ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2491/2118 от 18.02.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-2491/21 18 февраля 2021 года

47RS0004-01-2020-007737-09

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению депутата Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 к Главе муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Совету депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения л/с от 10.08.2020г.,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился во Всеволожский городской суд к Главе муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Совету депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения л/с от 10.08.2020г.

В обоснование заявленных требований указал, что решением совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от 12.09.2019г. ФИО5 был избран на должность заместителя председателя совета депутатов на постоянной основе.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены результаты выборов совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Свердловским одномандатным избирательным округам №, 12, 13, 14, 15 оформленные протоколами Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловским одномандатным избирательным округам №, 12, 13, 14, 15 от ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Ленинградского областного суда решение суда оставлено без изменения.

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными результаты выборов депутатов совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Свердловским одномандатным избирательным округам №, 12, 13, 14, 15.

Признаны утратившими силу пункты 11-15 решения территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации избранных депутатов совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Свердловским одномандатным избирательным округам №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15».

С ДД.ММ.ГГГГФИО5 перестал быть депутатом МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

Глава МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> вынес распоряжение л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении ФИО5 полномочий заместителя председателя совета депутатов МО Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>».

Указанное распоряжение административный истец считает незаконным, вынесенным с нарушением порядка и правил рассмотрения вопроса о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов, том числе на том основании, что Глава муниципального образования не обладает полномочиями принимать решения о назначении либо прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов. Поскольку решение вопроса о прекращении полномочий ФИО5, как заместителя председателя совета депутатов, не были вынесены на обсуждение на заседании совета депутатов, истец полагает, что ее право, как лица имеющего право на голосование, было нарушено.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении. Представитель административных ответчиков в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований, по основаниям изложенным в письменном отзыве на административный иск.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.

Основанием учреждения местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти в городских, сельских поселениях и на других территориях (статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации) является воля населения этих территорий, выраженная непосредственно или через образованные им выборные (представительные) органы местного самоуправления. Соответственно, реализация полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления основана на мандате, полученном в установленном законом порядке, а срок этих полномочий должен, как правило, совпадать со сроком действия мандата. Произвольное сокращение такого срока, наличие которого является существенным и обязательным условием периодичности выборов и непрерывности осуществления муниципальной власти, могло бы поставить под сомнение правомерно выраженную волю населения муниципального образования при формировании состава выборного органа местного самоуправления, замещении должности выборного должностного лица местного самоуправления и тем самым привести к нарушению статей 1 (часть 1), 3 (часть 3), 12, 32 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 130 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Этими общими принципами предопределены и закрепленные названным Федеральным законом основы правового статуса выборных должностных лиц местного самоуправления, включая правила, относящиеся к установлению сроков соответствующего мандата, момента его начала и окончания, а также основания досрочного прекращения полномочий.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1487-О, положение части 3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (абзац первый), направлено на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и как таковое не нарушает какие-либо конституционные права и свободы. Данный вывод относится и к положению абзаца второго части 3 той же статьи, определяющего начало и окончание срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства судом установлено и материалами дела подтверждается, что Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены результаты выборов совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Свердловским одномандатным избирательным округам №, 12, 13, 14, 15 оформленные протоколами Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловским одномандатным избирательным округам №, 12, 13, 14, 15 от ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Ленинградского областного суда решение суда оставлено без изменения.

Далее, решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными результаты выборов депутатов совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Свердловским одномандатным избирательным округам №, 12, 13, 14, 15.

Признаны утратившими силу пункты 11-15 решения территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации избранных депутатов совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Свердловским одномандатным избирательным округам №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15».

В связи с изложенными обстоятельствами, Главой Муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение л/с «О прекращении ФИО5 полномочий заместителя председателя совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>».

Кроме того, в тексте данного распоряжения указано, что ФИО5 утратил статус депутата совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу , в связи т с чем ФИО5 не имеет правовых оснований для замещения должности заместителя председателя совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, избираемого из состава совета депутатов муниципального образования, в состав которого ФИО5 более не входит.

Также в оспариваемом распоряжении указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО5 получил уведомление о принятом Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> решении от ДД.ММ.ГГГГ, которым признаны недействительными результаты выборов депутатов совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Свердловским одномандатным избирательным округам №, 12, 13, 14, 15.

Таким образом, на основании указанного распоряжения л/с, с ДД.ММ.ГГГГ прекращены полномочия ФИО5, как заместителя председателя совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в связи с утратой им статуса депутата совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

В обоснование своих доводов административный истец указал, что в силу ст. 6 Регламента совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, следует, что компетенцией по прекращению полномочий заместителя председателя совета депутатов, обладает совет депутатов в соответствие с Регламентом.

Однако, суд не может согласиться с указанными доводами в силу следующего.

Как следует из положений ст. 6 Регламента:

Заместитель председателя совета депутатов избирается из числа депутатов совета депутатов на срок полномочий совета депутатов, если иное не установлено настоящей статьёй.

Заместитель председателя совета депутатов избирается открытым голосованием.

Заместитель председателя совета депутатов выполняет функции председателя совета депутатов при временном отсутствии председателя совета депутатов (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность и др.).

Кандидаты для избрания на должность заместителя председателя совета депутатов выдвигаются на заседании совета депутатов депутатами, группами депутатов (фракциями) совета депутатов, а также в порядке самовыдвижения. После начала обсуждения выдвижение новых кандидатур не допускается.Кандидатура для избрания на должность заместителя председателя совета депутатов может также представляться главой муниципального образования.

Каждому депутату совета депутатов гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения деловых и личных качеств кандидата.

Голосование проводится по каждой выдвинутой кандидатуре на должность заместителя председателя совета депутатов, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

Депутат совета депутатов голосовать «За» может только в отношении одной выдвинутой кандидатуры.

Избранным на должность заместителя председателя совета депутатов считается кандидат, набравший большинство голосов от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов совета депутатов.

Итоги голосования оформляются решением совета депутатов.

Решение об избрании (о прекращении полномочий) заместителя председателя совета депутатов публикуется в средствах массовой информации муниципального образования.

В случае если выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не получил требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов. Если при голосовании по двум кандидатурам ни один из двух кандидатов не набрал большинства голосов от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов совета депутатов, то по кандидатуре, набравшей большее число голосов, проводится еще один тур голосования. Если при этом кандидат не набрал необходимого числа голосов депутатов, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов. При этом возможно выдвижение прежних кандидатур.

Заместитель председателя совета депутатов может быть освобожден от должности в случае неоднократного его грубого нарушения требований действующего законодательства, Устава муниципального образования, Регламента совета депутатов, иных правовых актов совета депутатов, должностной инструкции.

Инициатива главы муниципального образования или депутатов совета депутатов об освобождении заместителя председателя совета депутатов от должности, выдвинутая не менее половины депутатов от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов совета депутатов, оформляется в виде обращения, которое вносится в совет депутатов. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения совета депутатов о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов с письменным мотивированным объяснением причин освобождения от занимаемой должности. О выдвижении данной инициативы заместитель председателя совета депутатов уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в совет депутатов.

Рассмотрение инициативы главы муниципального образования или депутатов совета депутатов о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов осуществляется советом депутатов в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

При рассмотрении и принятии советом депутатов решения о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением главы муниципального образования или депутатов совета депутатов и с проектом решения совета депутатов о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов;
2) предоставление ему возможности дать депутатам совета депутатов объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания освобождения от должности.

13-1. В случае рассмотрения на заседании совета депутатов вопроса о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов, исполняющего полномочия главы муниципального образования, рассмотрение данного вопроса проходит под председательством депутата, уполномоченного на это большинством депутатов от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов совета депутатов. В случае принятия советом депутатов решения о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов, исполняющего полномочия главы муниципального образования, на этом же заседании избирается заместитель председателя совета депутатов. Решения считаются принятыми, если за их принятие проголосовало большинство депутатов от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов совета депутатов. Принятые советом депутатов решения подписываются депутатом, председательствующим на заседании совета депутатов в день заседания, и вступают в силу с момента их принятия.

Добровольное сложение заместителем председателя совета депутатов своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления.

Освобождение заместителя председателя совета депутатов от занимаемой должности оформляется решением совета депутатов.

Выборы нового заместителя председателя совета депутатов проводятся в соответствии с процедурой, установленной настоящей статьей.

Заместитель председателя совета депутатов исполняет свои служебные обязанности в соответствии с полномочиями, изложенными в должностной инструкции, утвержденной советом депутатов.

Фактически ссылаясь на положения ст. 6 Регламента, административный истец указал о процедуре прекращения полномочий заместителя председателя совета депутатов в случае инициативы совета депутатов и инициативы главы Муниципального образования, то есть при наличии виновных действий со стороны заместителя председателя совета депутатов и наличия волеизъявления совета депутатов или главы муниципального образования.

Однако, суд не усматривает наличия необходимых составляющих для процедуры указанной в ст. 6 Регламента.

Между тем, суд обращает внимание на то, что ни настоящим регламентом, ни Уставом муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, ни иными нормативно-правовыми актами, не предусмотрен порядок прекращения полномочий заместителя председателя совета депутатов, в случае отмены результатов выборов и наличии решения Территориальной избирательной комиссии «О признании недействительными результатов выборов депутатов совета депутатов», то есть утратой первичного статуса депутата.

Таким образом, ссылка административного истца на положения ст. 6 Регламента является несостоятельной.

Далее, рассматривая доводы административного истца о том, что глава муниципального образования вышел за пределы полномочий, предусмотренных Уставом муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, суд приходит к следующему.

В силу ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствие ст. 31 Устава муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> установлены полномочия главы муниципального образования, согласно которым глава муниципального образования:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, иными государственными органами, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим уставом, решения, принятые советом депутатов;

3) созывает очередные и внеочередные заседания совета депутатов;

4) подписывает договоры и соглашения от имени муниципального образования;

5) выдает доверенности от имени совета депутатов и главы муниципального образования;

6) выступает с инициативой о проведении собрания граждан;

7) в случаях, установленных законодательством и настоящим уставом, назначает собрание граждан;

8) в пределах своих полномочий, установленных настоящим уставом, решениями совета депутатов, издает постановления и распоряжения;

9) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>;

9.1) заключает контракт с главой администрации;

9.2) является представителем нанимателя (работодателем) для главы администрации, муниципальных служащих совета депутатов, работников совета депутатов, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности совета депутатов;

9.3) утверждает смету расходов на содержание совета депутатов, открывает и закрывает счета совета депутатов, осуществляет расходование денежных средств в соответствии с утвержденной сметой;

10) осуществляет иные полномочия по вопросам местного значения, отнесенные к его компетенции настоящим уставом и решениями совета депутатов.

Кроме того, перечень полномочий и обязанностей главы муниципального образования указан в ст. 5 Регламента, согласно положениям которой:

1. Глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

2. Глава муниципального образования, как председатель совета депутатов, кроме полномочий, установленных Уставом муниципального образования, наделяется следующими полномочиями и функциями:

представляет совет депутатов в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, иными государственными органами, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени совета депутатов;

организует деятельность совета депутатов;

созывает очередные заседания совета депутатов в соответствии с графиком проведения заседаний совета депутатов (не реже одного раза в три месяца), а также объявляет о внеочередном заседании;

ведет заседания совета депутатов;

утверждает и выносит на заседания совета депутатов проект повестки дня заседания совета депутатов;

вносит в совет депутатов проекты решений;

выносит обсуждённые советом депутатов вопросы на голосование и объявляет об их результатах;

следит за соблюдением Регламента совета депутатов;

подписывает протоколы заседаний совета депутатов;

является распорядителем предусмотренных на содержание совета депутатов бюджетных средств;

издает постановления, а также распоряжения по кадровым, финансовым, организационным и иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2-1. Глава муниципального образования не наделён полномочием по отклонению решений, принятых советом депутатов.

3. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и совету депутатов.

4. Глава муниципального образования отчитывается перед населением муниципального образования и советом депутатов о результатах своей деятельности ежегодно перед утверждением отчета об исполнении бюджета муниципального образования за очередной год.

Оспариваемое распоряжение л/с от ДД.ММ.ГГГГ, согласуется и вынесено в соответствие с п. 8 ст. 31 Устава и п. 10, 11 ст. 5 Регламента, в силу которых глава муниципального образования имеет право, в пределах своих полномочий, установленных настоящим уставом, решениями совета депутатов, издавать постановления и распоряжения, издавать постановления, а также распоряжения по кадровым, финансовым, организационным и иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является распорядителем предусмотренных на содержание совета депутатов бюджетных средств.

Таким образом, главе муниципального образования предоставлены полномочия по изданию распоряжений по кадровым, финансовым, организационным вопросам.

Во избежание нецелевого расходования бюджетных средств, а также оформления процедуры, предусмотренной трудовым законодательством, которое послужило бы распорядительным документом и основанием для произведения расчета и выплаты подлежащих при увольнении денежных средств, главой муниципального образования в пределах предоставленных ему полномочий было издано настоящее распоряжение.

Поскольку, разрешение вопроса о прекращении полномочий заместителя совета депутатов, в связи с утратой первичного статуса депутата по решению Территориальной избирательной комиссии , связано с решением именно финансовых и кадровых вопросов, суд полагает, что глава муниципального образования действовал в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем указанное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ л/с является законным и обоснованным.

Следовательно, суд отклоняет указанные ранее доводы административного истца.

Таким образом, суд полагает, что права административного истца, действиями главы муниципального образования, в виде издания распоряжения л/с от ДД.ММ.ГГГГ не нарушены, ее право как лица, имеющего право на голосование не затронуты, в связи с чем, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований.

Поскольку требование об обязании отменить распоряжение л/с от ДД.ММ.ГГГГ является производным от основного требования о признании указанного распоряжения незаконным, в удовлетворении которого судом истцу отказано, то и в удовлетворении производного требования, надлежит отказать.

Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о законности оспариваемого распоряжения и не ведут к удовлетворению административных исковых требований административного истца.

При таком положении дела, административные исковые требования депутата совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований депутату Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 к Главе муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Совету депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения л/с от 10.08.2020г., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Всеволожский городской суд.

Судья -

Мотивированное решение изготовлено 26.02.2021