Мотивированное решение изготовлено 15.03.2016 г.
Дело №2А-249/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Богданович 10 марта 2016 г.
Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васильева В.В.
при секретаре Струниной М.А.
с участием:
представителя административного истца помощника Богдановичского городского прокурора Токарева Д.С.
представителя административного ответчика МКУ «Управление образования городского округа Богданович» ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богдановичского городского прокурора действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №31», Городскому округу Богданович, Управлению образования городского округа Богданович о признании незаконным бездействия по непринятию мер и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений,
установил:
Как следует из административного искового заявления Богдановичского городского прокурора, в ходе проведенной проверки по соблюдению законодательства, направленного на безопасное нахождение граждан в местах массового скопления людей, в том числе в образовательных учреждениях, в МКДОУ «Детский сад №31» с. Кунарское выявлены нарушения законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений. Проверкой установлено, что в МКДОУ "Детский сад №31» отсутствует тревожная кнопка вызова экстренных служб. МКДОУ "Детский сад №31» с. Кунарское является муниципальным дошкольным учреждением образования. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие городского округа Богданович, МКУ «Управление образования городского округа Богданович», МКДОУ «Детский сад №31» по непринятию мер по исполнению законодательства в сфере обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений. Также просит обязать ГО Богданович и МКУ «Управление образования городского округа Богданович» в срок до 1.04.2016 г. произвести финансирование МКДОУ «Детский сад №31» расходов на оборудование кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на ПЦО ОВО по Богдановичскому району, обязать МКДОУ «Детский сад №31» в срок до 15.04.2016 г. установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова полиции с выводом на ПЦО ОВО по Богдановичскому району.
В судебном заседании помощник Богдановичского городского прокурора Токарев Д.С. уточнил исковые требования, просив обязать ГО Богданович и МКУ «Управление образования городского округа Богданович» в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения в законную силу произвести финансирование МКДОУ «Детский сад №31» расходов на оборудование кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на ПЦО ОВО по Богдановичскому району, и обязать МКДОУ «Детский сад №31» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова полиции с выводом на ПЦО ОВО по Богдановичскому району.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление образования городского округа Богданович» ФИО1 исковые требования прокурора признал полностью, указав, что деньги на установление тревожной кнопки в школе выделены, заключен договор и в указанные в судебном заседании прокурором сроки требования прокурора будут исполнены.
Представители административных ответчиков ГО Богданович и МКДОУ «Детский сад №31» в судебное заседание не явились, уведомлялись судом о времени и месте рассмотрения дела, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав указанные пояснения, изучив письменные доказательства в материалах дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так в ходе проведенной проверки по соблюдению законодательства, направленного на безопасное нахождение граждан в местах массового скопления людей, в том числе в образовательных учреждениях, в МКДОУ «Детский сад №31» с. Кунарское, прокуратурой выявлены нарушения законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений. Проверкой установлено, что в МКДОУ "Детский сад №31» отсутствует тревожная кнопка вызова экстренных служб.
Как правильно указал прокурор в иске, основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с пунктами 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, " оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия и обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 «Закона об образовании», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
МКДОУ "Детский сад №31» с. Кунарское является муниципальным дошкольным учреждением образования.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с Уставом учредителем школы является городской округ Богданович, функции учредителя осуществляет Администрация ГО Богданович функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении детского сада осуществляет МКУ «Управление образования ГО Богданович».
В силу статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное Учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 55 "Устава городского округа Богданович" (принят Решением Думы МО "Богдановичский район" от 26.05.2005 N 39, зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 21.11.2005 N RU663090002005011) имущество, переданное в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям, а также имущество, приобретенное муниципальными учреждениями на собственные доходы в соответствии с уставной деятельностью и учтенное на отдельном балансе муниципального учреждения, содержится соответственно муниципальными предприятиями, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями городского округа.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования городского округа в силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отнесены организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17, части 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения городского округа органы местного самоуправления обладают полномочиями на создание и осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Администрация городского округа в силу статьи 30, подпункта 13 пункта 1 статьи 6 «Устава городского округа Богданович» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по вопросу организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 "Устава городского округа Богданович" к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится формирование и исполнение местного бюджета.
В соответствии с пунктом 12.1 частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Таким образом, финансовое обеспечение учреждения, является обязательством собственника - городской округ Богданович; учредителя, формирующего и исполняющего бюджет - администрации городского округа Богданович и главного распорядителя бюджетных средств - МКУ «Управление образования городского округа Богданович».
Осуществление дошкольным образовательным учреждением деятельности в отсутствие тревожной кнопки вызова экстренных служб не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований Богдановичского городского прокурора, в сроки, указанные прокурором в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Богдановичского городского прокурора действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие городского округа Богданович, муниципального казенного учреждения «Управление образования городского округа Богданович», муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №31» по непринятию мер по исполнению законодательства в сфере обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений.
Обязать городской округ Богданович и муниципальное казенное учреждение «Управление образования городского округа Богданович» в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести финансирование МКДОУ «Детский сад №31» расходов на оборудование кнопкой экстренного вызова полиции с выводом на ПЦО ОВО по Богдановичскому району.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31» в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова полиции с выводом на ПЦО ОВО по Богдановичскому району.
Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд.
Председательствующий Васильев В.В.