на обжалование решения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 175,177, 180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 20 по Самарской области о признании решения налогового органа незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.П. Кожевникова
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2021.