ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-248/19 от 18.10.2019 Грозненского гарнизонного военного суда (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2019 г. г. Грозный

Грозненский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Аушева А-М.З., при секретаре судебного заседания Дутаеве Ю.И., с участием административного истца Полянского А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты>Полянского А.Н. об оспаривании действий заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях путем выдачи государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Полянский обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Югрегионжилье») от 11 сентября 2019 г. № об отказе в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС), а также обязать названное должностное лицо жилищного органа отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на указанный учет.

В судебном заседании Полянский вышеизложенные требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив при этом, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части , дислоцированной в <адрес><адрес>, и в связи с увольнением с военной службы по истечении срока контракта обратился в ФГКУ «Югрегионжилье» с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма путем выдачи государственного жилищного сертификата.

Однако решением заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ ему и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что его общая продолжительность военной службы составляет менее 20 лет.

Вместе с тем, по мнению административного истца, указанное решение должностного лица жилищного органа является незаконным и подлежит отмене, поскольку с учетом периода его службы в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, общая продолжительность его военной службы составляет 20 лет и 11 месяцев, в связи с чем он и члены его семьи должны быть приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания административные ответчики – заместитель начальника ФГКУ «Югрегионжилье» и начальник ФГКУ «Югрегионжилье», привлеченный к участию в деле в соответствии с ч. 2 ст. 221 КАС РФ в качестве второго ответчика, в суд не явились и не настаивали на рассмотрении дела с их участием.

В направленных в суд возражениях представитель начальника ФГКУ «Югрегионжилье» Апрышкина требования административного истца не признала и просила в их удовлетворении отказать в связи с тем, что на дату принятия оспариваемого решения общая продолжительность военной службы Полянского в календарном исчислении составляла менее 10 лет, что свидетельствует об отсутствии у административного истца права на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма путем выдачи жилищного сертификата. При этом служба административного истца в Управление Федеральной службы исполнения наказаний не является военной службой, в связи с чем не может быть включена в общую продолжительность военной службы Полянского.

Кроме того, в своих возражениях Апрышкина также указала, что административный истец не представил в жилищный орган заявление (рапорт) о включении его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе, а кроме того он относится к обязательной категории военнослужащих, обеспечиваемых жилым помещением посредством участия в НИС.

Заслушав пояснения административного истца, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов личного дела Полянского, а именно: послужного списка и архивной справки начальника отдела кадров УФСИН России по <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и контрактов о прохождении военной службы, а также выписок из приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ФКУ СИЗО<адрес> в должности <данные изъяты>, после чего 27 февраля 2010 г., заключив первый контракт, поступил на военную службу, которую проходил в войсковой части до 25 декабря 2016 г., а в дальнейшем с 26 декабря 2016 г. – в войсковой части , дислоцированной в <адрес>.

Кроме того, из послужного списка Полянского также усматривается, что приказом <данные изъяты> 58 общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу присвоено воинское звание «<данные изъяты>».

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Полянский уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта (п.п. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

При этом суммарная продолжительность службы административного истца в календарном исчислении по состоянию на 6 декабря 2018 г., как усматривается из исследованной в судебном заседании справки о выслуге лет военнослужащего, составляла 20 лет 3 месяца и 16 дней, из которых 10 лет 7 месяцев и 16 дней – военная служба и 9 лет 7 месяцев и 23 дня – служба в УФСИН России.

14 июня 2019 г. административный истец обратился в ФГКУ «Югрегионжилье» с заявлением, в котором просил принять его с составом семьи пять человек (он, его супруга и 3 детей) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом в данном заявлении в качестве формы обеспечения его жилым помещением административный истец указал жилищный сертификат, что подтверждается исследованной в судебном заседании копией данного заявления от указанной даты.

Однако решением заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ Полянскому и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом в обоснование данного решения указано, что выслуга Полянского в Вооруженных силах Российской Федерации в календарном исчислении составляла 11 лет и 4 месяца, а служба в уголовно-исполнительной системе не может быть включена в общий стаж военной службы истца.

Оценивая вышеуказанное решение должностного лица жилищного органа, суд исходит из следующего.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

Пунктом 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, определено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, а также службы, в том числе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

При этом в общую продолжительность военной службы военнослужащего, как это определено п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, включается все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

Как установлено в судебном заседании и это не оспаривается сторонами, по состоянию на 6 декабря 2018 г. суммарная продолжительность службы Полянского составляла 20 лет 3 месяца и 16 дней, из которых 10 лет 7 месяцев и 16 дней – военная служба и 9 лет 7 месяцев и 23 дня – служба в УФСИН России <адрес>.

При этом из сообщения начальника Федерального государственного казенного учреждения СИЗО-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Полянский А.Н. в период с 6 февраля 1998 г. по 28 сентября 2007 г. проходил службу в названом учреждении в должности инспектора отдела режима, которая содержалась за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, на дату принятия оспариваемого решения заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье», суммарная выслуга лет Полянского А.Н. в Вооруженных силах Российской Федерации, а также на должностях в УФСИН России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, составляла более 20 лет, что, по мнению суда, свидетельствует о наличии у административного истца права на обеспечение жилым помещением путем выдачи ГЖС.

При этом доводы представителя ответчика о том, что административный истец не представил в жилищный орган заявление (рапорт) о включении его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и административный истец относится к обязательной категории военнослужащих, обеспечиваемых жилым помещением посредством участия в НИС, являются несостоятельными, поскольку в своем заявлении в жилищный орган от 14 июня 2019 г. Полянский фактически выразил свое желание быть обеспеченным жилым помещением именно путем выдачи ему жилищного сертификата.

Кроме того, поскольку Полянскому оспариваемым решением было отказано в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в связи с тем, что его общая продолжительность военной службы составляет менее 20 лет, то вышеуказанные доводы не могут свидетельствовать о законности оспариваемого административным истцом решения.

С учетом изложенного, суд признает незаконными действия заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье», связанные с отказом в принятии административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи жилищного сертификата, и для восстановления нарушенных прав Полянского А.Н. считает необходимым возложить на указанное должностное лицо жилищного органа обязанность отменить оспариваемое решение, и повторно рассмотреть вопрос о принятии Полянского А.Н. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях путем выдачи государственного жилищного сертификата.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Полянского А.Н. удовлетворить.

Признать незаконными действия заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в принятии административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях путем выдачи государственного жилищного сертификата.

Обязать заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях путем выдачи государственного жилищного сертификата, и повторно рассмотреть вопрос о принятии Полянского А.Н. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях путем выдачи государственного жилищного сертификата, о чем в тот же срок сообщить в суд и Полянскому А.Н.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Грозненский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий А-М.З. Аушев