ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-249/18 от 18.12.2018 35-ого гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) (Камчатский край)

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№2а-249/2018

18 декабря 2018 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Комлева К.В., при секретаре судебного заседания Фалайло С.Ю., с участием административного истца, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению <...> запаса Ковалёва М.В. об оспаривании действий начальника 3-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Ковалёв обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 3-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 3 отдел ВРУЖО МО РФ) от 5 сентября 2018 года № 09-20/50 об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составом семьи 4 человека и возложить обязанность на должностное лицо принять его на такой учет составом семьи 4 человека в избранном месте жительства в городе <...> с формой обеспечения – жилищная субсидия.

Обосновывая заявленные требования, административный истец, как в исковом заявлении, так и в судебном заседании указал, что, несмотря на получение им ранее в январе 2013 года жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи 2 человека, он имеет право на повторное получение жилья от указанного ведомства, поскольку состав его семьи увеличился, в связи с чем он должен быть обеспечен жильем с учетом 4 членов его семьи.

Начальник 3 отдела ВРУЖО МО РФ надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени проведения судебного заседания в суд не прибыл, каких - либо ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, а в представленных суду возражениях его представитель просил в заявленных требованиях отказать.

Выслушав административного истца и изучив материалы административного дела, военный суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Как указано в ч. 5 ст. 2 Закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено Законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети.

Как видно из выписок из приказа командира войсковой части и от 28 ноября и 14 декабря 2018 года соответственно административный истец уволен с военной службы по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава воинской части с 2 декабря 2018 года, при этом его выслуга в календарном исчилении составила более 20 лет.

Из исследованных в суде справки командира войсковой части от 27 августа 2018 года и копии свидетельств о рождении от 14 мая 2014 года и 17 декабря 2017 года видно, что состав семьи военнослужащего состоит из 4-х человек, в том числе и сын - ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно заявлению Ковалева от 28 августа 2018 года, решению начальника 3 отдела ВРУЖО МО РФ от 5 сентября 2018 года № 09-20/50 и сообщению этого же должностного лица от той же даты № 09-14/7990 в августе 2018 года Ковалев в связи с предстоящим увольнением с военной службы обратился в 3 отдел ВРУЖО МО РФ с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 4 человека в избранном месте жительства с формой обеспечения - жилищная субсидия, в чем ему, как ранее обеспеченному жилым помещением за счет Министерства обороны РФ, начальником этого отдела было отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ - в связи с представлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу ч. 14 ст. 15 Закона, право на обеспечение жилым помещением при перемене места жительства предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

При этом, согласно п.п. «д» п. 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, а также военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054, во взаимосвязи с указанной нормой Закона, право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счёт государства также один раз.

Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.

Кроме того, правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего и они, в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Закона, не ограничены в возможности быть обеспеченными жильем в общем порядке согласно нормам ЖК РФ.

Из исследованной в суде копии решения начальника 3 отдела ВРУЖО МО РФ от 31 января 2013 года № 40 видно, что административному истцу уполномоченным органом предоставлено в собственность жилое помещение в виде отдельной двух комнатной квартиры общей площадью 43,8 кв.м. по адресу: <адрес>, на состав семьи два человека (Ковалев и его супруга ФИО3).

Как видно из копии свидетельства о государственной регистрации права от 16 апреля 2013 года Ковалев и его супруга ФИО3. имеют в собственности жилое помещение по вышеуказанного адресу, с долями в праве по ?.

В судебном заседании Ковалев пояснил, что в январе 2013 года в связи с увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями от Министерства обороны Российской Федерации он был обеспечен указанным выше жилым помещением на состав семьи 2 человека, при этом с указанного времени он не обращался в жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о сдаче жилого помещения, полученного в январе 2013 года от Министерства обороны Российской Федерации.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованным в суде учетным делом Ковалева.

Таким образом, поскольку правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего, и на момент его обращения в 3 отдел ВРУЖО МО РФ с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 4 человека, административный истец, как военнослужащий, являлся обеспеченным жилым помещением за счет государства, что само по себе свидетельствует об отсутствии у него необходимых правовых оснований для получения повторно жилья или жилищной субсидии в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», то заявленные требования Ковалёва удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления <...> Ковалёва М.В. об оспаривании действий начальника 3-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

<...>

Судья 35 гарнизонного военного суда К.В. Комлев

Секретарь судебного заседания С.Ю. Фалайло

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>