Дело № 2а-2499/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 октября 2019 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Миллер С.А.,
при секретаре Фефеловой К.С.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пензенского транспортного прокурора к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) в лице Управления Роскомнадзора по Пензенской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации,
установил:
Пензенский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) в лице Управления Роскомнадзора по Пензенской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, указав, что Пензенской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения таможенного законодательства в сети «Интернет» выявлены страницы сайтов открытого доступа, с которых любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению. На интернет-страницах можно ознакомиться с предложениями о приобретении молокосодержащей продукции из стран Евросоюза. Сведения на сайтах распространяются бесплатно с нелимитированным сроком пользования.
Реализация продукции, в данном случае сыров, заведомо приобретенной соответствующими субъектами не для личного пользования, на территории Российской Федерации недопустима, то есть оборот данного товара как объекта гражданских правоотношений, запрещен. Однако, как следует из содержания сайтов, фактическая реализация «санкционной» продукции, подлежащей уничтожению, осуществляется любому пользователю на территории Российской Федерации.
Размещение на сайтах в сети «Интернет» фотографий товаров с их описанием, а также указанием способов оплаты и доставки товаров до потребителя подпадает под признаки публичного договора розничной купли-продажи продукции, реализуемой дистанционным способом.
Таким образом, происходящий из стран Евросоюза сыр, реализуемый посредством дистанционного способа через сайты сети «Интернет», запрещен к обороту (реализации) на территории Российской Федерации.
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ.
Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Таможенного союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ.
Просил признать запрещенной на территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет-страницах:
https://www.kaaskamer.nl/product/biological-alblasser-camerano/?lang=en;
https://www.kaaskamer.nl/product/appenzeller-2-jaar-gerijpt/,
https://www.kaaskamer.nl/product/pecorino-al-tartufo/,
https://www.kaaskamer.nl/product/kaasfondue-pakket,
https://www.jamononline.es/Quesos-Garcia-Baquero-Semicurado,
https://www.jamononline.es/Quesos-Garcia-Baquero-Curado,
https://www.jamononline.es/Quesos-Cabrales-Medio." https://www.kaaskamer.nl/product/1-year-old-farmhouse-gouda/?lang=en,
https://www.kaaskamer.nl/product/biological-alblasser-camerano/?lang=en,
https://www.kaaskamer.nl/product/appenzeller-2-jaar-gerijpt/,
https://www.kaaskamer.nl/product/pecorino-al-tartufo/,
https://www.kaaskamer.nl/product/kaasfondue-pakket,
https://www.jamononline.es/Quesos-Garcia-Baquero-Semicurado,
https://www.jamononline.es/Quesos-Garcia-Baquero-Curado,
https://www.jamononline.es/Quesos-Cabrales-Medio.
Возложить на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» обязанность в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пензенский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры.
Представитель Управления Роскомнадзора по Пензенской области в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Пензенской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения таможенного законодательства в сети «Интернет» выявлены интернет-сайты открытого доступа, с которых в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению.
В сети «Интернет» на сайтах:
https://www.kaaskamer.nl/product/1-year-old-farmhouse-gouda/?lang=en,
https://www.kaaskamer.nl/product/biological-alblasser-camerano/?lang=en,
https://www.kaaskamer.nl/product/appenzeller-2-jaar-gerijpt/,
https://www.kaaskamer.nl/product/pecorino-al-tartufo/,
https://www.kaaskamer.nl/product/kaasfondue-pakket,
https://www.jamononline.es/Quesos-Garcia-Baquero-Semicurado,
https://www.jamononline.es/Quesos-Garcia-Baquero-Curado,
https://www.jamononline.es/Quesos-Cabrales-Medio
можно ознакомиться с предложениями о приобретении молокосодержащей продукции, в том числе сыра из стран Евросоюза.
Данная информация находится в открытом доступе.
Конституцией РФ каждому гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В ч.ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч.ч. 1, 2, 3, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, является в том числе решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012г. № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п.п. 1, 2, 3, п.п. «б» п. 5 указанных Правил единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 06.08.2014г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности следует исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента РФ от 24.06.2015г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продлено действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных п. 1 Указа Президента РФ от 06.08.2014г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», на один год с 06.08.2015г.
Указом Президента РФ от 29.06.2016г. № 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продлено с 06.08.2016г. по 31.12.2017г. действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.08.2014г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных Указом Президента РФ от 24.06.2015г. № 320.
Указом Президента РФ от 30.06.2017г. № 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продлено с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.08. 2014г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных указами Президента РФ от 24.06.2015г. № 320 и от 29.06.2016г. № 305.
Указом Президента РФ от 12.07.2018г. № 420 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продлено с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.08.2014г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных указами Президента РФ от 24.06.2015г. № 320, от 29.06.2016г. № 305 и от 30.06.2017г. № 293.
Указом Президента РФ от 24.06.2019г. № 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продлено с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.08.2014г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных указами Президента РФ от 24.06.2015г. № 320, от 29.06.2016г. № 305, от 30.06.2017г. № 293 и от 12.07.2018г. № 420.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента РФ от 06.08.2014г. № 560, от 24.06.2015г. № 320, от 29.06.2016г. № 305, от 30.06.2017г. № 293, от 12.07.2018г. № 420 и от 24.06.2019г. № 293» введен по 31.12.2020г. запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
В Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, который является приложением к постановлению Правительства РФ от 07.08.2014г. № 778, включены молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания) Код ТН ВЭД ЕАЭС из 0401, из 0402, из 0403, из 0404, из 0405, 0406.
Указом Президента РФ от 29.07.2015г. № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» установлено, что в целях реализации указов Президента РФ от 06.08.2014г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 24.06.2015г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 06.08.2015г.
Положения настоящего Указа не применяются в отношении
а) товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования;
б) товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:
подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;
действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;
соблюдение установленного Правительством РФ порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 492, п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Договор розничной купли-продажи является публичным договором (ст. 426).
Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Также ст. 16.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
На вышеназванных страницах в сети «Интернет» любому пользователю в рамках договора розничной купли-продажи дистанционным способом продажи предлагается приобрести запрещенную к ввозу на территорию Российской Федерации молочную продукцию, страной происхождения которой является страна Евросоюза, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах настоящих иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
иск Пензенского транспортного прокурора к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) в лице Управления Роскомнадзора по Пензенской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» относительно продажи молочной продукции, происходящей из стран Евросоюза, на интернет-страницах:
https://www.kaaskamer.nl/product/1-year-old-farmhouse-gouda/?lang=en;
https://www.kaaskamer.nl/product/biological-alblasser-camerano/?lang=en;
https://www.kaaskamer.nl/product/appenzeller-2-jaar-gerijpt/,
https://www.kaaskamer.nl/product/pecorino-al-tartufo/,
https://www.kaaskamer.nl/product/kaasfondue-pakket,
https://www.jamononline.es/Quesos-Garcia-Baquero-Semicurado,
https://www.jamononline.es/Quesos-Garcia-Baquero-Curado,
https://www.jamononline.es/Quesos-Cabrales-Medio
информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанность в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.10.2019г.
Судья С.А. Миллер