ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2494/2018 от 26.06.2018 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2494/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск 26 июня 2018 года

Куйбышевский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Гончаренко О.А.,

при секретаре Мелехиной Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Омского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет и на Интернет-сайтах http://www.okziz.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley; http://cpurf.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в порядке законодательства, регулируемого Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Омский транспортный прокурор обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации. В обосновании указал, что была проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации, в результате которой установлено, что сети Интернет по адресам: http://www.okziz.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley; http://cpurf.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley содержится информация о способах приобретения удостоверения слесаря по ремонту авиадвигателей в Омске. Кроме того, указаны пошаговые инструкции о порядке покупки поддельных документов и их стоимость. К названным страницам сайтов имеется открытый, неограниченный доступ. При проверке сведений на официальном сайте Роскомнадзора (http://www.okziz.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley; http://cpurf.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley) установлено, что указанные интернет-ресурсы в Реестре. В результате проверки не удалось установить администратора (владельца) доменных имен cpurf.com; okziz.com. На сайте www.who.is отсутствуют сведения об администраторе (владельце).

Просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещенную на Интернет-сайтах http://www.okziz.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley; http://cpurf.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley, запрещенной к распространению.

В судебном заседании помощник прокурора Майер Е.П. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебном заседании участие не принимал, о месте и времени его проведения извещен надлежаще, просил рассматривать заявление в свое отсутствие.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Пункт 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии п.п.13, 14 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Действующим законодательством запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Положением Постановление Минтруда РФ от 26.03.2002 N 24 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 22, раздел "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования" предусмотрены основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих документов, методов и средств, которые рабочий должен применять.

Кандидат на должность слесаря по ремонту авиадвигателей 2 разряда должен знать: условия работы ремонтируемых деталей авиадвигателей; технологию ремонта несложных деталей и узлов авиадвигателя; правила чтения чертежей; основные сведения о системе допусков и посадок, параметрах обработки поверхностей; основные сведения о физических свойствах металлов, сплавов и неметаллических материалов, применяемых при ремонте; виды коррозии и методы защиты металлов от нее; технологические операции слесарных работ, назначение основного слесарного и контрольно-измерительного инструмента и правила пользования ими; правила транспортировки узлов и деталей авиадвигателя, технологию их консервации, промывки, обезжиривания.

Кандидат на должность слесаря по ремонту авиадвигателей 5 разряда должен знать: конструкцию и принцип работы ремонтируемых авиадвигателей, температурные и динамические нагрузки их деталей и узлов; технические условия на ремонт деталей и узлов ремонтируемых авиадвигателей; конструктивные изменения деталей и узлов авиадвигателей по их сериям и внутри серии; конструкцию применяемого точного слесарного, сборочного, контрольно-измерительного инструмента; лабораторные методы измерений и контроля; правила и приемы настройки сложного измерительного инструмента; состав, структуру, физические, механические и технологические свойства авиационных материалов; технические условия на шлифовку и полировку деталей; дефекты сварных швов и способы их выявления; применяемые виды сварки в зависимости от свариваемых деталей авиадвигателей; правила выбора термообработки, принципиальные и монтажные схемы, конструкцию установок и приспособлений, применяемых на участке ремонта; виды резьбы, допуски и зазоры в сочленяемых деталях и узлах ремонтируемых двигателей; возможные неисправности и методы их устранения; основные сведения по износу деталей авиадвигателей и методы уменьшения износа.

Из указанного следует, что для назначения на должность слесаря по ремонту авиадвигателей, кандидат должен обладать специальными знаниями и иметь специальное образования.

Анализ содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация, побуждающая к покупке медицинских справок (медицинских документов) без фактического обращения в медицинскую организацию и прошедшей датой, предлагающая совершить покупку данных медицинских справок (медицинских документов) нелегальным путем) является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ст. 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа.

Ст.19.23. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.

Перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по изготовлению, сбыту поддельных документов, бланков, а также использование заведомо подложного документа в сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Омской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о способах приобретения удостоверения слесаря по ремонту авиадвигателей в Омске, в результате мониторинга Интернет-ресурсов установлены страницы, на которых размещены сведения о способах приобретения удостоверения слесаря по ремонту авиадвигателей.

В материалы дела представлены скриншоты, отображающие содержание указанных сайтов.

Согласно из представленных Омской транспортной прокуратурой информации с сайта whois-service.ru, в ходе мониторинга владельцы вышеуказанных сайтов не установлены.

Суд, исходя из обстоятельств дела, характера информации, содержащейся на сайтах http://www.okziz.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley; http://cpurf.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley, приходит к выводу о том, что предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к покупке документов об образовании, информация, побуждающая к использованию заведомо подложных документов, за что законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, о способах приобретения удостоверения слесаря по ремонту авиадвигателей, использовании подложных документов фактически способствует совершению преступлений, связанных с использованием подложных документов, что нарушает публичные интересы Российской Федерации и гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц (граждан РФ) на жизнь в правовом государстве.

В силу ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа, точек доступа относятся к универсальным услугам связи.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах, в совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме, информация о способах приобретения удостоверения слесаря по ремонту авиадвигателей, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: http://www.okziz.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley; http://cpurf.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley информацией, распространение которой в Российской Федерации подлежит признанию запрещенной, а копия решения суда по вступлении в законную силу подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения Интернет-сайта в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Омского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в сети Интернет по электронным адресам:

-http://www.okziz.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley;

-http://cpurf.com/omsk/slesar-po-remontu-aviadvigateley.

Вступившее в законную силу судебное решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <...>) для внесения сведений в единый реестр доменных имен, указатели страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска в апелляционном порядке - в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья О.А. Гончаренко

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2018 г.