ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-249/2017 от 29.05.2017 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело №2а-249/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2017 года пгт.Ноглики Сахалинской области

Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Антиповой З.А.

с секретарем Луковниковой А.Н.,

с участием заместителя прокурора Ногликского района Русанова Я.С.; представителя администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» - Прониной В.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Ногликского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда, возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ногликского района Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» (далее по тексту – администрация МО «Городской округ Ногликский») о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда, возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд.

В обоснование требований прокурором указано, что проведенной прокуратурой Ногликского района проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский» отсутствует маневренный жилищный фонд, что создает угрозу нарушения конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на предоставление жилых помещений маневренного фонда в случаях, предусмотренных статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Городской округ Ногликский» по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда, возложить на ответчика обязанность создать маневренный жилищный фонд в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Участвующий в деле заместитель прокурора Русанов Я.С. требование поддержал, дополнив, что в прокуратуру обращалась гражданка ФИО4 с жалобой на то, что администрацией района взамен сгоревшего жилого помещения ей было предоставлено другое жилое помещение, которое является непригодным для проживания.

Представитель администрации МО «Городской округ Ногликский» Пронина В.Г. возражала против иска прокурора, указав, что положения пунктов 6, 7, 8 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и соответствующие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не указывают на обязанность органов местного самоуправления по созданию маневренного жилищного фонда. Кроме этого, указала, что администрацией района жилищные права граждан, проживающих в муниципальном образовании «Городской округ Ногликский», в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, соблюдаются иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд исходит из следующего.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и рассматриваемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

К числу вопросов местного значения городского округа названный Федеральный закон относит обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Данная норма носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения органами местного самоуправления, это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.

Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения.

Понуждение к созданию маневренного фонда применительно к рассмотренному делу, когда не установлен сам факт нарушения жилищных прав граждан, в интересах которых обратился прокурор и не выявлена потребность населения в наличии такого фонда, не основано на законе.

Кроме этого, в силу подпункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Такое разграничение соответственно установлено статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, а статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Жилые помещения маневренного жилищного фонда являются видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, под которым понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и, к которым также отнесены: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (статья 92, пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом, органы государственной власти Российской Федерации определяют основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 7 статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации; органы государственной власти субъекта Российской Федерации - порядок их предоставления (пункт 2 статья 13 Жилищного кодекса Российской Федерации); а к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (пункт 4 часть 1 статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Закрепленная названная обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и порядка их предоставления в статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит конкретные указания на способы ее исполнения уполномоченными субъектами, что само по себе не указывает на то, что все предусмотренные в этой норме способы (виды фондов) должны быть реализованы одновременно, то есть не ограничивает самостоятельность местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.

Согласно постановлению администрации МО «Городской округ Ногликский» от 22 октября 2014 года №661 жилищный фонд муниципального образования «Городской округ Ногликский» разделен на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования, специализированные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. <данные изъяты>).

Пунктом 2 указанного нормативно-правового акта органа местного самоуправления установлено, что при необходимости обеспечения граждан муниципального образования «Городской округ Ногликский» в установленных законодательством случаях для временного проживания жилыми помещениями маневренного фонда, производится временный перевод свободных жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования в жилые помещения маневренного фонда.

Постановлением администрации МО «Городской округ Ногликский» от 12 апреля 2016 года №293 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда на условиях коммерческого использования», согласно пункту 1.2 которого получателями муниципальной услуги являются физические лица, постоянно проживающие на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский», попавшие в трудную жизненную ситуацию (временно не имеющие жилья для постоянного проживания) (л.д. <данные изъяты>).

Помимо этого, постановлением администрации МО «Городской округ Ногликский» от 12 апреля 2016 года №294 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного фонда (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда)», согласно пункту 1.2 которого получателями муниципальной услуги являются физические лица, временно, проживающие на территории муниципального образования «Городской округ Ногликский», в связи с характером их трудовых отношений (л.д. <данные изъяты>).

Анализ приведенных норм, а также исследованные письменные материалы дела в совокупности с объяснениями представителя ответчика Прониной В.Г. о том, что граждане, проживающие в муниципальном образовании «Городской округ Ногликский» и оказавшиеся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения, в зависимости от конкретной ситуации обеспечиваются жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, специализированного жилищного фонда, жилищного фонда коммерческого использования, не указывают на вывод о том, что отсутствие одного из видов жилищного фонда в муниципальном образовании «Городской округ Ногликский», в данном случае маневренного, свидетельствует о невыполнении ответчиком требований жилищного законодательства, требующих судебной защиты, и не создает угрозу нарушения прав граждан.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию городского округа к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства, создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан действиями администрации МО «Городской округ Ногликский».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Прокурору Ногликского района отказать в иске, поданном в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда, возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 05 июня 2017 года.

Председательствующий З.А.Антипова

Копия верна. Судья З.А.Антипова