Дело №2а-249/2020 73RS0013-01-2019-004599-35 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Берхеевой А.В., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области о признании незаконным решения, понуждении к устранению допущенных нарушений, УСТАНОВИЛ: Административный истец ФИО1 обратился с настоящим иском к ответчику Городской Думе города Димитровграда в обосновании заявленных требований указал, что решением Городской Думы г.Димитровграда от 18.12.2019 №37/274 с 01.01.2020 досрочно прекращены его полномочия, как заместителя Председателя Городской Думы города Димитровграда. Данное решение полагает незаконным. Устав МО город Димитровград и действующий Регламент Городской Думы определяет досрочное прекращение полномочий заместителя Председателя Городской Думы с одновременным прекращением полномочий статуса депутата представительного органа муниципального образования и не регламентирует процедуру освобождения депутата от должности. В силу действующих норм Устава города и Регламента Городской Думы досрочное прекращение полномочий заместителя Председателя Городской Думы возможно лишь только на основании личного заявления либо за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Иные основания досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Городской Думы не предусмотрены. Нормам Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены основания досрочного прекращения полномочий депутата. Частью 7.1 ст. 40 указанного закона установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения запретов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным Законом от 25.12.2008 №273-ФЗ. Частью 10 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ предусмотрено, что досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования возможно лишь за нарушение депутатом антикоррупционного законодательства либо на основании личного заявления депутата. Личное заявление о прекращении полномочий он не писал и в Городскую Думу не направлял. С момента избрания его в качестве депутата представительного органа местного самоуправления и по настоящее время, в его деятельности не было допущено каких-либо нарушений законодательства о противодействии коррупции. Таким образом, предусмотренных законом оснований для досрочного прекращения полномочий у Городской Думы при принятии оспариваемого решения не имелось. Просит признать незаконным решение Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 18.12.2019 №37/274 «О досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области»; возложить на Городскую Думу города Димитровграда Ульяновской области устранить допущенные нарушения. В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал. Полагает, что оснований для досрочного прекращения его полномочий не имелось. Поскольку регламентом Городской Думы не определены основания к досрочному прекращению полномочий, то следует руководствоваться положениями закона №131, где такие основания предусмотрены. Представитель административного ответчика Городской Думы города Димитровграда ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что на основании Устава города Димитровграда к компетенции Городской Думы относится избрание, досрочное прекращение полномочий заместителя Председателя Городской Думы. Основания для досрочного прекращения полномочий заместителя Председателя Городской Думы не предусмотрены. С учетом указанного, полномочия могут быть прекращены по усмотрению депутатов Городской Думы, в том же порядке как и избрание. 18.12.2019 было проведено тайное голосование, оно признано состоявшимся. Следовательно, основанием для досрочного прекращения полномочий ФИО1 является вынесенное решения Городской Думы. Полагает, доводы истца о том, что надлежит применять нормы закона необоснованными, поскольку полномочия ФИО1, как депутата, не прекращены. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Судом установлено, что ФИО1 является депутатом Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва. Как следует из протокола первого заседания Городской Думы города Димитровграда от 03.10.2018, решением Городской Думы с учетом тайного голосования заместителем Председателя Городской Думы был избран ФИО1 с возложением на него обязанностей председателя комитета по финансово-экономической политике и городскому хозяйству. Судом установлено, что 18.12.2019 Городская Дума города Димитровграда приняла решение №37/274 о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области ФИО1 с 01 января 2020 года. Не согласившись с указанным решением, административный истец ФИО1 обжаловал его в суд. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В соответствии со ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Частью 3 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.25 Устава Муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области Городская Дума является представительным органом местного самоуправления в городе. Статьей 26 Устава предусмотрено, что к компетенции Городской Думы относится: утверждение организационной структуры Городской Думы, структуры и численность аппарата Городской Думы (п.6), избрание, досрочное прекращение полномочий заместителей Председателя Городской Думы, распределение полномочий между ними (п.14). К компетенции Городской Думы, согласно п.13 ст.26 Устава отнесено и утверждение Регламента Городской Думы. Регламент Городской Думы города Димитровграда (Далее – Регламент) утвержден Решением Городской Думы от 29.08.2018 №89/1079 (с изменениями от 24.04.2019 №20/178). Регламент Городской Думы города Димитровграда является муниципальным правовым актом города Димитровграда Ульяновской области, устанавливающий порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Городской Думы. Соблюдение Регламента является обязательным для депутатов Городской Думы, органов и должностных лиц местного самоуправления города, органов и лиц, обладающих правом правотворческой инициативы, а также лиц, принимающих участие в работе Городской Думы (раздел 1 Регламента). В соответствии со ст.6 Регламента заместитель (заместители) Председателя Городской Думы избирается (избираются) тайным голосованием из состава депутатов Городской Думы. Статья 7 Регламента закрепила процедуру избрания Председателя Городской Думы, заместителя (заместителей) Председателей Городской Думы. Судом установлено, что ни Устав Города, ни Регламент Городской Думы не предусматривают конкретные основания, по которым может быть досрочно прекращены полномочия заместителя Председателя Городской Думы. В соответствии со ст.43 Регламента тайное голосование проводится при избрании, досрочном прекращении полномочий Председателя Городской Думы, заместителя (заместителей) Председателя Городской Думы, а также в иных случаях. Пунктом 4 ст.43 Регламента предусмотрено, что в бюллетене для тайного голосования при избрании, досрочном прекращении полномочий Председателя Городской Думы, заместителя (заместителей) Председателя Городской Думы должны содержаться слова «за» и «против». Таким образом, Регламент Городской Думы предусматривает, что как избрание на должность заместителя Председателя Городской Думы, так и досрочное прекращение полномочий заместителя Председателя Городской Думы осуществляется на основании тайного голосования депутатов Городской Думы, к компетенции которых решение указанного вопроса отнесено Уставом города Димитровграда. Анализ приведенных выше положений Федерального закона N 131-ФЗ, Устава Города, Регламента позволяет сделать вывод, что избрание заместителя Председателя Городской Думы и досрочное освобождение его от занимаемой должности являются внутренними вопросами деятельности Городской Думы города Димитровграда, относятся к сфере субъективного усмотрения и представляют собой реализацию безусловного права депутатов делать свой выбор, давать оценку, которое не зависит от наличия или отсутствия объективных причин качества работы, поведения должностного лица. В данном случае судебной проверке подлежит лишь соблюдение процедуры принятия решения о досрочном освобождении заместителя Председателя Городской Думы от занимаемой должности. Судом установлено, что на заседании фракции КПРФ Городской Думы от 16.12.2019 обсуждался вопрос о рекомендации снять полномочия заместителя Председателя Городской Думы с ФИО1 на заседании Городской Думы от 18.12.2019. При этом указано, что ФИО1 не смог выстроить рабочие отношения с депутатами, неоднократно переходил на оскорбления и нецензурную брань, вступал в конфликты. В тоже время полагают, что не эффективно исполнял обязанности в качестве Председателя Комитета по финансово-экономической политике и городскому хозяйству. Будучи избранным от политического объединения КПРФ, неоднократно выступал против курса политического объединения КПРФ. За вынесение указанной рекомендации проголосовало «за» - 15, против «1» из 16 присутствующих депутатов, что подтверждается выпиской из протокола заседания фракции КПРФ Городской Думы города Димитровграда от 16 декабря 2019 года. Право фракции вносить на рассмотрение заседания Городской Думы проектов решений, выступать с обращениями, сообщениями, заявлениями, предложениями и запросами предусмотрено ст.4 Положения о порядке организаций деятельности фракций Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного Решением Городской Думы №89/1084 от 29.08.2018. 18.12.2019 на совместном заседании комитетов Городской Думы Председателем Городской Думы было рассмотрено предложение о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Городской Думы ФИО1 на внеочередном заседании Городской Думы города Димитровграда. Из 22 присутствующих «за» проголосовало 16 депутатов, «против» - 3 депутата, «воздержались» - 5 депутатов. Было принято решение рассмотреть вопрос «О досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области ФИО1» на внеочередном заседании Городской Думы города Димитровграда; рекомендовать Городской Думе принять соответствующее решение. Указанное подтверждается выпиской из протокола №10 совместного заседания Комитета по финансово-экономической политике и городскому хозяйству, Комитета по социальной политике и местному самоуправлению от 18.12.2019 (13:00). Как следует из протокола внеочередного тридцать седьмого заседания Городской Думы города Димитровграда от 18.12.2019 (14:00), Председатель Городской Думы предлагает по итогам рассмотрения на совместном заседании комитетов от 18.12.2019 включить в повестку дня внеочередного заседания Городской Думы дополнительный вопрос «о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Городской Думы ФИО1». «За» проголосовало 27 депутатов, «против» - 2, «воздержался» -1. Указанный вопрос включен в повестку дня. Судом установлено, что вопрос о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Городской Думы ФИО1 обсуждался на заседании. Для проведения тайного голосования была создана счетная комиссия. Проведено тайное голосование, по итогам которого число голосов, поданных за досрочное прекращение полномочий заместителя Председателя городской Думы ФИО1, составило 18, против – 11, один бюллетень признан недействительным. Таким образом, по итогам тайного голосования было принято решение о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Городской Думы ФИО1 Судом установлено, что процедура вынесения вопроса о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Городской Думы на повестку дня внеочередного заседания Городской Думы не нарушена. Депутаты были надлежащим образом оповещены о месте и времени проведения заседания, что подтверждается и тем, что на заседание явились все 30 депутатов. Принятое на заседании решение о досрочном прекращении полномочий заместителя Председателя Городской Думы принято в пределах компетенции представительного органа при необходимом кворуме. Тайное голосование проведено в соответствии с нормами действующего Регламента. Доводы административного истца ФИО1 о том, что основанием к досрочному освобождению его от должности должно быть либо его личное заявление, либо нарушение им антикоррупционного законодательства, суд находит не обоснованными. Как указывалось ранее, избрание, досрочное прекращение полномочий заместителей Председателя Городской Думы отнесено Уставом города к компетенции Городской Думы. Ни Устав города, ни Регламент Городской Думы не содержат конкретный перечень оснований для досрочного прекращения полномочий заместителя Председателя Городской Думы, оставляя возможность депутатам самостоятельно принимать решения, касающихся их работы. Пунктом 13 ст.33 «Правовой статус Депутата Городской Думы» Устава города предусмотрено, что полномочия депутата Городской Думы, замещающего должность в Городской Думе (заместители Председателя Городской Думы – председатели постоянного комитета, заместители председателя комитета) прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным Законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №78-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». В данном случае, законодатель вводит дополнительное основание для прекращения полномочий депутатов, занимающих определенные должности. Однако данный пункт подлежит применению исключительно при прекращении полномочий депутата, и не является одним из оснований досрочного прекращение полномочий заместителя Председателя Городской Думы. Полагаю необоснованной ссылку ФИО1 на необходимость применения аналогии Закона, в частности, статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой предусмотрены основания для досрочного прекращения полномочий депутата. Порядок наделения полномочиями депутата и заместителя Председателя Городской Думы города Димитровграда, существенно отличается. Статус депутата гражданин приобретает при избрании его народом на выборах, статус заместителя Председателя Городской Думы приобретен на основании решения депутатов Городской Думы, принятого путем проведения тайного голосования депутатов. В связи с различными основаниями приобретения статуса депутата и заместителя Председателя Городской Думы города Димитровграда отличаются и правовые основания и процедура прекращения указанных статусов. Депутата избирает народ на выборах, и поскольку не предусмотрено процедуры проведения прекращения полномочий депутата народными избранниками путем голосования на выборах, законодательно введены основания прекращения статуса депутата. Заместителя Председателя Городской Думы избирают депутаты из своего числа тайным голосованием. Уставом города досрочное прекращение полномочий заместителя Председателя Городской Думы отнесено к компетенции Городской Думы. Регламентом Городской Думы предусмотрено, что досрочное прекращение полномочий осуществляется на основании тайного голосования депутатов Городской Думы. С учетом указанного, основания для досрочного прекращения полномочий Заместителя Председателя Городской Думы не могут быть ограничены основаниями прекращения статуса депутата. Кроме того, следует отметить, что вопрос о прекращении статуса депутата ФИО1 не ставился и не рассматривался. Он по-прежнему является депутатом Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва. С учетом изложенного, оснований к удовлетворению исковых требований ФИО1 не имеется. Руководствуясь ст.ст. 218, 221, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области о признании незаконным решения, понуждении к устранению допущенных нарушений, отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме –30 января 2020 года. Председательствующий судья А.В.Берхеева |