ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-249/2017 от 30.03.2017 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

Дело №2а-249/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Светлогорск 30 марта 2017 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в лице судьи Ганина В.А, при секретаре судебного заседания Андреевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гостиница «Беккер» к ответчику Администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» о признании недействующим постановление Администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» «Об утверждении Положения "О порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Янтарный городской округ" от <Дата><№>

УСТАНОВИЛ:

Истец ООО «Гостиница «Беккер» обратился в суд с административным иском к ответчику Администрации МО «Янтарный городской округ», в котором просит:

-признать недействующим постановление Администрации МО «Янтарный городской округ» «Об утверждении Положения "О порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Янтарный городской округ" от <Дата><№>, со дня его принятия.

В обоснование иска истец указывает, что он является правообладателем НТО «летнее кафе» в период с <Дата> год осуществляло торговлю на территории МО «Янтарный городской округ» в месте размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО), согласно выданным разрешениям <№> и <№>.

<Дата> истец в соответствии с административным регламентом по предоставлению мест для размещения НТО, утвержденного постановлением администрации МО «Янтарный городской округ» от <Дата><№>, обратился в администрацию с просьбой на очередной сезонный период предоставить разрешение для размещения «летнего кафе» для осуществления торговли, на что ответчиком <Дата> был дан ответ, что предоставление мест будет осуществляться на конкурсной основе.

<Дата> на официальном сайте администрации МО «Янтарный городской округ» было размещено постановление «Об утверждении Положения «О порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» от <Дата><№>, включая сам текст Положения. <Дата> в газете «Наш Янтарный» <№> было опубликовано это постановление.

Указанное постановление ответчика является муниципальным нормативным правовым актам, так как согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», это акт, принятый органом местного самоуправления, содержащий правовые нормы (правила поведения, порядок предоставления мест для размещения НТО), рассчитанный на неоднократное применение и влекущий юридические последствия для неопределенного круга лиц.

Истец считает, что это постановление является недействительным по следующим основаниям:

1.Отсутствуют правовые основания установления данного порядка:

В соответствии с подпунктом 6 п.1 ст.39 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения НТО.

В соответствии с пунктом 1 ст.39.36 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для размещения НТО, осуществляется на основании схемы размещения НТО, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ о торговле).

В соответствии с пунктом 3 ст.1 ФЗ о торговле регулирует отношения, возникающие между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности.

В соответствии с пунктом 3 ст.3 ФЗ о торговле, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены: Федеральным законом о торговле; другими федеральными законами; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 и п.5 ст.46 (Компетенция местной администрации) Устава МО «Янтарный городской округ», владение, пользование, распоряжение, управление, использование объектов муниципальной собственности осуществляется администрацией в порядке, установленном действующим законодательством, Уставом, нормативными правовыми актами окружного Совета депутатов.

Таким образом, на момент утверждения администрацией МО «Янтарный городской округ» Порядка предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов, постановлением <№> от <Дата>, на территории муниципального образования отсутствовал какой-либо нормативный акт, устанавливающий обязательный порядок заключения договоров на право размещения НТО на конкурсной основе, в соответствии с которым, администрация имела право предоставлять право использования земельных участков хозяйствующим субъектам для размещения НТО на основании договоров, заключаемых путем проведения торгов в форме конкурса.

Более того, до опубликования постановления <№> от <Дата> на территории муниципального образования уже действовал порядок предоставления мест для размещения НТО. Так, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по предоставлению мест для размещения НТО, утвержденному постановлением администрации МО «Янтарный городской округ» <№> от <Дата>, любой хозяйствующий субъект в заявительно-разрешительном порядке имеет праве обратиться в КУМИ МО «Янтарный городской округ» на основании заявления по форме, утвержденной приложениями №<№> к указанному постановлению, с просьбой заключить договор на право размещения НТО с приложением документов, согласно перечню, утвержденному п.2.12 указанного регламента (без конкурса).

Более того, на территории МО «Янтарный городской округ» на момент утверждения спорного постановления, уже действовала методика определения размера платы за размещение НТО, утвержденная решением окружного Совета депутатов Янтарного городского округа <№> от <Дата>, согласно которой установлен единый и единственный порядок определения платы за размещение НТО, также определено правовое основание для установления и взимания платы - договор на размещение НТО, заключенный оператором (хозяйствующим субъектом) с уполномоченным структурным подразделением администрации МО «Янтарный городской округ».

Таким образом, не имея правового основания для установления Порядка предоставления мест, администрация не только незаконно его установила, но и нарушила: А) порядок определения платы, установив иной порядок, согласно которому участник конкурса должен предложить наиболее высокую цену за 1 кв.м. места размещения которая, в итоге, по результатам конкурса и является ценой договора на право размещение НТО:

Б) цели, установленные подпунктом 3 п.2 ст.1 ФЗ о торговле: баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов и обеспечение прав и законны интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность;

В) правило, устанавливающее, что единственное лицо, с которым возможно заключение договора на право размещения НТО - это не администрация МО «Янтарный городской округ», а структурное подразделение администрации МО «ЯГО».

2. Оспариваемый нормативный акт принят ответчиком с превышением полномочий и компетенции.

Согласно п.5 ст.33 Устава МО «ЯГО», определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к исключительной компетенции окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ».

В соответствии с п.4 и п.5 ст.46 Устава МО «Янтарный городской округ», владение, пользование, распоряжение, управление, использование объектов муниципальной собственности осуществляется администрацией в порядке, установленном действующим законодательством, Уставом, нормативными правовыми актами окружного Совета депутатов.

Таким образом, в нарушении полномочий и компетенции, установленных Уставом МО «Янтарный городской округ», администрация приняла и утвердила нормативный акт, определяющий порядок распоряжения земельными участками (порядка их использования), находящихся в муниципальной собственности, для размещения НТО, что относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ».

Вышеуказанные нарушения ответчиком норм действующего законодательства РФ, положений Устава МО «Янтарный городской округ», не только нарушают основополагающий принцип, установленный пунктом 2 ст.15 Конституции Российской Федерации, но и нарушают и создают угрозу нарушения прав и законных интересов ООО «Гостиница «Беккер» как хозяйствующего субъекта в сфере осуществления торговой деятельности в нестационарных торговых объектах: истец лишен права на законных основаниях осуществлять, развивать торговую деятельность на территории пгт. Янтарный, лишен возможности свободно и на равных условиях с другими хозяйствующими субъектами осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере торговли в НТО - «летнее кафе», расположенное в существующем месте размещения «спуск парк им. М. Беккера справа от спуска».

В соответствии с пунктом 4 ст.7 ФЗ №131- ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 поддержала исковые требования и подтвердила указанные в нем доводы.

Ответчик в лице представителя по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал, так как считает его законным и поэтому не усматривают нарушение прав истца.

Суд, выслушав стороны и исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии разъяснениями пунктов 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что:

9. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

10. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.

Судом установлено, что исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования «Янтарный городской округ» <ФИО>5 принято постановление от <Дата><№> «Об утверждении Положения «О порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ», включая сам текст Положения (л.д.61-86), которое было опубликована в средствах массовой информации (газете «Наш Янтарный).

Из Положения «О порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» следует, что настоящее Положение устанавливает правовые и экономические основы формирования и управления процессом в части расположения, строительства, предоставления и эксплуатации НТО, обеспечивает защиту интересов физических и юридических лиц - пользователей данным элементом инфраструктуры на территории муниципального образования "Янтарный городской округ" (п.1.1.)

Из указанного Положения… также следует, что:

1.4. Схема размещения НТО разрабатывается, утверждается и изменяется администрацией муниципального образования "Янтарный городской округ" в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, и в соответствии с настоящим Положением.

2.1. Предоставление права на размещение НТО осуществляется путем проведения торгов по продаже права на заключение договоров на размещение НТО. Предоставление права на размещение НТО хозяйствующим субъектам, включенным в реестр, осуществляется в порядке, предусмотренном переходными пунктами настоящего Положения.

Исходя из анализа указанных пунктов Положения «О порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» суд усматривает в них признаки, которые характеризуют его как нормативный правовой акт, так как в нем имеются правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, указанное Положение … содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.

Вместе с тем особенности размещения нестационарных торговых объектов регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии со ст.10 которого размещение НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО.

Порядок разработки и утверждения схемы размещения НТО на территории муниципальных образований Калининградской области утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 28.05.2010 №386 «О порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области» (далее постановление №386).

Из постановления №386 следует, что:

53. Решения о подготовке схем размещения НТО, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в схемы принимаются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, определенными уставами соответствующих муниципальных образований.

64. Органы местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, определенные уставами соответствующих муниципальных образований, с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний принимают решения об утверждении схемы размещения НТО или об отклонении схемы размещения НТО и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Из изложенных положений постановления №386 суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении схемы размещения НТО принимает орган местного самоуправления - Совет депутатов муниципального образования, так как в пункте 64 постановления №836 не указано, что такое решение вправе принимать исполнительно-распорядительный органам местного самоуправления, что также подтверждается пунктом 53 постановления №836, из которого следует, что решение о подготовке схемы размещения НТО, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в схему принимаются исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

Согласно ст.37 (Местная администрация) Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017):

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно Уставу муниципального образования «Янтарный городской округ», принятому решением окружного Совета депутатов Янтарного городского округа от <Дата><№> (ред. от <Дата>, с изм. от <Дата>) "О принятии Устава муниципального образования "Янтарный городской округ" (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по <Адрес><Дата> N <№>, следует, что:

Статья 45. Администрация муниципального образования "Янтарный городской округ"

1. Администрация муниципального образования "Янтарный городской округ" (далее - администрация) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Янтарный городской округ" и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области.

2. Администрация муниципального образования "Янтарный городской округ" осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Калининградской области, нормативно-правовыми актами муниципального образования "Янтарный городской округ", настоящим Уставом, нормативными правовыми актами окружного Совета депутатов и правовыми актами местной администрации.

Статья 46-1. Глава администрации муниципального образования "Янтарный городской округ"

3. В сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации муниципального образования:

1) на принципах единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального образования и ее структурных подразделений, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации муниципального образования "Янтарный городской округ" по решению всех вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции;

2) разрабатывает и представляет на утверждение окружного Совета депутатов муниципального образования структуру администрации, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрации муниципального образования;

3) утверждает штатные расписания администрации, определяет функции, полномочия руководителей структурных подразделений администрации; утверждает положения о структурных подразделениях администрации, за исключением положений о структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица, и должностные инструкции муниципальных служащих администрации, работников по техническому обеспечению; выдает от имени администрации муниципального образования "Янтарный городской округ" доверенности на представление интересов в судебных и иных государственных органах;

4) организует работу с кадрами администрации, их аттестацию на соответствие занимаемым должностям; в установленном действующим законодательством порядке назначает на должности и освобождает от них муниципальных служащих администрации, руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

5) назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации муниципального образования по согласованию с окружным Советом депутатов, начальников управлений, отделов и комитетов администрации муниципального образования, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности;

6) в соответствии с действующим законодательством определяет размер должностного оклада, размер ежемесячных и иных дополнительных выплат руководителям и работникам муниципальных предприятий и учреждений, а также определяет порядок осуществления указанных выплат;

7) вносит на утверждение в окружной Совет депутатов проект местного бюджета муниципального образования "Янтарный городской округ", а также отчет о его исполнении;

8) подписывает финансовые документы;

9) вносит предложения в окружной Совет депутатов о планах и программах социально-экономического развития муниципального образования "Янтарный городской округ" и внесении изменений, уточнений в них;

10) организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления муниципального образования "Янтарный городской округ" федеральными законами и законами Калининградской области;

11) осуществляет права собственника от имени муниципального образования "Янтарный городской округ" в отношении муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом и нормативными правовыми актами окружного Совета депутатов;

12) заключает от имени администрации муниципального образования "Янтарный городской округ" договоры и соглашения с юридическими лицами, в том числе с зарубежными, по вопросам компетенции местной администрации; передает в установленном порядке полномочия по заключению договоров другим должностным лицам местной администрации;

13) отменяет или приостанавливает действие распоряжений и иных актов, принятых руководителями структурных подразделений администрации, руководителями муниципальных предприятий и учреждений, в случае, если они противоречат федеральному, областному законодательству и настоящему Уставу;

14) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Калининградской области, настоящим Уставом, нормативно-правовыми актами главы муниципального образования и окружного Совета депутатов муниципального образования "Янтарный городской округ".

4. В сфере взаимодействия с районным Советом депутатов глава администрации муниципального образования:

1) вносит в окружной Совет депутатов проекты нормативных правовых актов муниципального образования;

2) вносит предложения о созыве внеочередных заседаний окружного Совета депутатов;

3) предлагает вопросы в повестку дня заседаний окружного Совета депутатов.

Из анализа указанных правовых норма видно, что ни администрация МО «Янтарный городской округ», ни ее глава не наделены полномочиями по принятию (изданию) нормативных правовых актов, устанавливающих правила поведения обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что утверждение Положения «О порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» произведено администрацией МО «Янтарный городской округ» не в рамках ее компетенции, т.е. принято не управомоченным органом местного самоуправления муниципального образования «Янтарный городской округ», который в данном случае должен был выступать представительный орган местного самоуправления - окружной Совет депутатов МО «Янтарный городской округ».

Следовательно, оспариваемое постановление и утвержденное им Положение «О порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Янтарный городской округ» являются недействительными с момента их принятия ответчиком.

В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца в полном объеме, так как оспариваемое постановление нарушает законные права истца на осуществление предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования истца ООО «Гостиница «Беккер» удовлетворить.

Признать недействующим постановление Администрации МО «Янтарный городской округ» «Об утверждении Положения "О порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Янтарный городской округ" от <Дата><№>, со дня его принятия.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение муда изготовлено <Дата>.

СУДЬЯ ГАНИН В.А.