ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-248/2018 от 10.04.2018 Иловлинского районного суда (Волгоградская область)

№ 2а-248/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Иловля 10 апреля 2018 года

Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Ревенко О.В.,

при секретаре Кривохатько Ю.А.,

с участием административного истца – старшего помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Чекуновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций по Волгоградской области о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций по Волгоградской области о признании информации распространяемой в сети Интернет по электронному адресу: https://ok.ru/fiktivny, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения действующего законодательства, посредством мониторинга выявлена страница сайта с информацией о возможности заключения незаконного (фиктивного) брака по электронному адресу: https://ok.ru/fiktivny. На указанном сайте размещена информация о возможности незаконного (фиктивного) заключения брака, где участники группы выкладывают информацию о себе, принадлежности к гражданству той или иной страны, стоимость «услуги», а также указывают цель заключения фиктивного брака, при этом основной целью заключения фиктивного брака является упрощенная процедура получения гражданства иностранного государства.

Материалы Интернет-ресурса являются общедоступными, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение, отсутствует.

Свободный доступ к сайту, на котором размещена информация о возможности заключения незаконного (фиктивного) брака, не соответствует требованиям закона. Размещенная на сайте информация является противоправной, негативно влияет на миграционные процессы в стране, создает предпосылки для развития на территории РФ процесса нелегальной миграции, а также негативно сказывается на межнациональных отношениях в целом.

В целях пресечения доступа к таким сайтам, восстановления нарушенных прав неопределённого круга лиц, прокурор, ссылаясь на ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона от «О прокуратуре Российской Федерации», просил суд признать информационные материалы, содержащие сведения о возможности заключения незаконного (фиктивного) брака, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом сайта https://ok.ru/fiktivny, запрещёнными к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Чекунова Е.С. поддержала заявленные требования в полном объёме по основаниям, указанным в иске. Суду пояснила, что целью обращения с административным иском в защиту неопределённого круга лиц о признании размещенной в сети «Интернет» информации, вовлекающей неограниченный круг граждан к заключению незаконного (фиктивного) брака, запрещённой к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной. Распространение названной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

Административный ответчик – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просили провести судебное заседание в их отсутствие. В письменном отзыве на иск возражали против его удовлетворения, указывая на то, что надлежащим ответчиком по данной категории дел должны являться лица, участвующие в распространении информации: владелец сайта сети «Интернет», на котором размещена запрещенная информация, а при невозможности его установить – хостинг-провайдер. В данном случае надлежащим ответчиком является владелец группы, расположенной по URL-адресу https://ok.ru/fiktivny в социальной сети «Одноклассники», владельцем которой является ООО «Мэйл.Ру». Поскольку Роскомнадзор, его территориальные органы не являются распространителем информации, признаваемой запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке, не осуществляет ее распространение, обработку, хранение, не предоставляет вычислительные мощности владельцам ресурсов, то он не является надлежащим ответчиком по данному спору.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 ФЗ № 149).

Частью 6 ст. 10 Федерального закона N 149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 Федерального закона N 149, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона N 149 в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой Иловлинского района проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, а также миграционного законодательства, в ходе которой был осуществлен мониторинг сети «Интернет» и интернет-ресурсов, было выявлено, что на сайте https://ok.ru/fiktivny размещена группа под наименованием: «Фиктивный брак», в которой содержатся сведения о возможности незаконного (фиктивного) заключения брака, при этом основной целью заключения фиктивного брака является упрощенная процедура получения гражданства иностранного государства, что подтверждается актом осмотра Интернет-ресурсов от 15 марта 2018 года (л.д.8-9).

Материалы Интернет-ресурса являются общедоступными, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует. Свободный доступ к сайту, на котором содержатся сведения о возможности незаконного (фиктивного) заключения брака, не соответствует требованиям закона.

На выявленном Интернет-сайте размещена информация, где участники группы выкладывают информацию о себе, принадлежности к гражданству той или иной страны, стоимость «услуги», а также указывает цель заключения фиктивного брака, при этом основной целью заключения фиктивного брака является упрощенная процедура получения гражданства иностранного государства. Данные обстоятельства подтверждаются скриншотами Интернет-страниц (л.д.10-15).

Пунктом 4 ч.3 ст.6 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» предусмотрено, что разрешение на временное проживание иностранцев в России может быть выдано лицу, состоящему в браке с российским гражданином.

В силу п. «б» ч.2 ст.14 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», иностранные граждане и лица без гражданства, состоящие в браке с россиянами не менее трех лет, могут вступить в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания в стране.

В этой связи с целью упрощенной процедуры легализации на территории РФ иностранные граждане на возмездной основе заключают браки с гражданами РФ.

Согласно ст.14 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе РФ», иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.43 указанного Закона, лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статьей 322 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Размещенный на вышеуказанной Интернет - странице материал направлен на неограниченный круг лиц.

Размещенная на сайте информация является противоправной, негативно влияет на миграционные процессы в стране, создает предпосылки для развития на территории РФ процесса нелегальной миграции, а также негативно сказывается на межнациональных отношениях в целом.

Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно - телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Распространение вышеуказанной информации, выявленной органом прокуратуры в ходе мониторинга сети Интернет на сайте https://ok.ru/fiktivny, противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя в сфере законодательства в области миграции.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает требования прокурора о признании информации, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте https://ok.ru/fiktivny, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации подлежащими удовлетворению.

Сведения о включении вышеуказанной Интернет-страницы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», отсутствуют, что подтверждается материалами дела (л.д. 15-17).

Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адрес, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п.2 данных Правил, создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Формирование и ведение единого реестра осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организаций, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и вступившие в законную силу решения судов о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Согласно п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Учитывая изложенное, довод административного ответчика о нецелесообразности возложения на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, обязанности внесения сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», суд считает необоснованным.

Сведений о включении вышеуказанных интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», суду не предоставлено, на момент проверки сайта владельцы сайта идентифицированы не были.

В соответствии с п. 5.1.7. Постановления Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» к числу полномочий Службы относятся создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено";

в соответствии с п 5.1.7(1). - принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в пределах компетенции, установленной Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Федеральным законом № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций возложены обязанности по мониторингу сети «Интернет» и занесению информации в Реестр, содержащий информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации.

В рамках возложенных на административного ответчика обязанностей меры по выявлению владельцев группы, расположенной по URL- адресу https://ok.ru/fiktivny, не приняты, сведения об указанных лицах суду не представлены, владелец указанной группы не установлен, в связи с чем доводы Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о том, что Управление не является надлежащим административным ответчиком по настоящему спору, суд находит несостоятельными.

Решение о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению, является основанием для внесения сайта с URL-адресом https://ok.ru/fiktivny, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии со ст. 15.1 ФЗ Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций по Волгоградской области о признании информации распространяемой в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте https://ok.ru/fiktivny, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Ревенко

Мотивированное решение составлено 13 апреля 2018 года.

Председательствующий О.В. Ревенко