ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-248/18 от 08.09.2018 Нукутского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2018 года п.Новонукутский

Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ербадаева С.В., при секретаре Баторовой И.В., с участием прокурора-помощника прокурора Нукутского района Шобоева И.В., административного истца, кандидата на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» ФИО1, действующей на основании решения Нукутской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика, председателя Нукутской территориальной избирательной комиссии ФИО2, действующей на основании Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованного лица, кандидата на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН, действующей на основании решения Нукутской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-248/2018 по административному исковому заявлению кандидата на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» ФИО1 к Нукутской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным бездействия Нукутской ТИК, выразившегося в необращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН, об установлении факта нарушения избирательных прав граждан кандидатом на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН

установил:

В суд обратилась кандидат на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» ФИО1 с административным исковым заявлением к Нукутской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным бездействия Нукутской ТИК, выразившегося в необращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН, об установлении факта нарушения избирательных прав граждан кандидатом на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН

В обоснование исковых требований указано, что она, ФИО1, является зарегистрированным кандидатом на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» на основании решения Нукутской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

Также, Решением Нукутской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГКОН была зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального образования «Новонукутское», в настоящее время действующий Глава муниципального образования «Новонукутское».

Так, кандидат на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН во время предвыборной компании, используя преимущества своего должностного положения, проводила предвыборную агитацию, информируя избирателей через средства массовой информации, на встречах с трудовыми коллективами о ее деятельности в качестве Главы Администрации и подводя итоги работы Администрации муниципального образования «Новонукутское» за предыдущий период работы, что подтверждается публикацией в местной газете «Свет Октября» от 31 августа 2018 г. № 34 (7245). Тем самым кандидат КОН побуждала избирателей к голосованию за ее кандидатуру, т.е. обнародовала в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчет о проделанной работе, распространяла от имени гражданина, являющегося кандидатом.

При этом Нукутская территориальная избирательная комиссии не предприняла никаких пресекательных мер в отношении вышеуказанного кандидата, тем самым нарушила требования статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В связи с указанным административный истец ФИО1 считает, что вышеуказанное бездействие является незаконным, по следующим основаниям:

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные должности, кандидаты, находящиеся на государственной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под использованием преимуществ должностного или служебного положения в данном Федеральном законе понимается, в том числе, обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом.

Указанными обстоятельствами нарушены права ФИО1, как зарегистрированного кандидата на должность Главы муниципального образования «Новонукутское», в том числе принцип равенства кандидатов перед законом, установленный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Административный истец ФИО1 считает, что кандидат на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН нарушила вышеуказанные положения закона и воспользовалась своим служебным положением в период проведения предвыборной компании. При этом Нукутская территориальная избирательная комиссия бездействовала, следовательно, не исполнила возложенные на нее обязанности.

На основании вышеизложенного кандидат на должность Главы МО «Новонукутское» ФИО1 просила суд:

1. Признать бездействие Нукутской территориальной избирательной комиссии, выразившееся в необращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН, незаконным.

2. Установить факт нарушения избирательных прав граждан кандидатом на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН.

В судебном заседании административный истец, кандидат на должность Главы МО «Новонукутское» ФИО1 исковое заявление поддержала в полном объеме, просила суд его удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика, председатель Нукутской территориальной избирательной комиссии ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Прокурор Шобоев И.В. в своем заключении не согласился с административным исковым заявлением и полагал, что оснований для его удовлетворения не имеется.

Заинтересованное лицо, кандидат на должность Главы МО «Новонукутское» КОН в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо КОН, заключение прокурора Шобоева И.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства РФ.

В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В судебном заседании были исследованы письменные материалы административного дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением избирательной комиссии Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнение полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Новонукутское» возложено на Нукутскую территориальную избирательную комиссию.

Решением председателя Думы и Главы Администрации муниципального образования «Новонукутское» КОН от ДД.ММ.ГГГГ выборы Главы муниципального образования «Новонукутское» назначены на 09 сентября 2018 г.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Нукутской территориальной избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального образования «Новонукутское».

Решением Нукутской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГКОН зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального образования «Новонукутское».

В соответствии с ч.10 ст.24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В соответствии с п.5 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.

Указание на обязательное обращение избирательной комиссии в суд с административным иском в защиту нарушенных избирательных прав пункт 5 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ не содержит и кроме того, это возможно только при наличии предусмотренных законом оснований.

Также, силу положений п.«в» ч.7 ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидат на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» ФИО1, полагая, что ее избирательные права нарушены, имела право сама обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата КОН в сроки, установленные законом.

Таким образом, суд не находит оснований для признания бездействия Нукутской территориальной избирательной комиссии незаконным.

Разрешая вопрос о нарушении кандидатом на должность Главы МО «Новонукутское» КОН избирательных прав граждан, суд приходит к следующему выводу.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в целях применения закона в соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», понимается в том числе:

з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

В силу положений, содержащихся в статье 40 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидаты, замещающие государственные должности, кандидаты, находящиеся на государственной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Исходя из положений, приведенных в пункте 2 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата либо против него;

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.

При этом кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (часть 4 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ).

Из общественно-политической газеты Нукутского района «Свет Октября» следует, что в номере 34 (7245) от 31 августа 2018 года была опубликована статья «КОН. Кандидат на должность главы муниципального образования «Новонукутское». Указанная статья подписана КОН, а также имеется указание на то, что статья оплачена из избирательного фонда кандидата на должность Главы МО «Новонукутское» КОН

При этом судом установлено, что в указанной статье содержится информация о деятельности администрации муниципального образования «Новонукутское» в целом.

Вместе с тем, суд считает, что указанная информация отчетом о проделанной КОН как Главой МО «Новонукутское» работе, применительно к положению подпункта «з» пункта 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не является, поскольку не содержит сведений о конкретном периоде и о полном объеме выполненной за такой период работы Главой муниципального образования «Новонукутское» КОН

Информирование же граждан о своей деятельности избирательным законодательством не запрещается.

Согласно пояснениям председателя ТИК ФИО2, протоколу жеребьевки по распределению платной печатной площади по выборам глав муниципальных объединений, счета №354 от 28.08.2018г. за размещение в газете предвыборного агитационного материала, платежного поручения № 690767 от 28.08.2018г. об оплате счета № 354, у кандидата на должность главы КОН был открыт избирательный фонд, из которого было оплачена публикация статьи в газете «Свет Октября» №34 от 31.08.2018г.

Суд, в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления кандидата на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» ФИО1 к Нукутской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным бездействия Нукутской ТИК, выразившегося в необращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН, об установлении факта нарушения избирательных прав граждан кандидатом на должность Главы муниципального образования «Новонукутское» КОН отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нукутский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий