ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2493/18 от 25.07.2018 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2493/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2018 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края под председательством

судьи Лихомана В.П.,

при секретаре Шурдумове А.Х.,

с участием

представителя административного истца

помощника прокурора г. Пятигорска Тимофеева Э.Л.,

представителя административного ответчика

администрации г. Пятигорска ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде Ставропольского края административное дело № 2а-2439/2018 по административному исковому заявлению прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Пятигорска об оспаривании бездействия по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Согласно исковому заявлению, прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка исполнения администрацией г. Пятигорска требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.

Часть 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относит организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В собственности муниципального образования находится земельный участок с кадастровым , площадью 137766 кв.м., с видом разрешенного использования «Для размещения объекта «Рекультивация полигона ТБО».

В ходе проверки установлено, что в границах вышеуказанного земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ функционировал полигон для сбора твердых бытовых отходов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

При этом, в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министром строительства Российской Федерации 02 ноября 1996 года, территория полигона твердых бытовых отходов, в том числе рекультивируемых, подлежит ограждению с размещением контрольно-пропускного пункта.

Проверкой установлено, что в границах вышеуказанного полигона периодически возникают возгорания, создающие задымленность на территории полигона и смежных с ним жилых районов.

Мониторинг рекультивации полигона твердых бытовых отходов администрацией г. Пятигорска не организован, на территории полигона не обеспечены системы увлажнения полигона, предусмотренные Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Приказом Министерства Строительства Российской Федерации от 01.11.1996.

В настоящее время территория полигона твердых бытовых отходов, размещенного в границах земельного участка с кадастровым не огорожена, в связи с чем на территорию полигона осуществляется несанкционированный вывоз бытовых отходов, что нарушает норму п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года № 1425, в соответствии с которым на территории второй зоны горно-санитарной охраны города-курорта запрещаются осуществление деятельности, наносящей вред окружающей среде.

Таким образом, вследствие бездействия администрации г. Пятигорска по ограждению полигона твердых бытовых отходов, организации мониторинга полигона, системы его увлажнения, организации охраны полигона, в настоящее время осуществляется незаконное размещение отходов в границах города-курорта Пятигорска, возникают возгорания полигона.

Кроме того, в нарушение требований статьи 13 ЗК РФ администрацией г. Пятигорска не разработан проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов.

На основании изложенного, прокурор г. Пятигорска просил суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в непринятии мер к обеспечению ограждению земельного участка с кадастровым , в границах которого расположен полигон рекультивации твердых бытовых отходов; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в непринятии мер к обеспечению систем увлажнения полигона твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым ; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в непринятии мер по разработке проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов, выполнению работ по рекультивации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым ; обязать администрацию г. Пятигорска в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ограждение полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым , обеспечить системы увлажнения полигона; обязать администрацию г. Пятигорска в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым , начать работы по рекультивации полигона; обязать администрацию г. Пятигорска в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить прекращение доступа на территорию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым , посторонних лиц, транспортных средств и специализированной техники.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Пятигорска Тимофеев Э.Л. поддержал административный иск и просил суд его удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Пятигорска ФИО1 возражал в отношении административного иска прокурора г. Пятигорска, пояснив, что администрацией г. Пятигорска принимаются меры по устранению выявленных прокуратурой г. Пятигорска нарушений, в связи с чем просил суд в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, оценив имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно представленным доказательствам, прокуратурой г. Пятигорска, в ходе проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и в сфере обращения с отходами установлено, что на земельном участке с кадастровым площадью 137766 кв.м., с видом разрешенного использования «Для размещения объекта «Рекультивация полигона ТБО», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ функционировал полигон для сбора твердых бытовых отходов. В его границах периодически возникают возгорания, создающие задымленность на территории полигона и смежных с ним жилых районов.

Мониторинг рекультивации полигона твердых бытовых отходов администрацией г. Пятигорска не организован, на территории полигона не обеспечены системы увлажнения полигона, предусмотренные Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Приказом Министерства Строительства Российской Федерации от 01.11.1996.

В настоящее время территория полигона твердых бытовых отходов, размещенного в границах земельного участка с кадастровым не огорожена, в связи с чем на территорию полигона осуществляется несанкционированный вывоз бытовых отходов, что нарушает норму п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года № 1425, в соответствии с которым на территории второй зоны горно-санитарной охраны города-курорта запрещаются осуществление деятельности, наносящей вред окружающей среде.

Таким образом, вследствие бездействия администрации г. Пятигорска по ограждению полигона твердых бытовых отходов, организации мониторинга полигона, системы его увлажнения, организации охраны полигона, в настоящее время осуществляется незаконное размещение отходов в границах города-курорта Пятигорска, возникают возгорания полигона, что вредит окружающей природной среде.

Кроме того, в нарушение требований статьи 13 ЗК РФ администрацией г. Пятигорска не разработан проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.

Часть 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относит организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

При этом, в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министром строительства Российской Федерации 02 ноября 1996 года, территория полигона твердых бытовых отходов, в том числе рекультивируемых, подлежит ограждению с размещением контрольно-пропускного пункта.

Приведенные обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют о несоблюдении администрацией г. Пятигорска указанных выше требований действующего законодательства, в связи с чем иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Пятигорска об оспаривании бездействия по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в непринятии мер к обеспечению ограждению земельного участка с кадастровым , в границах которого расположен полигон рекультивации твердых бытовых отходов.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в непринятии мер к обеспечению систем увлажнения полигона твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым .

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в непринятии мер по разработке проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов и выполнению работ по рекультивации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым .

Обязать администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ограждение полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым и обеспечить системы увлажнения полигона.

Обязать администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым и приступить к работам по рекультивации полигона.

Обязать администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить прекращение доступа на территорию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым , посторонних лиц, транспортных средств и специализированной техники.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья В.П. Лихоман