ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2499/20 от 08.07.2020 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а-2499/2020г.

16RS0046-01-2018-014154-33

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2020 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

с участием прокурора Биккинеева М.С.

при секретаре Кадучевой С.Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ТОГ к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании пунктов 1.1 и 1.2 постановления ... от .... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани от .... ...» частично недействующими,

установил:

Административный истецТОГ обратился к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) и Муниципальному казенному учреждению «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «КПР ИК МО г.Казани») с административным иском о признании пунктов 1.1 и 1.2 постановления ... от .... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани от .... ...» частично недействующими. В обоснование административного иска указано, что ... Арбитражным судом Республики Татарстан вынесено решение по делу ..., согласно которому суд решил: «Исковые требования удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани» заключить с Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Политех», г.Казань, договор аренды земельного участка на следующих условиях:

- Муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани» передает, а Общество с ограниченной ответственностью «Научно- производственное объединение «Политех», г.Казань, принимает в аренду земельный участок (кадастровый номер ...) площадью 0,019га, расположенный по адресу: ..., на пересечении ..., в целях расположения на земельном участке торгового павильона, принадлежащего Обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Политех» на праве собственности, сроком на 10 (десять) лет с момента заключения договора аренды».

На основании указанного решения Арбитражного суда Республики Татарстан, ... между МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани» и ООО «Политех» заключен договор аренды земельного участка ... (Приложение 2) земельного участка площадью 190 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу: ...

Согласно п. 1.5. договора аренды ..., разрешенное использование, целевое назначение земельного участка: для размещения торгового павильона.

Согласно п. 2.1. договора аренды ..., договор заключен сроком на 10 лет до ...

... между ООО «Политех» и ТОГ заключен договор об уступке прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка ... от ..., по условиям которого ООО «Политех» - Арендатор передает, а ТОГ - Новый арендатор принимает на себя все права и обязанности Арендатора в объеме и на условиях, указанных в Договоре аренды земельного участка ... от ....

Таким образом, ТОГ, как новый арендатор, принял все права ООО «Политех» по Договору аренды земельного участка ... от ..., которые существовали у ООО «Политех» на момент заключения договора об уступке прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка ... от ....

Согласно п. 2.1. Договор аренды земельного участка ... от ... заключен сроком на 10 лет до ....

...ТОГ (до истечения срока действия договора аренды) обратился в Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани с заявлением о намерении продлить срок действия договора на тех же условиях еще на 10 лет (... от ....

Пунктом 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей 01.09.2016 года) была предусмотрена возможность заключения договора аренды на новый срок:

«Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

Все указанные условия были соблюдены Ответчиком:

- договор аренды действовал;

-действующий договор аренды не был расторгнут;

-до истечения срока договора аренды Арендатор обратился с заявлением о заключении договора на новый срок;

-ранее заключенный договор аренды был предоставлен без проведения торгов взамен изъятого земельного участка для муниципальных нужд.

Так как торговый павильон, принадлежащий ТОГ, является нестационарным торговым объектом, размещение которых регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).

В соответствии с пунктом 1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно пункту 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решением Казанской городской Думы от 03.08.2015 N 19-44 (ред. от 15.11.2017) "О муниципальном казенном учреждении "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (вместе с "Положением о муниципальном казенном учреждении "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани") учрежден орган Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - муниципальное казенное учреждение "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".

Согласно п.3.1.20 и 3.1.23. Положения о муниципальном казенном учреждении "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в полномочия Комитета входят:

-разработка схем размещения нестационарных торговых объектов (в том числе сезонных) с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории г. Казани;

-заключение от имени муниципального образования города Казани договоров на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе сезонных, на территории г. Казани и ведение учета поступления платы за право размещения.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ...... «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани согласно приложению.

В приложении к данной схеме указано, что утверждено место для размещения объекта нестационарной торговли под ..., реестровый ..., адрес: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м.

Ранее, вблизи ... по проспекту Ямашева в городе Казани был размещен торговый павильон ТОГ на основании Договора аренды земельного участка ... от ..., заключенного сроком на 10 лет до ....

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Данные изменения коснулись порядка и оснований размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ.

Согласно п.2.1. вышеуказанного Постановления Кабинета Министров РТ № 553 размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с утвержденной органами местного самоуправления схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договора аренды земельного участка или на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - договор на размещение нестационарного торгового объекта).

В соответствии с пунктом 2.2. указанного Постановления без проведения торгов договоры на размещение нестационарного торгового объекта заключаются в двух случаях, один из которых:

На основании сказанного, у ТОГ возникло право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта под ..., реестровый ..., адрес: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м. без проведения торгов.

...ТОГ обратился в МКУ «Комитет потребительского рынка» ИК МО г. Казани с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по ... площадью 150 кв.м., профиль использования «непродовольственный» в соответствии с утвержденной Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ...... схемой размещения нестационарных торговых объектов в городе Казани.

... письмом .../КПР МКУ «КПР ИК МО г. Казани» сообщил, что вопрос о заключении договора на размещение НТО без проведения торгов по проспекту ...... будет рассмотрен после утверждения картографического материала.

ТОГ стало известно, что ... вышло Постановление Исполнительного комитета г. Казани от ... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ......».

... Постановление Исполнительного комитета г. Казани от ...... опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани ... (456).

Указанным постановлением был исключен нестационарный торговый объект вблизи ... из уже утвержденной Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ...... «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани», схемы размещения НТО в городе Казани.

Пунктом 6 статьи 10 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) предусмотрен запрет на произвольное изменение мест размещения ранее существовавших объектов нестационарных торговых объектов.

Внесение изменений в утвержденную схему размещения НТО не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Согласно частям 1 - 3, 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В письме Минпромторга России от 27.01.2014 N ЕВ-820/08 «О нестационарной торговле» находят подтверждения факты злоупотреблений со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ущемляющих права предпринимателей и препятствующих развитию малого и среднего торгового бизнеса.

Минпромторг России указал, что приоритетной задачей является обеспечение стабильности прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, прежде всего субъектов малого и среднего предпринимательства, возможности устойчивого развития указанных субъектов, недопущения "передела" рынка, урегулирования правил размещения нестационарных торговых объектов, в частности, договорных отношений с органами власти, а также применения принципа "меняется место - сохраняется бизнес".

В качестве мер поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере нестационарной (мелкорозничной) торговли, Министерство промышленности и торговли РФ считает необходимым не допускать сокращения количества законно функционирующих объектов. При необходимости использования мест размещения объектов для государственных или муниципальных нужд предусматривать, исходя из принципа "меняется место - сохраняется бизнес", Министерство промышленности и торговли РФ считает необходимым предоставлять хозяйствующим субъектам в установленном порядке равноценные компенсационные места и не допускать сокращения или прекращения торгового бизнеса.

В случаях применения в практике субъектов Российской Федерации срочных договоров или иных разрешительных документов на размещение и функционирование объектов (договоров аренды земельных участков, иных договоров и разрешений) необходимо своевременно и заблаговременно, не дожидаясь истечения срока действия документов, принимать меры, направленные на бесперебойную работу объектов и осуществление хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности. Исключением являются только случаи, когда хозяйствующий субъект сам желает прекратить ведение бизнеса. В таких случаях высвобождающиеся места размещения целесообразно предлагать в установленном порядке для ведения торговой деятельности другими хозяйствующими субъектами.

В письме Министерства промышленности и торговли РФ от 23 марта 2015 г. N ЕВ-5999/08 также говорится, что в Схему размещения подлежат включению все НТО, функционировавшие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года на основании договоров аренды земельных участков, иных договоров, разрешений, решений и документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправл

В результате принятого ... Постановления Исполнительного комитета г. Казани ... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ......» из новой утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани был исключено место под ..., реестровый ..., адрес: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м., на которое претендовал ТОГ

Несмотря на наличие законных оснований для сохранения места размещения НТО вблизи ..., Постановлением Исполнительного комитета г. Казани ... от ...ТОГ был лишен права на размещение нестационарного торгового объекта по указанному адресу.

Административный истец считает постановление Исполнительного комитета г. Казани от ...... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ......» в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани места под ..., реестровый ..., адрес: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м. незаконным, противоречащим нормам Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и несоответствующим порядку разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Казани, утвержденному Постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от ... N 1417.

Пунктом 3.6. Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 25.04.2017 N 1417 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Казани" предусмотрены основания для включения (исключения) нестационарных торговых объектов в утвержденную схему по инициативе Исполнительного комитета г. Казани:

- внесение изменений в документы, определяющие направления социально-экономического развития муниципального образования города Казани, повлекшее изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

- ремонт и реконструкция автомобильных дорог, повлекшие необходимость переноса нестационарного торгового объекта;

- прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности населения площадью торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

- в случае если использование земельных участков, зданий, строений и сооружений в целях размещения нестационарных торговых объектов может повлечь нарушение требований законодательства Российской Федерации.

Административный истец считает, что ни одно из вышеперечисленных оснований не могло послужить в качестве основания для исключения НТО по ... вблизи ... из уже утвержденной Постановлением ИК МО г. Казани от ...... схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Казани.

Административный истец просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1. и 1.2. Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от ...... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ......» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани, утвержденной Постановлением ИК МО г.Казани от ......, нестационарного торгового объекта под порядковым номером ..., реестровый ..., адрес: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м.Обязать ИК МО г.Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТОГ путем включения нестационарного торгового объекта под порядковым номером ... реестровый ... по адресу: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м. в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил требования, просилпризнать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1.Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от ...... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ......», признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.2.Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от ...... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ......» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани места для размещения нестационарного торгового объекта под порядковым номером ... реестровый №... по адресу: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м.

Определением от .... по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены ИП ММФ, ООО «Волна», ИП ГАМ, ИП ЧВА, ООО «Арча».

Административный истец в судебное заседание не явился.

Представители административного истца в судебном заседании административный иск с учетом уточнения поддержали.

Представитель административного ответчика ИК МО г.Казани в суд не явился, извещен..

Представитель административного ответчика МКУ «КПР ИК МО г.Казани» в суд не явился, извещен.

Представитель административного ответчика МКУ «КЗИО ИКМО г.Казани» в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель заинтересованного лица ООО «Арча» в судебном заседании свою позицию относительно предмета спора не высказал.

Заинтересованные лица ИП ММФ, ООО «Волна», ИП ГАМ, ИП ЧВА своих представителей в суд не направили.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, который полагал необходимым административный иск с учетом уточнения удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции РФ, положениями статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Судом установлено, что ... года между Муниципальным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани» и обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Политех» был заключен договор аренды земельного участка ..., по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок общей площадью 190,0 кв. м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... Срок договора аренды - до ....

... между ООО «Политех» и ТОГ заключен договор об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ... от ..., по условиям которого ООО «Политех» передает, а ТОГ, принимает на себя все права и обязанности арендатора в полном объеме и на условиях, указанных в договоре аренды земельного участка ... от ....

Пунктом 1.5 договора аренды предусмотрено, что разрешенным использованием, целевым назначением земельного участка является - размещение торгового павильона.

Согласно п. 2.2 договора аренды земельного участка сторонами договора определена дата возврата земельного участка ....

Пунктом 2.7 договора аренды земельного участка предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределённый срок. При этом каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договорных отношений, предупредив об этом другую сторону за месяц путем направления письменного уведомления заказным письмом. Уведомление об отказе от продления договора не освобождает стороны от обязанности исполнения обязательств и устранения нарушений по настоящему договору.

..., до истечения срока договора аренды, ТОГ обратился в МКУ «КЗИО ИКМО города Казани» с заявлением о намерении продлить срок действия договора на тех же условиях еще на 10 лет (...... от ...) без проведения торгов, однако договор продлен не был, при этом указывалось на необходимость разработку новой схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани.

Постановлением ИКМО города Казани от ...... «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г.Казани» была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани согласно приложению.

В приложении к данной схеме указано, что утверждено место для размещения объекта нестационарной торговли под ..., по адресу: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м.

...ТОГ обратился в МКУ «Комитет потребительского рынка ИКМО города Казани», которое является полномочным субъектом по рассмотрению вопросов о размещении нестационарных объектов, с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, по адресу: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м, профиль использования «непродовольственный» в соответствии с утвержденной со схемой размещения нестационарных торговых объектов в городе Казани, утвержденной постановлением ИКМО города Казани от .......

... письмом .../КПР МКУ «Комитет потребительского рынка ИКМО города Казани» ТОГ было сообщено о том, что вопрос о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов по ..., вблизи ..., будет рассмотрен после утверждения картографического материала.

Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ... от ... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ......» внесены следующие изменения в постановление Исполнительного комитета г. Казани ... от ...:

- приложение (Схема) признано утратившим силу;

- приложение к постановлению ... от ... (Схема) следует считать приложением к постановлению Исполнительного комитета г. Казани от .......

При этом Схемой, согласно Постановлению руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ... от ...) не предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта по адресу: ..., вблизи ....

Данное постановление было опубликовано ... в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования ...... (456).

Постановлениями Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ... от ...., ... от ...., ... от .... в постановление ... от .... в редакции постановления ... от .... внесены изменения.

Пунктом 3.6. постановления ИКМО города Казани от ...... «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Казани» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для исключения их схемы мест расположения нестационарных объектов.

Судом также установлено, что ИКМО г.Казани обратился в Ново-Савиновский районный суд с исковым заявлением к ТОГ с иском об освобождении самовольно занятого земельного участка с кадастровым номером ... площадью 190 кв.м., расположенный по адресу: ..., вблизи ... путем сноса расположенных на нем объектов и взыскании неустойки в размере 5 000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта с момента вступления настоящего решения в законную силу и по день его фактического исполнения ответчиком.

Решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от ... по делу ..., оставленным без изменении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ... по делу ..., иск удовлетворен частично. Суд обязал индивидуального предпринимателя ТОГ освободить самовольно занятый земельный участок с кадастровым номером ... площадью 190 кв.м., расположенный по адресу: РТ, ..., вблизи ... течение 10 дней после вступления решения в законную силу, а также взыскал с ТОГ в пользу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани судебную неустойку за неисполнение судебного постановления в размере 1000 рублей ежедневно, начиная с 11 дня после вступления решения в законную силу и по дату фактического исполнения решения суда.

Верховным Судом Республики Татарстан в апелляционном определении от ... по делу ... сделан вывод о том, что расположенный на земельном участке с кадастровым ... объект, по адресу ... является объектом капитального строительства, что не соответствует содержащемуся в договоре аренды виду разрешенного использования под размещение торгового павильона (временного строения), данный объект выходит за границы предоставленного ранее земельного участка, расположенный на указанном земельном участке объект используется в настоящее время без правоустанавливающих документов на землю и обладает признаками самовольной постройки, является самовольной постройкой.

Согласно п.4.6. Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории города Казани, утвержденное постановлением Исполнительного комитета города Казани от ...... основаниями для принятия решения об отказе в заключении договора на размещение НТО без проведения торгов являются:

- несоответствие информации, содержащейся в заявлении на заключение договора на размещение НТО (профиль, адрес расположения или площадь объекта, категория заявителя), требованиям к данному месту, установленным Схемой размещения НТО;

- отсутствие места, на которое подано заявление о заключении договора на размещение объекта, в Схеме размещения НТО либо его обременение правами третьих лиц;

- отсутствие документов, указанных в пункте 4.5 Положения о порядке размещенияНТО;

- наличие в заявлении или представленных документах недостоверной информации;

- несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктами 4.2, 5.3 Положения о порядке размещения НТО;

- несоответствие НТО (тип проекта, профиль или площадь объекта) требованиям, установленным Схемой размещения НТО к заявленному месту;

- установление компетентным органом факта незаконной продажи в НТО товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством;

- размещение НТО с нарушениями требований договора на его размещение, выявленными при повторном обследовании Уполномоченным органом;

- отсутствие в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений о заявителе;

- исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ.

Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Решением Арбитражного суда РТ по делу № ...ТОГ отказано в удовлетворении заявления о признании отказа Муниципального казенного учреждения «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования ...» в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 150 кв. м. по адресу: ..., вблизи ... для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже непродовольственных товаров, недействительным; об обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани принять решение о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 150 кв. м. по адресу: ..., вблизи ... для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже непродовольственных товаров, сроком на пять лет без проведения аукционов.

Согласно подп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В силу ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенными в определении от 29.01.2015 N 225-О, положение ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Схема размещения нестационарных торговых объектов является средством систематизации размещения объектов, основанным на долгосрочных планах развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, соответственно внесение изменений в схему не должно быть способом административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Суд находит недоказанным наличие правового обоснования для внесения изменений в Схему нестационарных торговых объектов на указанной территории.

Доказательства, подтверждающие правовое обоснование, в частности, изменение градостроительных регламентов, предложение органа местного самоуправления муниципального образования, уполномоченного в области градостроительной деятельности, о внесении изменений в Схему по указанному основанию, в материалы дела не представлены.

В силу основных понятий, используемых в Градостроительном кодексе РФ (п. 9 ст. 1 ГрК РФ), градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе с учетом требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления (ст. 32 ГрК РФ), за исключением случаев, предусмотренных ст. 63 данного Кодекса.

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент установлен нормами ГрК РФ.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.

Если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.

При установленных судом обстоятельствах, суд признает недействующими с момента вступления решения в законную силу постановлениеИсполнительного комитета муниципального образования г.Казани ... от .... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани от .... ...» в редакции постановлений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ... от ...., ... от ...., ... от .....

Требования административного истца о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.2. Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от ...... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от ......» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани места для размещения нестационарного торгового объекта под порядковым номером ... реестровый ... по адресу: ..., вблизи ..., площадью 150 кв.м., не подлежат удовлетворению в указанной формулировке, поскольку судом установлено, что постановление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ... от .... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани от .... ...» в полном объеме принято с нарушением действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 208 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу постановлениеИсполнительного комитета муниципального образования г.Казани ... от .... «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани от .... ...» в редакции постановлений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ... от ...., ... от ...., ... от .....

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова